Моя Кармен?..
новая постановка "Кармен" в Большом театре.
Премьеры "Кармен" ждали в Большом 23 года - именно столько эта великая опера не появлялась на подмостках старейшего театра России. Ожидание еще больше было подогрето знаковыми для музыкально-оперного мира персоналиями - ставить пригласили экстравагантного режиссера Дэвида Паунтни и безупречного музыканта Юрия Темирканова. В результате получилось "зрелище и слушалище" необыкновенное - далеко не бесспорное, но безумно интересное.
Как известно, первоначально музыкальным руководителем постановки должен был быть Марис Янсонс, именно он подбирал всю остальную постановочную команду. По какой причине Янсонс отказался от участия в проекте остается только гадать, поскольку в эти же дни прошла "Кармен" с его участием на сцене консерваторского театра в Петербурге.
Премьеры "Кармен" ждали в Большом 23 года - именно столько эта великая опера не появлялась на подмостках старейшего театра России. Ожидание еще больше было подогрето знаковыми для музыкально-оперного мира персоналиями - ставить пригласили экстравагантного режиссера Дэвида Паунтни и безупречного музыканта Юрия Темирканова. В результате получилось "зрелище и слушалище" необыкновенное - далеко не бесспорное, но безумно интересное.
Как известно, первоначально музыкальным руководителем постановки должен был быть Марис Янсонс, именно он подбирал всю остальную постановочную команду. По какой причине Янсонс отказался от участия в проекте остается только гадать, поскольку в эти же дни прошла "Кармен" с его участием на сцене консерваторского театра в Петербурге.
"Кармен" в отсутствие певцов и декораций
Попытка концертного исполнения оперы в оперной студии
Конец апреля для музыкального мира России ознаменовался сразу двумя премьерами "Кармен" под руководством двух самых признанных питерских дирижёров: Юрия Темирканова - в московском Большом театре, и Мариса Янсонса - в Театре оперы и балета Санкт-петербургской консерватории.
Обе постановки были связаны тоненькой ниточкой скандала, неуловимо витавшего в воздухе: в Большом изначально "Кармен" должен был ставить знаменитый дирижер Марис Янсонс - кстати, он и пригласил режиссёра Дэвида Паунтни. Но отношения Янсонса с театром и режиссёром не сложились, и Янсонс, формально сославшись на рекомендации врачей, от работы в Большом уклонился.
Конец апреля для музыкального мира России ознаменовался сразу двумя премьерами "Кармен" под руководством двух самых признанных питерских дирижёров: Юрия Темирканова - в московском Большом театре, и Мариса Янсонса - в Театре оперы и балета Санкт-петербургской консерватории.
Обе постановки были связаны тоненькой ниточкой скандала, неуловимо витавшего в воздухе: в Большом изначально "Кармен" должен был ставить знаменитый дирижер Марис Янсонс - кстати, он и пригласил режиссёра Дэвида Паунтни. Но отношения Янсонса с театром и режиссёром не сложились, и Янсонс, формально сославшись на рекомендации врачей, от работы в Большом уклонился.
Забытое старое - это хорошо!
В Мариинке, похоже, решили прекратить сомнительные эксперименты со всякими постановочными новоделами: после чудовищной и откровенно непрофессиональной постановки "Пиковой дамы" Александра Галибина на сцене театра вновь старая, добрая редакция Юрия Темирканова, бережно воплотившая и дух, и букву оперы Чайковского.
На спектакле порой создавалось впечатление, что сработала какая-то волшебная машина времени, перенесшая нас на двадцать четыре года назад - когда в Кировском театре прошла премьера этой постановки. Впрочем в том, что чудес на свете не бывает, быстро убедили великолепные декорации Игоря Иванова - точнее, когда-то великолепные, а ныне не отреставрированные, как того требует высокое искусство, а халтурно и наспех подлатанные.
На спектакле порой создавалось впечатление, что сработала какая-то волшебная машина времени, перенесшая нас на двадцать четыре года назад - когда в Кировском театре прошла премьера этой постановки. Впрочем в том, что чудес на свете не бывает, быстро убедили великолепные декорации Игоря Иванова - точнее, когда-то великолепные, а ныне не отреставрированные, как того требует высокое искусство, а халтурно и наспех подлатанные.
