ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МИНИМАЛИЗМА

"Мадам Баттерфляй" открыла сезон в Большом

Большой театр России в минувшую субботу открыл свой первый сезон вне исторического здания: долгожданная реконструкция началась несмотря на то, что до сих пор все планы по ее проведению не согласованы. Впрочем, удивляться этому не приходится - как в песне поется: "В стране моей советской чудес не перечесть: вот комсомола нету, а "Комсомолка" - есть!" Простому меломану остается уповать лишь на чудо, что в обещанном 2008 году он вновь сможет войти в здание под аполлоновой квадригой, и что акустика реконструированного зала будет не хуже того, что было раньше.

Оперная программа первого года "на выселках" небогата: запланировано всего три премьеры. Хотя ожидать большего было бы чересчур самонадеянно, поскольку и с двумя сценами Большой давал не более четырех премьер за сезон.
Подробней

У нас своя "Норма"...

"Норма" в Новой опере

Открытие оперного сезона в российской столице на этот раз оказалось весьма нетривиальным. Первой в марафон включилась "Новая опера", от которой после смерти Евгения Колобова уже мало кто ждал чего-то путного. Но театр сумел по-настоящему удивить всех, начав с премьеры, да еще какой - на суд зрителей решились вынести не национальную классику и не затёртый западный репертуар, а труднейший опус бельканто - беллиниевскую "Норму".

Переоценить такой шаг весьма трудно: эта великая опера не такой уж частый гость не только в Москве, но и вообще на отечественных сценах. Конечно, мы хорошо помним, что в советский период блестящими исполнительницами труднейшей партии галльской жрицы были Гоар Гаспарян и Мария Биешу, однако постановки этой оперы можно было пересчитать по пальцам, поскольку практики отечественного оперного театра во главе с самим Борисом Покровским определяли драматургию раннеромантического музыкального театра, как "архаичную".
Подробней

Kirov в Королевской опере

что писали критики

Этой публикацией мы заканчиваем обзор английской критики, посвящённый краткому гастрольному десанту Кировской-Мариинской оперной труппы в Англию и её выступлениям на сцене прославленной Королевской оперы.
Неустаревающий, но застрявший в прошлом

Определённо, история признáет определяющее право за первыми набросками Мусоргского его шедевра - "Бориса Годунова" - "оперы в семи сценах", которую он закончил в 1869 году. Так озадачившая консерваторов-традиционалистов в России, эта работа просто опередила своё время - это правда без прикрас. 
Подробней

"Хованщина" в Лондоне

Мы продолжаем публиковать отзывы английской критики на гастроли оперной труппы Мариинского театра - или "Киров-оперы", как её привычно называют на Западе - в Лондоне. Предлагаем вашему вниманию две рецензии на оперу "Хованщина".
"Нафталинный" раритет, похоже, понравился...

Во второй из своих трёх лондонских продукций Киров опера разумно повернулась к тому, что удаётся ей лучше всего: старомодная русская опера, поставленная в старомодной манере. Это постановка "Хованщины" Мусоргского 1960 года, подновлённая Юрием Александровым. Она определённо хороша, со своим составом из более-менее исторических персонажей, излагающих свои речения на фоне целой серии искусно расписанных декораций, что образуют своеобразный путеводитель по старой Москве.
Подробней

"Борис" в Лондоне

Как известно, оперная труппа Мариинского театра - или "Киров-опера", как её привычно называют на Западе - начала свои гастроли в Лондоне. Мы знакомим вас с откликами английской прессы на это событие.

Две рецензии на один спектакль

Недельный визит Киров оперы в Ковент Гарден открылся великим историческим эпосом Мусоргского "Борис Годунов". Опера дана в оригинальной версии 1869 года, в постановке, впервые увидевшей свет рампы в Петербурге в 2002 году. В сувенирной программке написано, что "сценическая концепция" принадлежит Валерию Гергиеву и художнику Георгию Цыпину - таким образом, артистический вождь и главный дирижёр Киров оперы ответственен не только за музыкальную, но и за визуальную часть постановки. Если это так, то он должен был доверить последнее кому-либо другому.
Подробней

