**"Лезгинка в опере должна быть настоящей!"
Премьеры юбилейного сезона в театре "Санктъ-Петербургъ Опера"
Проходящая в эти дни декада "самых-самых" спектаклей в театре "Санктъ-Петербургъ Опера", посвящённых двадцатилетнему юбилею театра, открылась премьерой: двумя одноактными спектаклями на музыку Д. Д. Шостаковича.
В основу спектакля "Игроки-1942" легла неоконченная опера Шостаковича "Игроки", дополненная аудио-фрагментами выступления Шостаковича, его фортепианной сонатой ор. 61, а также письмами композитора к И. Гликману. Опера буквально искрится юмором - возможно, Шостакович просто "отдыхал" душой после окончания Седьмой симфонии; возможно - работая над оперой, отвлекал себя от грустных мыслей о тех, кто остался в осаждённом Ленинграде.
Проходящая в эти дни декада "самых-самых" спектаклей в театре "Санктъ-Петербургъ Опера", посвящённых двадцатилетнему юбилею театра, открылась премьерой: двумя одноактными спектаклями на музыку Д. Д. Шостаковича.
В основу спектакля "Игроки-1942" легла неоконченная опера Шостаковича "Игроки", дополненная аудио-фрагментами выступления Шостаковича, его фортепианной сонатой ор. 61, а также письмами композитора к И. Гликману. Опера буквально искрится юмором - возможно, Шостакович просто "отдыхал" душой после окончания Седьмой симфонии; возможно - работая над оперой, отвлекал себя от грустных мыслей о тех, кто остался в осаждённом Ленинграде.
Дмитриев: как Чацкий, с корабля - на бал
Михайловский театр продолжает заявленную в начале сезона политику приглашения "звёзд" со стороны - как из-за рубежа, так и из Мариинки и из расположенной по соседству Филармонии. Шестого ноября в Михайловском театре спектаклем "Евгений Онегин" продирижировал народный артист России Александр Дмитриев.
Событие афишировалось; михайловскому "Евгению Онегину" уже 22 года, потому было необыкновенно интересно: что признанный дирижёр сможет сделать с этим спектаклем, какой "фейс-лифтинг" ожидает постановку, в остальном вполне, так сказать, дежурную. Хотя профессионалы утверждают, что для того, чтобы выявить реальный уровень труппы, не надо ходить на гала-концерты и разрекламированные в прессе выступления приглашённых звёзд - надо просто посетить рядовой спектакль.
Событие афишировалось; михайловскому "Евгению Онегину" уже 22 года, потому было необыкновенно интересно: что признанный дирижёр сможет сделать с этим спектаклем, какой "фейс-лифтинг" ожидает постановку, в остальном вполне, так сказать, дежурную. Хотя профессионалы утверждают, что для того, чтобы выявить реальный уровень труппы, не надо ходить на гала-концерты и разрекламированные в прессе выступления приглашённых звёзд - надо просто посетить рядовой спектакль.
"Заслуге" - заслуженная любовь
20 октября Заслуженный коллектив России, симфонический оркестр СПб Филармонии дал концерт во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Юрием Темиркановым. Прозвучали произведения Сергея Прокофьева: Симфония №5 и Сюита №2 из балета "Ромео и Джульетта". Это был последний концерт филармонического оркестра в Питере перед длительными гастролями по городам США.
Однако Юрия Темирканова можно поздравить и с другим событием: 15 октября состоялось последнее из пяти представлений оперы "Травиата" под управлением Юрия Темирканова на Фестивале Верди в Парме, и эта работа превратилась в триумф петербургского дирижера. Критика с удивлением отметила, что маэстро, в последние десятилетия посвящающий себя главным образом симфоническому дирижированию, за пульт оперных оркестров встает не часто, а к музыке Верди вообще обратился впервые. Эта творческая победа Юрия Темирканова тем значительней, что она случилась в Италии, где музыка Верди - национальная святыня, "Травиату" буквально все, от мала до велика, знают наизусть, да ещё и в Парме - самого центра итальянского "культа Верди".
Однако Юрия Темирканова можно поздравить и с другим событием: 15 октября состоялось последнее из пяти представлений оперы "Травиата" под управлением Юрия Темирканова на Фестивале Верди в Парме, и эта работа превратилась в триумф петербургского дирижера. Критика с удивлением отметила, что маэстро, в последние десятилетия посвящающий себя главным образом симфоническому дирижированию, за пульт оперных оркестров встает не часто, а к музыке Верди вообще обратился впервые. Эта творческая победа Юрия Темирканова тем значительней, что она случилась в Италии, где музыка Верди - национальная святыня, "Травиату" буквально все, от мала до велика, знают наизусть, да ещё и в Парме - самого центра итальянского "культа Верди".
"Я только поднял пистолет..."
Седьмого октября – впервые в отремонтированном здании – оперная труппа Михайловского театра открыла 175-й сезон оперой Чайковского «Пиковая дама».
Надо воздать должное г-ну Кехману: масштабы проведённых реставрационно-восстановительных работ и их качество не могут не впечатлить.
