СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МИНИМАЛИЗМА
"Мадам Баттерфляй" открыла сезон в Большом
Большой театр России в минувшую субботу открыл свой первый сезон вне исторического здания: долгожданная реконструкция началась несмотря на то, что до сих пор все планы по ее проведению не согласованы. Впрочем, удивляться этому не приходится - как в песне поется: "В стране моей советской чудес не перечесть: вот комсомола нету, а "Комсомолка" - есть!" Простому меломану остается уповать лишь на чудо, что в обещанном 2008 году он вновь сможет войти в здание под аполлоновой квадригой, и что акустика реконструированного зала будет не хуже того, что было раньше.
Оперная программа первого года "на выселках" небогата: запланировано всего три премьеры. Хотя ожидать большего было бы чересчур самонадеянно, поскольку и с двумя сценами Большой давал не более четырех премьер за сезон.
Большой театр России в минувшую субботу открыл свой первый сезон вне исторического здания: долгожданная реконструкция началась несмотря на то, что до сих пор все планы по ее проведению не согласованы. Впрочем, удивляться этому не приходится - как в песне поется: "В стране моей советской чудес не перечесть: вот комсомола нету, а "Комсомолка" - есть!" Простому меломану остается уповать лишь на чудо, что в обещанном 2008 году он вновь сможет войти в здание под аполлоновой квадригой, и что акустика реконструированного зала будет не хуже того, что было раньше.
Оперная программа первого года "на выселках" небогата: запланировано всего три премьеры. Хотя ожидать большего было бы чересчур самонадеянно, поскольку и с двумя сценами Большой давал не более четырех премьер за сезон.
У нас своя "Норма"...
"Норма" в Новой опере
Открытие оперного сезона в российской столице на этот раз оказалось весьма нетривиальным. Первой в марафон включилась "Новая опера", от которой после смерти Евгения Колобова уже мало кто ждал чего-то путного. Но театр сумел по-настоящему удивить всех, начав с премьеры, да еще какой - на суд зрителей решились вынести не национальную классику и не затёртый западный репертуар, а труднейший опус бельканто - беллиниевскую "Норму".
Переоценить такой шаг весьма трудно: эта великая опера не такой уж частый гость не только в Москве, но и вообще на отечественных сценах. Конечно, мы хорошо помним, что в советский период блестящими исполнительницами труднейшей партии галльской жрицы были Гоар Гаспарян и Мария Биешу, однако постановки этой оперы можно было пересчитать по пальцам, поскольку практики отечественного оперного театра во главе с самим Борисом Покровским определяли драматургию раннеромантического музыкального театра, как "архаичную".
Открытие оперного сезона в российской столице на этот раз оказалось весьма нетривиальным. Первой в марафон включилась "Новая опера", от которой после смерти Евгения Колобова уже мало кто ждал чего-то путного. Но театр сумел по-настоящему удивить всех, начав с премьеры, да еще какой - на суд зрителей решились вынести не национальную классику и не затёртый западный репертуар, а труднейший опус бельканто - беллиниевскую "Норму".
Переоценить такой шаг весьма трудно: эта великая опера не такой уж частый гость не только в Москве, но и вообще на отечественных сценах. Конечно, мы хорошо помним, что в советский период блестящими исполнительницами труднейшей партии галльской жрицы были Гоар Гаспарян и Мария Биешу, однако постановки этой оперы можно было пересчитать по пальцам, поскольку практики отечественного оперного театра во главе с самим Борисом Покровским определяли драматургию раннеромантического музыкального театра, как "архаичную".
Kirov в Королевской опере
что писали критики
Этой публикацией мы заканчиваем обзор английской критики, посвящённый краткому гастрольному десанту Кировской-Мариинской оперной труппы в Англию и её выступлениям на сцене прославленной Королевской оперы.
Неустаревающий, но застрявший в прошлом
Определённо, история признáет определяющее право за первыми набросками Мусоргского его шедевра - "Бориса Годунова" - "оперы в семи сценах", которую он закончил в 1869 году. Так озадачившая консерваторов-традиционалистов в России, эта работа просто опередила своё время - это правда без прикрас.
Этой публикацией мы заканчиваем обзор английской критики, посвящённый краткому гастрольному десанту Кировской-Мариинской оперной труппы в Англию и её выступлениям на сцене прославленной Королевской оперы.
Неустаревающий, но застрявший в прошлом
Определённо, история признáет определяющее право за первыми набросками Мусоргского его шедевра - "Бориса Годунова" - "оперы в семи сценах", которую он закончил в 1869 году. Так озадачившая консерваторов-традиционалистов в России, эта работа просто опередила своё время - это правда без прикрас.
"Хованщина" в Лондоне
Мы продолжаем публиковать отзывы английской критики на гастроли оперной труппы Мариинского театра - или "Киров-оперы", как её привычно называют на Западе - в Лондоне. Предлагаем вашему вниманию две рецензии на оперу "Хованщина".
