ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Почём птицы?

Почём птицы?В первый день весны Театр музыкальной комедии дал долгожданную премьеру - оперетту "Продавец птиц" Карла Целлера в постановке Юрия Александрова. Любой театр в ряду своих новых постановок имеет право на эксперимент и на неудачу - но лишь в том случае, если хотя бы одна из премьер оборачивается настоящим успехом. После откровенно провального "Чикаго" и очень блеклой "Герцогини из Чикаго" оперетта "Продавец птиц" стала подлинным триумфом театра. 

Режиссер Юрий Александров в очередной раз подтвердил своё умение создавать буквально феерические постановки в комедийном жанре. Как всегда, Александров щедр на выдумки, этакие миниатюрные "спектакли в спектакле", например - буффонная сцена двух профессоров, один из которых - долговязый "клон" Эйнштейна с красным носом, постоянно прикладывающийся к бутылке, а второй - крохотный бородач, ростом едва достающий коллеге до пояса. Они настолько дряхлы, что буквально валятся с ног до тех пор, пока в укреплённые на спине разъёмы их не "запитывают" от какого-то диковинного генератора: всё это напомнило не столь давние выступления руководителей страны и КПСС.
Даже несмотря на какие-то "выпадения" из жанра (например, истерика Адама, когда отдувавшийся за выдумки режиссёра Леонид Репин должен был в припадке ревности кататься по полу, причудливо изгибаясь на манер Ольги Корбут и орать дурным голосом) спектакль не распадается на отдельные мозаичные фрагменты, а смотрится очень цельно, на одном дыхании (хотя идёт он около трёх часов). Опытный оперный режиссёр, Александров мастерски "разводит" массовые сцены; прекрасно показал себя хор: пристальное внимание к маленьким ролям, актёрской задаче каждого персонажа на сцене соседствует с тщательно выверенным звучанием: в плане вокала хор легко "даст фору", например, даже коллегам из Михайловского театра.

Конечно, невозможно не упомянуть нашего замечательного и талантливого художника Вячеслава Окунева. Что бы он не делал - мюзикл, классический балет, оперу или оперетту - он всегда безупречен по стилю, а его декорации играют в общей атмосфере спектакля далеко не последнюю роль. И на этот раз оформление было фантастически колористичным и удивительно красивым: огромный павильон в виде золоченой клетки легко трансформируется в бальную залу, а во втором акте - в микст зоопарка с палеонтологическим музеем (с ненавязчивой и изящной пародией на "Парк Юрского периода" в виде скелетов и силуэтов огромных динозавров и птеродактилей). За прозрачными стенами "клетки" расцветают великолепные пейзажи (художник по свету - Лариса Сергеева), но не менее важно и то, что сферическая поверхность павильона сыграла роль своеобразного акустического экрана и в значительной степени улучшила звуковые свойства зала. Артисты могли петь и разговаривать даже спиной к публике - в зале было великолепно слышно каждое слово. Великолепны костюмы, особенно бальные маскарадные платья во втором акте, сделанные в виде необыкновенных стилизаций под различных животных и птиц - они роскошны, богаты и умопомрачительно красивы.

На премьере Леонид Репин (Адам), похоже, изрядно переволновался: и в выходной арии, и в первом акте вообще его вокал оставлял желать лучшего - но он подвижен и естественен на сцене, а к известной арии "Мой любимый старый дед", к счастью, вполне распелся. Молодая солистка театра Карина Чепурнова в роли почтальонши Христины обаятельна, она великолепно движется и весьма достойно (хоть и не без огрех) справилась с вокалом. Герцогиня в исполнении Светланы Луговой была актерски убедительна и даже харизматична - но увы, до тех пор, пока не начинала петь: с вокалом у артистки явные проблемы; пёстрый, как лоскутное одеяло голос загнан куда-то "в затылок".

Бывают спектакли, которые можно назвать бенефисами какого-то актёра - настолько органично, виртуозно и блестяще артист исполняет свою роль. На премьере "Продавца птиц" таких "бенефициантов" оказалось сразу трое: это Валерий Никитенко, Марина Уланова и Иван Корытов. Последний, бесспорно - главный герой вечера и ценнейшее приобретение театра Музыкальной комедии (он был приглашен из Красноярска, где за роль Хлестакова Корытов получил "Золотую маску"). Артист демонстрирует весь комплекс, необходимый опереточному артисту: великолепную свободу, необыкновенную лёгкость и изобретательную импровизационность. В третьем акте он окончательно "убивает" зрителя своим танцем, в котором не только блистательно пародирует артистов балета, но и виртуозно крутит фуэте.

Актёр театра Комедии Валерий Никитенко - артист старой закалки, автор и участник знаменитых акимовских капустников, часто приглашается театром для участия в опереттах. Роль барона Вепса для него - удачный повод блеснуть своим незаурядным актёрским мастерством и неиссякаемым чувством юмора. В паре с великолепной характерной актрисой Мариной Улановой в роли стареющей баронессы Аделаиды они были выше всяких похвал.

Постановочную роскошь спектакля прекрасно дополнил балет, поставленный Владимиром Романовским. Выступления солистов и балетный дивертисмент во втором акте поставлены с необыкновенным чувством юмора: танцы стрекоз, бабочек и "страшного" жука-скарабея тонко пародируют мгновенно узнаваемые шедевры Фокина и Петипа; в комплексе с костюмами Окунева они просто фантастически великолепны. Оказывается, балет в оперетте может стать куда более значительным явлением, чем неувядающий канкан.

На высоте оказалась и музыкальная сторона спектакля: оркестр под управлением Андрея Алексеева чутко поддерживал солистов, открывая в музыке Целлера все краски партитуры без намёка на форсировку или фальшь. В целом спектакль получился удивительно весёлым, чуточку пародийным, буквально искрящимся добрым юмором; опереточным без малейшего намёка на пошлость и необыкновенно музыкальным (как ни странно, именно музыкальности недостаёт нашим оперным и вообще музыкальным постановкам).

Если чуть-чуть приподняться над "цеховыми разборками", то этот спектакль, вне всякого сомнения, должен получить всевозможные "Золотые маски", "Софиты" и прочие театральные премии, причём по многим номинациям сразу. Но это - как говорится, по гамбургскому счёту.

© Кирилл Веселаго, 2008


При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность. Статья была опубликована в петербургском издании "Фонтанка.ру".
 
Компания Apple в представлении не нуждается - любой пользователь ПК, ноутбуков, мобильных телефонов хорошо знаком с продукцией этог бренда, даже если у него самого нет ни одного устройства от Apple, а только мечты о его приобретении. Вся история компании, ее продукция, технологии, решения, проекты и прогнозы, новости из совершенно уникального "яблочного" мира, компьютеры, айфоны и айподы и аксессуары к ним - на нашем сайте! 

Публикация: 9-03-2008
Просмотров: 1965
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.