Зал буквально сияет, но без «самоварного блеска»: он оформлен в гамме терракоты и цвета слоновой кости с белым золотом. Художник Вячеслав Окунев нашёл в запасниках Театрального музея эскизы исторического занавеса, который и был бережно воссоздан. Отныне этот занавес станет одним из символов Михайловского театра. Напомним, что в здании площадью более 11 тысяч квадратных метров ремонт не проводился с 1950-х годов. Огромный комплекс работ, проведенных в театре под контролем КГИОП всего за четыре месяца, был выполнен целиком за счёт личных средств Кехмана и обошелся, как минимум, в 300 миллионов рублей.
Надо воздать должное г-ну Кехману: масштабы проведённых реставрационно-восстановительных работ и их качество не могут не впечатлить.
Зал буквально сияет, но без «самоварного блеска»: он оформлен в гамме терракоты и цвета слоновой кости с белым золотом. Художник Вячеслав Окунев нашёл в запасниках Театрального музея эскизы исторического занавеса, который и был бережно воссоздан. Отныне этот занавес станет одним из символов Михайловского театра. Напомним, что в здании площадью более 11 тысяч квадратных метров ремонт не проводился с 1950-х годов. Огромный комплекс работ, проведенных в театре под контролем КГИОП всего за четыре месяца, был выполнен целиком за счёт личных средств Кехмана и обошелся, как минимум, в 300 миллионов рублей.
Рене Папе в питерском "Дон Карлосе"
В рамках XV фестиваля "Звёзды белых ночей" в Мариинском театре нет-нет, да и появляются настоящие звёзды: Таким задумывался спектакль "Дон Карлос" со "звёздным" составом и приглашёнными солистами.
Из-за дикой пробки на Невском я опаздывал в театр, но не особенно волновался, поскольку дирижировать должен был Валерий Гергиев. Так и вышло: опоздав на 15 минут, я успел и программку купить, и помахать ручкой всем знакомым: спектакль начали на 20 минут позже - "фирменная примочка" Гергиева. Бывало - и на сорок минут...
Из-за дикой пробки на Невском я опаздывал в театр, но не особенно волновался, поскольку дирижировать должен был Валерий Гергиев. Так и вышло: опоздав на 15 минут, я успел и программку купить, и помахать ручкой всем знакомым: спектакль начали на 20 минут позже - "фирменная примочка" Гергиева. Бывало - и на сорок минут...
Гергиев в очередной раз поставил на красное
В рамках XV фестиваля "Звёзды белых ночей" 21 июня в Мариинском театре прошла премьера новой сценической версии оперы Прокофьева "Игрок". В одной из своих коронных партий (Алексей) на сцену вышел знаменитый тенор Владимир Галузин.
Началось всё это очень давно: когда-то Константин Плужников буквально бредил постановкой "Игрока", и в то время он ещё входил в круг друзей Валерия Гергиева. Опера "делалась" буквально в квартире Плужникова; в 1988 году Гергиев стал главным дирижёром, и на следующий год была сделана первая версия "Игрока" (Semi-staged, или полуконцертное исполнение) на сцене Мариинки. В 1991 году к столетию со дня рождения Прокофьева (и чтобы не вспоминать в связи с "Игроком" ненавистного с некоторых пор Плужникова ) в Мариинском поставил "Игрока" Темур Чхеидзе (художник-постановщик - Теймураз Мурванидзе). Следующей сценической версией "Игрока" в Мариинке в 1996 году стал тот же спектакль Чхеидзе в декорациях Георгия Цыпина.
Началось всё это очень давно: когда-то Константин Плужников буквально бредил постановкой "Игрока", и в то время он ещё входил в круг друзей Валерия Гергиева. Опера "делалась" буквально в квартире Плужникова; в 1988 году Гергиев стал главным дирижёром, и на следующий год была сделана первая версия "Игрока" (Semi-staged, или полуконцертное исполнение) на сцене Мариинки. В 1991 году к столетию со дня рождения Прокофьева (и чтобы не вспоминать в связи с "Игроком" ненавистного с некоторых пор Плужникова ) в Мариинском поставил "Игрока" Темур Чхеидзе (художник-постановщик - Теймураз Мурванидзе). Следующей сценической версией "Игрока" в Мариинке в 1996 году стал тот же спектакль Чхеидзе в декорациях Георгия Цыпина.
Не по-детски оскоплённая "Золушка" в детском театре
Попытка представить "Золушку" Россини в театре "Зазеркалье" успехом не увенчалась
Бывший Театральный зал Павловой на ул. Рубинштейна, 13 славен тем, что в бытность клубом Петербургского собрания художников, литераторов и артистов на его сцене была впервые представлена комедия А. Н. Островского "Не все коту масленица". Здесь в 1910 году М. М. Фокин в декорациях и костюмах по эскизам Л. С. Бакста поставил балет "Карнавал" на музыку Шумана с Карсавиной, Фокиным и Нижинским, а роль Пьеро исполнялась В. Э. Мейерхольдом. В послереволюционные годы в здании располагалась школа актерского мастерства, руководимая Л. Вивьеном. Восстановленное после войны здание становится Домом художественной самодеятельности, где выступают самодеятельные коллективы Ленинграда. Там же с 1951 года открывается первый в стране Театр народного творчества. В январе 1995 года здание отдали Санкт-Петербургскому детскому музыкальному театру "Зазеркалье" - куда на закрытие сезона и отправился ваш корреспондент.