"Нафталинный" раритет, похоже, понравился...
Во второй из своих трёх лондонских продукций Киров опера разумно повернулась к тому, что удаётся ей лучше всего: старомодная русская опера, поставленная в старомодной манере. Это постановка "Хованщины" Мусоргского 1960 года, подновлённая Юрием Александровым. Она определённо хороша, со своим составом из более-менее исторических персонажей, излагающих свои речения на фоне целой серии искусно расписанных декораций, что образуют своеобразный путеводитель по старой Москве.
"Нафталинный" раритет, похоже, понравился...
Во второй из своих трёх лондонских продукций Киров опера разумно повернулась к тому, что удаётся ей лучше всего: старомодная русская опера, поставленная в старомодной манере. Это постановка "Хованщины" Мусоргского 1960 года, подновлённая Юрием Александровым. Она определённо хороша, со своим составом из более-менее исторических персонажей, излагающих свои речения на фоне целой серии искусно расписанных декораций, что образуют своеобразный путеводитель по старой Москве.
"Борис" в Лондоне
Как известно, оперная труппа Мариинского театра - или "Киров-опера", как её привычно называют на Западе - начала свои гастроли в Лондоне. Мы знакомим вас с откликами английской прессы на это событие.
Две рецензии на один спектакль
Недельный визит Киров оперы в Ковент Гарден открылся великим историческим эпосом Мусоргского "Борис Годунов". Опера дана в оригинальной версии 1869 года, в постановке, впервые увидевшей свет рампы в Петербурге в 2002 году. В сувенирной программке написано, что "сценическая концепция" принадлежит Валерию Гергиеву и художнику Георгию Цыпину - таким образом, артистический вождь и главный дирижёр Киров оперы ответственен не только за музыкальную, но и за визуальную часть постановки. Если это так, то он должен был доверить последнее кому-либо другому.
Успокойся, дорогая…
Энтони Холден нашёл "Отелло" Верди в постановке Питера Холла чрезмерно театральной и неизысканной
У Шекспира Отелло добирается от Венеции до Кипра пятьдесят минут; у Верди - менее, чем за пять. В процессе мы теряем такие тонкие, но значительные детали, как отца Дездемоны, говорящего её мужу: "Она предала своего отца, и теперь может быть твоею". Подобные намёки, нюансы, подсказки - всё это, увы, испарилось из либретто Бойто, лишь в основном следовавшего сюжету - и шекспировский мавр превращается в странного солдата, очень легко терпящего поражение на семейном фронте.
У Шекспира Отелло добирается от Венеции до Кипра пятьдесят минут; у Верди - менее, чем за пять. В процессе мы теряем такие тонкие, но значительные детали, как отца Дездемоны, говорящего её мужу: "Она предала своего отца, и теперь может быть твоею". Подобные намёки, нюансы, подсказки - всё это, увы, испарилось из либретто Бойто, лишь в основном следовавшего сюжету - и шекспировский мавр превращается в странного солдата, очень легко терпящего поражение на семейном фронте.
МЕСЯЦ В "ЛИСЕО"
из дневника странствующего меломана
Опера, как известно, родилась в Италии. Однако не думаю, что будет большой ошибкой, если мы назовём искусство оперы европейским явлением. С одной стороны, большинство историков музыки называют предтечей оперного жанра древнегреческий театр, музыка в котором была полноправным участником действа, а не оформлением и не комментарием. Именно античные трагедии были источником вдохновения для Якопо Пери, Джулио Каччини и Оттавио Ринуччини, когда они вздумали возродить то, о чём имели лишь весьма смутное представление. С другой стороны, именно в Европе сложились ведущие национальные оперные школы, такие как итальянская, французская, немецкая (или австро-немецкая) и славянская (вижу, как пуристы-теоретики назидательно покачивают головами за моё лихое объединение русской, чешской и польской оперы в одну школу). По существу, сугубо европейским явлением - по своему мышлению и средствам выразительности - опера остаётся и сегодня, несмотря на то, что давно перешагнула океаны и достаточно комфортно чувствует себя в обеих Америках, на Дальнем Востоке, в Австралии и даже в Африке.
Опера, как известно, родилась в Италии. Однако не думаю, что будет большой ошибкой, если мы назовём искусство оперы европейским явлением. С одной стороны, большинство историков музыки называют предтечей оперного жанра древнегреческий театр, музыка в котором была полноправным участником действа, а не оформлением и не комментарием. Именно античные трагедии были источником вдохновения для Якопо Пери, Джулио Каччини и Оттавио Ринуччини, когда они вздумали возродить то, о чём имели лишь весьма смутное представление. С другой стороны, именно в Европе сложились ведущие национальные оперные школы, такие как итальянская, французская, немецкая (или австро-немецкая) и славянская (вижу, как пуристы-теоретики назидательно покачивают головами за моё лихое объединение русской, чешской и польской оперы в одну школу). По существу, сугубо европейским явлением - по своему мышлению и средствам выразительности - опера остаётся и сегодня, несмотря на то, что давно перешагнула океаны и достаточно комфортно чувствует себя в обеих Америках, на Дальнем Востоке, в Австралии и даже в Африке.
