ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА?

Как и положено, в начале сентября Большой театр России открыл очередной сезон. Не традиционным "Иваном Сусаниным" послевоенного образца, как то было на протяжении многих лет, а премьерой: новой версией "Евгения Онегина" Чайковского. После некоторого тайм-аута в прочтении классического наследия русской оперы, который театр взял несколько сезонов назад (тайм-аута, связанного с явными неудачами или полуудачами, которые стабильно преследовали московскую оперу последние лет десять на пути освоения национальной классики), решили прикоснуться к "священной корове" - шедевру Чайковского, искреннему и безыскусному произведению, соединившему в себе творения двух русских гениев. 

Решиться на такое - поступок. Потому, что прежние опыты с русской оперой были не слишком продуктивны. Потому, что "Онегин" - наверное, самая известная русская опера и уж, несомненно, самая популярная в России, на которую все придут без исключения.
Подробней

ТАК ПОСТУПАЮТ В "СТАСИКЕ"

Юбилейный год Моцарта продолжается. И хотя в Москве он не так уж и богат на события, все же каждый из столичных музыкальных театров решил отметиться своей собственной моцартовской работой. Особенной популярностью вдруг стала пользоваться "Волшебная флейта", которая в нынешнем сезоне идет аж на трех московских сценах. И тем заметнее редкие исключения, одним из которых стала состоявшаяся на днях премьера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. 

Театр с самым длинным в столице названием переживает не самые лучшие времена. И хотя сегодня дважды погорелец обживает новое пространство евроремонтов, открытие основной сцены все еще остается под вопросом. Людям, годами и десятилетиями ходившим в старый добрый "Стасик", тесный, но уютный, здание на Большой Дмитровке после реконструкции представляется материализовавшимся воплощением сюрреализма: вопреки всем законам физики пространство вдруг расширилось, переструктурировалось и откуда ни возьмись явило изумленному зрителю массу лестниц, переходов, фойе и т.п.
Подробней

"Волшебная флейта" в Израильской опере

Ярко-серая сказка в качестве подарка на юбилей.

"Здравствуйте, дачницы!
Здравствуйте, дачники!
Сьёмки у нас уж давно начались..."
М. А. Булгаков "Дни Турбиных"


Толпа жителей провинциального городишки начала двадцатого века заполнила сцену. Канотье, цветные легкомысленные жилетки, чесучовые костюмы у мужчин; платья выцветших оттенков и соломенные шляпки у женщин (художник по костюмам Грета Гойрис) - ни дать ни взять, подходящая фактура для съёмки фильма по пьесе Максима Горького "Дачники".
Подробней

ВЕРИСТСКАЯ СИБИРИАДА "ГЕЛИКОНА"

Опера Умберто Джордано "Сибирь" рассказывает о России. Но в России она - настоящий раритет. Написанная сто лет назад, оперная "Сибирь" была лишь однажды поставлена в настоящей Сибири - в начале 1990-х в Красноярском оперном театре. Дмитрий Бертман и его "Геликон" впервые отважились сыграть итальянскую оперу о русской жизни в Москве. 

Музыкантам и меломанам скорее известна другая опера Джордано о России - куда более популярная "Федора", которая, кстати, и вовсе не имеет сценической истории в нашей стране. И это не случайно: подобно операм Гретри, Буальдьё, Доницетти, Галеви или Лорцинга на русские темы, "Федора" - несмотря на интересную, а местами гениальную музыку - является ярчайшим образцом самой что ни на есть "развесистой клюквы", где нет ничего даже отдаленно напоминающего подлинную Россию и русские характеры, а некоторые попытки приблизиться к оным выглядят откровенно карикатурно.
Подробней