Бывший Театральный зал Павловой на ул. Рубинштейна, 13 славен тем, что в бытность клубом Петербургского собрания художников, литераторов и артистов на его сцене была впервые представлена комедия А. Н. Островского "Не все коту масленица". Здесь в 1910 году М. М. Фокин в декорациях и костюмах по эскизам Л. С. Бакста поставил балет "Карнавал" на музыку Шумана с Карсавиной, Фокиным и Нижинским, а роль Пьеро исполнялась В. Э. Мейерхольдом. В послереволюционные годы в здании располагалась школа актерского мастерства, руководимая Л. Вивьеном. Восстановленное после войны здание становится Домом художественной самодеятельности, где выступают самодеятельные коллективы Ленинграда. Там же с 1951 года открывается первый в стране Театр народного творчества. В январе 1995 года здание отдали Санкт-Петербургскому детскому музыкальному театру "Зазеркалье" - куда на закрытие сезона и отправился ваш корреспондент.
Своевременная книга
Итальянский тенор Николай Иванов
"Очень своевременная книга!" - хочется воскликнуть вслед за Ильичом. И не только потому, что книги о музыке и музыкантах практически перестали издаваться с начала 90-х годов; дело в том, что Николай Иванов - это легендарный певец, когда-то знаменитый не только в Италии, но во всей Европе - и практически неизвестный в России. "…Я после Рубини не знаю тенора, который мог бы исполнить это так, как вы!" - писал о беллиниевских "Пуританах" Джоаккино Россини в письме от 4 января 1841 года Иванову; композитора и певца связывала многолетняя дружба.
"Очень своевременная книга!" - хочется воскликнуть вслед за Ильичом. И не только потому, что книги о музыке и музыкантах практически перестали издаваться с начала 90-х годов; дело в том, что Николай Иванов - это легендарный певец, когда-то знаменитый не только в Италии, но во всей Европе - и практически неизвестный в России. "…Я после Рубини не знаю тенора, который мог бы исполнить это так, как вы!" - писал о беллиниевских "Пуританах" Джоаккино Россини в письме от 4 января 1841 года Иванову; композитора и певца связывала многолетняя дружба.
Концерт Эвы Подлещ в Питере
фестиваль "Дворцы Петербурга"
Девятого июня в зале академической Капеллы открылся международный музыкальный фестиваль "Дворцы Петербурга" - юбилейный, ибо проходит он на берегах Невы уже в пятнадцатый раз. Открылся буквально "выстрелом": в отличие от многих других мероприятий подобного рода, в первом концерте фестиваля выступила настоящая звезда: уникальное контральто из Польши Эва Подлещ, которая исполнила кантату Россини "Жанна Д'Арк", никогда доселе в Петербурге не звучавшую.
Девятого июня в зале академической Капеллы открылся международный музыкальный фестиваль "Дворцы Петербурга" - юбилейный, ибо проходит он на берегах Невы уже в пятнадцатый раз. Открылся буквально "выстрелом": в отличие от многих других мероприятий подобного рода, в первом концерте фестиваля выступила настоящая звезда: уникальное контральто из Польши Эва Подлещ, которая исполнила кантату Россини "Жанна Д'Арк", никогда доселе в Петербурге не звучавшую.
"Электра": фото на паспорт
Шестого мая в Мариинском театре прошла очередная оперная премьера: "Электра" Рихарда Штрауса. Первым и до сей поры последним постановщиком "Электры" в Мариинском театре был Всеволод Мейерхольд, поставивший её в 1913 году в содружестве с художником А. Головиным.
Гуго фон Гофмансталь, плодотворно сотрудничавший со Штраусом, в основу либретто положил свою же пьесу по трагедии Софокла "Электра": она с минимальными изменениями воплощена в музыке одноактной оперы. Поэтому я не буду пересказывать вам краткое содержание оперы: во-вторых, этим занимаются те критики, кому после спектакля больше нечего сказать, а во-первых - потому, что мой редактор всё равно выкидывает из рецензий те места, где я, на его взгляд, слишком уж умничаю. А с редактором, как известно, не поспоришь.
Гуго фон Гофмансталь, плодотворно сотрудничавший со Штраусом, в основу либретто положил свою же пьесу по трагедии Софокла "Электра": она с минимальными изменениями воплощена в музыке одноактной оперы. Поэтому я не буду пересказывать вам краткое содержание оперы: во-вторых, этим занимаются те критики, кому после спектакля больше нечего сказать, а во-первых - потому, что мой редактор всё равно выкидывает из рецензий те места, где я, на его взгляд, слишком уж умничаю. А с редактором, как известно, не поспоришь.