Жертв и разрушений нет, или "САМСОН" в Израильской опере
Камилл Сен-Санс, "Самсон и Далила" - опера в трех действиях (четырех картинах); либретто Ф.Лемера на основе библейской легенды.
Действующие лица:
Далила, жрица Дагона - Марианна Тарасова, Елена Заремба
Самсон, Судья Израилев - Алан Глассман, Габи Саде
Верховный жрец Дагона - Сен-Хьюн Ко, Владимир Браун
Абимелех, газский сатрап - Владимир Браун, Борис Мартинович
Старый иудей - Андреа Сильвестрелли
Действующие лица:
Далила, жрица Дагона - Марианна Тарасова, Елена Заремба
Самсон, Судья Израилев - Алан Глассман, Габи Саде
Верховный жрец Дагона - Сен-Хьюн Ко, Владимир Браун
Абимелех, газский сатрап - Владимир Браун, Борис Мартинович
Старый иудей - Андреа Сильвестрелли
"Путешествие на край тысячелетия"
Действие происходит в Танжере, Испании, Париже и Вормайсе в 999 году.
В Европе с трепетом ожидают второго пришествия Избавителя. Преуспевающий еврейский купец из Танжера в обществе двух своих жён, арабского делового компаньона и учёного раввина отправляется в океанское плавание к устью реки Сены, и далее в Париж. Его целью на сей раз является не только бизнес, но главное - примирение с племянником, чья новая жена, молодая вдова из Вормса, не согласна терпеть многожёнства североафриканского родича.
Это противостояние приводит к конфликту с еврейской общиной, а затем к суду и бойкоту.
Не выдержав этого, вторая и самая любимая жена Бен-Атара кончает с собой. Потрясённый самоубийством супруги, купец проклинает всё на свете…
В Европе с трепетом ожидают второго пришествия Избавителя. Преуспевающий еврейский купец из Танжера в обществе двух своих жён, арабского делового компаньона и учёного раввина отправляется в океанское плавание к устью реки Сены, и далее в Париж. Его целью на сей раз является не только бизнес, но главное - примирение с племянником, чья новая жена, молодая вдова из Вормса, не согласна терпеть многожёнства североафриканского родича.
Это противостояние приводит к конфликту с еврейской общиной, а затем к суду и бойкоту.
Не выдержав этого, вторая и самая любимая жена Бен-Атара кончает с собой. Потрясённый самоубийством супруги, купец проклинает всё на свете…
Концерт без костюмов
"Риголетто" Израильской филармонии
И какой концерт! Один из лучших в сезоне. Изумительный дирижер, превосходные солисты. Каждый номер программы - заслушаешься! И только одно "но": номера эти, по идее, должны были составлять нечто единое под названием "Риголетто", оперу Верди. А в памяти остались фрагменты, один другого лучше, но не цельное впечатление. Как это могло случиться?
Сидевший рядом со мной Аркадий Гутгарц, человек, чьей эрудицией в области оперы я не устаю восхищаться, узнав еще до концерта, что мне предстоит писать рецензию, с ходу предложил для нее название: "Риголетто" нетто". В надежде, что мы наконец-то услышим то, что написал Верди, без "брутто" вольных режиссерских домыслов и фантазий, к музыке чаще всего отношения не имеющих (достаточно вспомнить набивший всем оскомину спектакль Дэвида Паунтни в Израильской опере), да еще под управлением настоящего знатока своего дела.
И какой концерт! Один из лучших в сезоне. Изумительный дирижер, превосходные солисты. Каждый номер программы - заслушаешься! И только одно "но": номера эти, по идее, должны были составлять нечто единое под названием "Риголетто", оперу Верди. А в памяти остались фрагменты, один другого лучше, но не цельное впечатление. Как это могло случиться?
Сидевший рядом со мной Аркадий Гутгарц, человек, чьей эрудицией в области оперы я не устаю восхищаться, узнав еще до концерта, что мне предстоит писать рецензию, с ходу предложил для нее название: "Риголетто" нетто". В надежде, что мы наконец-то услышим то, что написал Верди, без "брутто" вольных режиссерских домыслов и фантазий, к музыке чаще всего отношения не имеющих (достаточно вспомнить набивший всем оскомину спектакль Дэвида Паунтни в Израильской опере), да еще под управлением настоящего знатока своего дела.