БЕРТМАН НА ДНЕ

Премьера "Русалки" Дворжака в Геликон-опере

Афиша сезона 2005-2006 года в театре "Геликон" сплошь разукрашена раритетами - по крайней мере, некоторые оперы для России можно так назвать с полным правом. В январе, к юбилею великого Моцарта, появилось "Милосердие Тита" - перенос геликоновского спектакля с фестиваля в испанской Мериде. По весне - маленькая шутка сладкозвучного Доницетти: премьера комической оперы "Рита" прошла в так называемом Оперном кафе театра на Большой Никитской. Ближе к лету ожидается "Сибирь" Умберто Джордано, которая продолжит начатую "Петром Великим" Гретри линию "нерусских опер о России" в театре Бертмана. Апрельской же премьерой стала классика чешской музыки - дивная по красоте "Русалка" Антонина Дворжака.
Подробней

Хроника объявленного убийства

Премьера: "Бал-маскарад" в Израильской опере

История появления на свет оперы "Бал-маскарад" (как, впрочем, многих опусов Верди), оказалась довольно трудной. Сочинение было заказано неаполитанским театром "Сан Карло"; премьера планировалась в начале 1858 года. Сюжет казался вполне "благонадёжным": Верди и либреттист Антонио Сомма решили переработать уже существовавший текст, драму "Gustave III ou le Bal Masque" Эжена Скриба, написанную в 1833 году. Сюжет был хорошо знаком итальянской публике по популярной постановке 1843 года "Il Reggente" Саверио Меркаданте; он достаточно свободно базировался на некоторых исторических фактах.
Подробней

ЗОЛОТА ЛИ "МАСКА"?

Отшумела прочно вошедшая в российский культурный контекст очередная "Золотая маска": призы розданы, гастролёры покинули столицу, критики подвели итоги. По "оперному ведомству" почти все "маски" отправились в северную столицу - Мариинский театр вновь обошел со значительным отрывом всю остальную музыкальную Россию, включая и Большой театр - своего вечного соперника. Но самым важным в "Маске" является все-таки не финал, не "раздача слонов", а именно сама фестивальная программа, призванная наглядно демонстрировать состояние театральной культуры страны в текущем году, те рубежи, к которым она подошла на данный момент. С этой точки зрения особый интерес представляют провинциальные спектакли: именно они - зеркало культурных настроений и порывов общества. На сей раз и мы отвлечемся от столичных перформансов, и обратим свой взор "в Россию". 
Подробней

КРОВЬ И ЛЮБОВЬ

"Кровавая свадьба" Ширвани Чалаева 
в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского


Прошел ровно год с той поры, как в российской столице разразился скандал, связанный с мировой премьерой оперы современного композитора - десятниковских "Детей Розенталя", и вот в Москве вновь - мировая премьера современного произведения для оперного театра.
Однако в отличие от событий годичной давности на этот раз никакого ажиотажа не наблюдается. Напротив, премьера прошла практически незамеченной не только для так называемой "широкой общественности", но и для музыкальных критиков и рядовых операманов.
Подробней

Стройный кавалер с бабьим голосом

"Приятель, поздравляю с разрешением столь долгого поста!" -
Опера Рихарда Штрауса "Кавалер розы"
впервые поставлена в Израиле
интродукция


В Израиле, как известно, не исполняют музыку Вагнера. Да дело не в том, что Вагнера не исполняют: Бёрда, Элгара, Мясковского, Арво Пярта, Тищенко, Уствольскую, Корнгольда... - короче, опусы сотен композиторов здесь тоже не исполняют, но как-то без пафоса. Но Вагнера пафосно так: "низззя!"
Подробней

Призрачный фоторепортаж

"Мазепа" в Метрополитен Опера:
торжество аутентичности и тонкого вкуса

В Метрополитен Опера прошла премьера "Мазепы" П. И. Чайковского в постановке Ю. Александрова. Декорации Георгия Цыпина и костюмы от художницы Татьяны Ногиновой празднично подсветил Глеб Фильштинский.

Из оформления спектакля любой человек с лёгкостью догадается, что Мазепа был первым и крупнейшим на
Ольга Гурякова (Мария) всегда выглядит одинаково-отстранённо, что бы она ни надела, как портновский манекен.
Однако её слова, судя по всему, не вполне понятны Николаю Путилину (Мазепа): камзольчик на нём разъехался, шаровары вздулись, а на лице изобразился нешуточный и мучительный мыслительный процесс...
Подробней