Кащей бессмертный погиб. В Мариинке
"Ох, спёрло дух, заныли кости, рука дрожит, в глазах круги!"
- В Мариинке-3 благополучно погубили Кащея.
C наступлением весны в Мариинском театре поставили "осеннюю сказочку" - именно так Николай Римский-Корсаков назвал в подзаголовке свою оперу "Кащей бессмертный". Точнее, не в Мариинке, а в концертном зале театра, да и не поставили вовсе: в афише это стыдливо названо "полупоставленное исполнение" (калька с английского театрального термина semi-staged), но в нашем случае правильнее бы было назвать это "недопостановкой".
- В Мариинке-3 благополучно погубили Кащея.
C наступлением весны в Мариинском театре поставили "осеннюю сказочку" - именно так Николай Римский-Корсаков назвал в подзаголовке свою оперу "Кащей бессмертный". Точнее, не в Мариинке, а в концертном зале театра, да и не поставили вовсе: в афише это стыдливо названо "полупоставленное исполнение" (калька с английского театрального термина semi-staged), но в нашем случае правильнее бы было назвать это "недопостановкой".
Почём птицы?
В первый день весны Театр музыкальной комедии дал долгожданную премьеру - оперетту "Продавец птиц" Карла Целлера в постановке Юрия Александрова. Любой театр в ряду своих новых постановок имеет право на эксперимент и на неудачу - но лишь в том случае, если хотя бы одна из премьер оборачивается настоящим успехом. После откровенно провального "Чикаго" и очень блеклой "Герцогини из Чикаго" оперетта "Продавец птиц" стала подлинным триумфом театра.
Режиссер Юрий Александров в очередной раз подтвердил своё умение создавать буквально феерические постановки в комедийном жанре. Как всегда, Александров щедр на выдумки, этакие миниатюрные "спектакли в спектакле", например - буффонная сцена двух профессоров, один из которых - долговязый "клон" Эйнштейна с красным носом, постоянно прикладывающийся к бутылке, а второй - крохотный бородач, ростом едва достающий коллеге до пояса.
Режиссер Юрий Александров в очередной раз подтвердил своё умение создавать буквально феерические постановки в комедийном жанре. Как всегда, Александров щедр на выдумки, этакие миниатюрные "спектакли в спектакле", например - буффонная сцена двух профессоров, один из которых - долговязый "клон" Эйнштейна с красным носом, постоянно прикладывающийся к бутылке, а второй - крохотный бородач, ростом едва достающий коллеге до пояса.
Увидит Иоланта свет?
Недавно в Большом зале петербургской филармонии силами Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра петербургской филармонии и Петербургского камерного хора под управлением маэстро Юрия Темирканова была исполнена опера П. И. Чайковского "Иоланта".
"Иоланта" стала последней оперой Чайковского (её премьера состоялась 6 декабря 1892 г. в Мариинском театре) и принадлежит к числу его самых светлых, жизнеутверждающих сочинений. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, а оперу пронизывает идея всепобеждающей силы любви, от которой в финале благополучно прозревает слепая от рождения девушка. Похоже, Темирканов неравнодушен к "Иоланте": она никогда не ставилась при нём в Мариинке (как, впрочем, и после него), но в Филармонии и в концертах своего оркестра за рубежом он обращается к ней довольно регулярно.
Конечно, услышать в опере первоклассный оркестр, играющий forte без грохота и треска, а piano - прозрачно и нежно, само по себе уже огромное удовольствие. А дирижёр, умеющий аккомпанировать и любящий певцов - это вообще праздник какой-то. Не подвели и солисты: роскошный, с богатейшим и беспредельным низом бас Геннадия Беззубенкова был на месте в партии короля Рене; свежо и юно звучал лирический баритон Александра Гергалова - настоящего Роберта.