Успокойся, дорогая…

Энтони Холден нашёл "Отелло" Верди в постановке Питера Холла чрезмерно театральной и неизысканной

У Шекспира Отелло добирается от Венеции до Кипра пятьдесят минут; у Верди - менее, чем за пять. В процессе мы теряем такие тонкие, но значительные детали, как отца Дездемоны, говорящего её мужу: "Она предала своего отца, и теперь может быть твоею". Подобные намёки, нюансы, подсказки - всё это, увы, испарилось из либретто Бойто, лишь в основном следовавшего сюжету - и шекспировский мавр превращается в странного солдата, очень легко терпящего поражение на семейном фронте.
Подробней

МЕСЯЦ В "ЛИСЕО"

из дневника странствующего меломана

Опера, как известно, родилась в Италии. Однако не думаю, что будет большой ошибкой, если мы назовём искусство оперы европейским явлением. С одной стороны, большинство историков музыки называют предтечей оперного жанра древнегреческий театр, музыка в котором была полноправным участником действа, а не оформлением и не комментарием. Именно античные трагедии были источником вдохновения для Якопо Пери, Джулио Каччини и Оттавио Ринуччини, когда они вздумали возродить то, о чём имели лишь весьма смутное представление. С другой стороны, именно в Европе сложились ведущие национальные оперные школы, такие как итальянская, французская, немецкая (или австро-немецкая) и славянская (вижу, как пуристы-теоретики назидательно покачивают головами за моё лихое объединение русской, чешской и польской оперы в одну школу). По существу, сугубо европейским явлением - по своему мышлению и средствам выразительности - опера остаётся и сегодня, несмотря на то, что давно перешагнула океаны и достаточно комфортно чувствует себя в обеих Америках, на Дальнем Востоке, в Австралии и даже в Африке.
Подробней

Жертв и разрушений нет, или "САМСОН" в Израильской опере

Камилл Сен-Санс, "Самсон и Далила" - опера в трех действиях (четырех картинах); либретто Ф.Лемера на основе библейской легенды.

Действующие лица:

Далила, жрица Дагона - Марианна Тарасова, Елена Заремба
Самсон, Судья Израилев - Алан Глассман, Габи Саде
Верховный жрец Дагона - Сен-Хьюн Ко, Владимир Браун
Абимелех, газский сатрап - Владимир Браун, Борис Мартинович
Старый иудей - Андреа Сильвестрелли
Подробней

"Путешествие на край тысячелетия"

Действие происходит в Танжере, Испании, Париже и Вормайсе в 999 году.
В Европе с трепетом ожидают второго пришествия Избавителя. Преуспевающий еврейский купец из Танжера в обществе двух своих жён, арабского делового компаньона и учёного раввина отправляется в океанское плавание к устью реки Сены, и далее в Париж. Его целью на сей раз является не только бизнес, но главное - примирение с племянником, чья новая жена, молодая вдова из Вормса, не согласна терпеть многожёнства североафриканского родича.
Это противостояние приводит к конфликту с еврейской общиной, а затем к суду и бойкоту.
Не выдержав этого, вторая и самая любимая жена Бен-Атара кончает с собой. Потрясённый самоубийством супруги, купец проклинает всё на свете…
Подробней

Концерт без костюмов

"Риголетто" Израильской филармонии

И какой концерт! Один из лучших в сезоне. Изумительный дирижер, превосходные солисты. Каждый номер программы - заслушаешься! И только одно "но": номера эти, по идее, должны были составлять нечто единое под названием "Риголетто", оперу Верди. А в памяти остались фрагменты, один другого лучше, но не цельное впечатление. Как это могло случиться?

Сидевший рядом со мной Аркадий Гутгарц, человек, чьей эрудицией в области оперы я не устаю восхищаться, узнав еще до концерта, что мне предстоит писать рецензию, с ходу предложил для нее название: "Риголетто" нетто". В надежде, что мы наконец-то услышим то, что написал Верди, без "брутто" вольных режиссерских домыслов и фантазий, к музыке чаще всего отношения не имеющих (достаточно вспомнить набивший всем оскомину спектакль Дэвида Паунтни в Израильской опере), да еще под управлением настоящего знатока своего дела.
Подробней