ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Две звезды, две светлых повести...

Сергей Лейферкус

Елена Образцова
Одиннадцатого января в Михайловском театре вновь состоялся концерт из серии "Звёзды в Михайловском театре": на этот раз - вечер оперетты, в котором выступили две звезды мировой оперной сцены: Елена Образцова и Сергей Лейферкус. 
Конечно, концерт популярных арий, дуэтов и увертюр из оперетт - как говорится, "для кассы" театра мероприятие беспроигрышное. Но "звёздный" статус прославленных солистов, разумеется, добавил ажиотажа: театр был переполнен.

Оркестровая яма была закрыта настилом, а полноправный герой вечера - оркестр - расположился на сцене. После блестяще исполненной увертюры к оперетте Франца Легара "Жёлтая кофта" на сцену с арией Мистера Икса вышел Сергей Лейферкус - и увы, разочаровал. Несмотря на то, что ария была транспонирована вниз, певец "пунктировал" - то есть, попросту говоря, опускал на октаву ниже все высокие ноты; даже на середине голос баритона изрядно качался. "Со смертью играю, смел и дерзок мой трюк!" - поёт Мистер Икс. Сергей Лейферкус, конечно, со смертью не играл - но ему понадобился весь арсенал вокальных трюков и ухищрений, накопленных за долгую артистическую карьеру, чтобы выйти из непростой ситуации, как говорится, не потеряв лицо. Справедливости ради отмечу, что во втором отделении певец вполне реабилитировался, необыкновенно артистично исполнив куплеты Инкогнито из оперетты Оффенбаха "Перикола", в которых ещё и сам продирижировал оркестром. Тем не менее, в антракте сплошь и рядом слышались вздохи и сожаления: "Эх, такой бы концерт, да лет 10-15 назад!" Но увы: в те годы и страна наша, мягко говоря, не интересовалась своими талантами - да и музыканты в расцвете мировой славы тоже не очень стремились на родину, где им могли заплатить лишь сотые доли от нормальных западных гонораров. Ныне всё изменилось - однако годы, к сожалению, не стоят на месте…
"помнишь ли ты?.."
Лейферкус когда-то начинал свой профессиональный путь с оперетты; именно там он обрёл удивительную свободу и естественность в сценическом поведении, умение красиво двигаться и танцевать, которые впоследствии так выгодно отличали его от коллег по оперной сцене. В знаменитой "Сцене вранья" из оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь" артист блеснул всеми своими лучшими качествами: он, как юноша, буквально порхал по сцене, у него прекрасно поставленная разговорная речь - и бесспорно, Лейферкуса можно было бы назвать подлинным опереточным премьером, если бы не одно "но": это - вокал. "Вылазки" в репертуар для крепкого драматического баритона, к сожалению, не обошлись для голоса без весьма ощутимых последствий.

Было бы верхом лицемерия заявить, что голос Елены Васильевны Образцовой звучит так же, как пятнадцать-двадцать лет назад: конечно, нет. Некоторые ноты "пропали"; неблагополучно с "верхами". Однако каждым своим выходом на сцену она подтверждает своё звание настоящей Примадонны: исходящая от неё магическая энергия просто наполняет зал, она может быть либо необыкновенно царственной в опере, либо чертовски обаятельной в оперетте, причём её обаяния и аристократизма с лихвой хватило бы на десятерых. Вот что значит - харизматический артист! Даже если когда-нибудь голос Образцовой превратится в руины, то это будут величественные руины, от одного вида которых захватывает дух. В концерте Образцова исполнила два дуэта из "Сильвы" с Сергеем Лейферкусом, Баркаролу из "Сказок Гофмана", Куплеты и Сцену опьянения Периколы из одноимённой оперетты Оффенбаха, а на "бис" - "Гортензия-вальс" из оперетты Хойбергера "Оперный бал".
"кумир мой, кумир мой!.."
Нельзя не упомянуть о совершенно особой, какой-то домашней атмосфере концерта. Никто и не ожидал вокальных свершений от "серьёзных" певцов, специально выбравших для встречи с поклонниками "несерьёзный" репертуар. В эпоху видео- и звукозаписи свершения больших артистов не пропадают бесследно, а тем более - не проходит и не исчезает любовь верных поклонников. Атмосфера любви - вот, пожалуй, что отличало этот концерт от множества сходных ему по программе. Это был не "звёздный" концерт, не очередной "гламурный" гала "для галочки": бурными овациями поклонники выражали свою любовь своим кумирам, и что особенно важно - не меньшая любовь исходила в зал и со сцены.
"какой обед нам подавали!.."
Очень достойно показали себя принимавшие участие в концерте молодые артисты Михайловского театра Юлия Симонова и Александр Волынкин. Однако подлинным героем концерта стал дирижёр Андрей Аниханов: он аккомпанировал солистам внимательно и гибко, "дышал" вместе с ними - а в сольных оркестровых фрагментах оркестр под его управлением играл не только с блеском и массой динамических нюансов, но и (что немаловажно в этом репертуаре) с огромным чувством юмора. Аниханов, словно заправский артист, "обыгрывал" всё: и нечаянные ошибки солистов, и всплеск аплодисментов в партере, вдруг ни к селу, ни к городу раздавшийся прямо между частями исполнявшейся оркестром увертюры Оффенбаха к оперетте "Орфей в аду". Оркестр не "отбывал повинность" на сцене, а воодушевлённо музицировал, что в наши дни, к сожалению, большая редкость.

Как показалось вашему корреспонденту, внимательно вглядывавшемуся в лица и невольно подслушивавшим разговоры после концерта в гардеробе - недовольных в этот вечер не осталось. Сегодня уже определённо можно сказать: Михайловский театр проснулся от многолетней спячки и постепенно входит в новую фазу своей жизни.

© Кирилл Веселаго 


При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность. Материал был опубликован в петербургском издании "Фонтанка.ру".
 

 

Публикация: 13-01-2008
Просмотров: 3402
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.