"Иоланта" стала последней оперой Чайковского (её премьера состоялась 6 декабря 1892 г. в Мариинском театре) и принадлежит к числу его самых светлых, жизнеутверждающих сочинений. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, а оперу пронизывает идея всепобеждающей силы любви, от которой в финале благополучно прозревает слепая от рождения девушка. Похоже, Темирканов неравнодушен к "Иоланте": она никогда не ставилась при нём в Мариинке (как, впрочем, и после него), но в Филармонии и в концертах своего оркестра за рубежом он обращается к ней довольно регулярно.
Конечно, услышать в опере первоклассный оркестр, играющий forte без грохота и треска, а piano - прозрачно и нежно, само по себе уже огромное удовольствие. А дирижёр, умеющий аккомпанировать и любящий певцов - это вообще праздник какой-то. Не подвели и солисты: роскошный, с богатейшим и беспредельным низом бас Геннадия Беззубенкова был на месте в партии короля Рене; свежо и юно звучал лирический баритон Александра Гергалова - настоящего Роберта.
Гастарбайтеры на Императорской сцене
25 и 26 января Михайловский театр представил на суд зрителей "Сельскую честь" Пьетро Масканьи, ставшую первой оперной премьерой театра в нынешнем сезоне. Интерес к премьере также подогревался и "импортным" именем постановщика - итальянки Лилианы Кавани, прославившейся, в основном, своим знаменитым фильмом "Ночной портье".
Лилиана Кавани (филолог по первому образованию, кинодокументалист - по второму) много работала на телевидении, где снимала документально-монтажные фильмы по истории: "Эпоха Сталина", "История третьего рейха", "Женщина в Сопротивлении", "День мира" и так далее. Первые её художественные ленты также были сняты в историко-биографическом жанре: "Франциск Ассизский", "Галилео Галилей". И лишь фильм "Ночной портье" в 1974 году принёс ей известность: в этой психологической драме, следуя за Висконти ("Гибель богов") и во многом перекликаясь с Пазолини ("Сало, или 120 дней Содома"), она преподносит корни фашизма в подавленности сексуальных желаний, при этом не делая разницы между жертвой и палачом. С небывалым до того эпатажем Кавани поведала некую историю садомазохистской любви бывших узницы концлагеря и гестаповца-охранника, которые оказались бессильны противостоять своим животным страстям. В последующих своих фильмах Кавани так или иначе варьирует мотивы предыдущих картин, однако "вариации на тему" успеха уже не принесли. В её фильмах последних лет всегда превалировали элементы эротики и физиологизма в качестве самоценных зрелищных аттракционов.
Лилиана Кавани (филолог по первому образованию, кинодокументалист - по второму) много работала на телевидении, где снимала документально-монтажные фильмы по истории: "Эпоха Сталина", "История третьего рейха", "Женщина в Сопротивлении", "День мира" и так далее. Первые её художественные ленты также были сняты в историко-биографическом жанре: "Франциск Ассизский", "Галилео Галилей". И лишь фильм "Ночной портье" в 1974 году принёс ей известность: в этой психологической драме, следуя за Висконти ("Гибель богов") и во многом перекликаясь с Пазолини ("Сало, или 120 дней Содома"), она преподносит корни фашизма в подавленности сексуальных желаний, при этом не делая разницы между жертвой и палачом. С небывалым до того эпатажем Кавани поведала некую историю садомазохистской любви бывших узницы концлагеря и гестаповца-охранника, которые оказались бессильны противостоять своим животным страстям. В последующих своих фильмах Кавани так или иначе варьирует мотивы предыдущих картин, однако "вариации на тему" успеха уже не принесли. В её фильмах последних лет всегда превалировали элементы эротики и физиологизма в качестве самоценных зрелищных аттракционов.
Две звезды, две светлых повести...
Одиннадцатого января в Михайловском театре вновь состоялся концерт из серии "Звёзды в Михайловском театре": на этот раз - вечер оперетты, в котором выступили две звезды мировой оперной сцены: Елена Образцова и Сергей Лейферкус.
Конечно, концерт популярных арий, дуэтов и увертюр из оперетт - как говорится, "для кассы" театра мероприятие беспроигрышное. Но "звёздный" статус прославленных солистов, разумеется, добавил ажиотажа: театр был переполнен.
Конечно, концерт популярных арий, дуэтов и увертюр из оперетт - как говорится, "для кассы" театра мероприятие беспроигрышное. Но "звёздный" статус прославленных солистов, разумеется, добавил ажиотажа: театр был переполнен.
Старый обряд на новый лад
Под самый конец ушедшего года произошло одно из наиболее интересных и важных событий нынешнего музыкального сезона: петербургская премьера новой оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова".
Уже полвека имя Родиона Щедрина занимает место в ряду самых известных композиторов современности: музыкой двадцатипятилетнего автора дирижировал Леопольд Стоковский, а на рубеже веков Германия, где сегодня живет Щедрин, предложила ему написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. С легкой руки Щедрина вся страна запела о монтажниках-высотниках, а примой балетов композитора всегда была Майя Плисецкая, по инициативе которой написана "Кармен-сюита" - сочинение, которое сегодня исполняется в мире (на театральной сцене, в концерте или по радио) каждый день! Петербургская премьера "Боярыни Морозовой" стала подарком города к 75-летнему юбилею композитора.
Это сочинение композитор вынашивал почти три десятилетия. По собственным словам Щедрина, его давнишней мечтой было "подобраться к трагичнейшей странице российской истории, странице церковного раскола в XVII веке". Композитор кропотливо и тщательно изучал старообрядческую литературу, многие исторические источники, порой весьма противоречивые. Для воссоздания духа эпохи Щедрин составил либретто на старославянском языке и на основе подлинных летописных текстов XVII века: "Жития протопопа Аввакума", "Жития боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой", а также писем Аввакума к Морозовой и ее сестре.
Уже полвека имя Родиона Щедрина занимает место в ряду самых известных композиторов современности: музыкой двадцатипятилетнего автора дирижировал Леопольд Стоковский, а на рубеже веков Германия, где сегодня живет Щедрин, предложила ему написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. С легкой руки Щедрина вся страна запела о монтажниках-высотниках, а примой балетов композитора всегда была Майя Плисецкая, по инициативе которой написана "Кармен-сюита" - сочинение, которое сегодня исполняется в мире (на театральной сцене, в концерте или по радио) каждый день! Петербургская премьера "Боярыни Морозовой" стала подарком города к 75-летнему юбилею композитора.
Это сочинение композитор вынашивал почти три десятилетия. По собственным словам Щедрина, его давнишней мечтой было "подобраться к трагичнейшей странице российской истории, странице церковного раскола в XVII веке". Композитор кропотливо и тщательно изучал старообрядческую литературу, многие исторические источники, порой весьма противоречивые. Для воссоздания духа эпохи Щедрин составил либретто на старославянском языке и на основе подлинных летописных текстов XVII века: "Жития протопопа Аввакума", "Жития боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой", а также писем Аввакума к Морозовой и ее сестре.
Драгоценности королевы
Первый сольный концерт в России дала королева бельканто Мариелла Девиа
Как известно, знаменитый миланский театр "Ла Скала" ежегодно открывает новый оперный сезон в один и тот же день - 7 декабря, когда отмечается память небесного покровителя ломбардской столицы Амвросия Медиоланского. Признанный центр искусства бельканто, на сцене которого состоялись многочисленные премьеры великих итальянских композиторов, не изменил своему правилу и теперь - занавес миланской оперы вновь поднялся после двухмесячного перерыва, но на этот раз с его сцены полились совсем иные звуки: "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера с блистательной Вальтрауд Майер в заглавной партии будет царить весь декабрь на первой итальянской сцене.
Как известно, знаменитый миланский театр "Ла Скала" ежегодно открывает новый оперный сезон в один и тот же день - 7 декабря, когда отмечается память небесного покровителя ломбардской столицы Амвросия Медиоланского. Признанный центр искусства бельканто, на сцене которого состоялись многочисленные премьеры великих итальянских композиторов, не изменил своему правилу и теперь - занавес миланской оперы вновь поднялся после двухмесячного перерыва, но на этот раз с его сцены полились совсем иные звуки: "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера с блистательной Вальтрауд Майер в заглавной партии будет царить весь декабрь на первой итальянской сцене.