ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Девушка с Запада

Российский дебют Джойс Ди Донато на сцене Концертного зала им. Чайковского

Наконец пришло то долгожданное время, когда Москву стали посещать не только оперные звёзды отшумевших десятилетий, чьи выступления носят в большей степени мемориальный характер. Правда, в 1990-х мы и этому были рады, хотя чаще, за редким исключением, такие встречи приносили больше разочарований: покорившие когда-то Россию на виниловых пластинках, спустя годы звёзды оказывались заметно потускневшими во всех отношениях. Сегодня же всё чаще в столице поют те, чьи имена ныне украшают афиши лучших оперных театров и концертных залов мира, те, кто в действительности является лицом оперы XXI века.
Подробней

Веселья час

Премьера в "Новой Опере": "Любовный напиток" в постановке Юрия Александрова.

После нескольких лет творческого застоя, даже настоящего кризиса, связанного с безвременной кончиной Евгения Колобова, московская Новая опера, ныне носящая имя своего основателя, похоже, вступает в полосу весьма интересных, запоминающихся работ. Два первых сезона после маэстро принесли колоссальные разочарования музыкальной общественности: провальные "Искатели жемчуга" в абсурдной интерпретации Романа Виктюка и более чем противоречивая "Царская невеста" в постановке Юрия Грымова - вот скромный итог безвременья "без Колобова". 
Подробней

Труден первый шаг и скучен первый путь

4 и 5 апреля Мариинский театр представил очередную премьеру: "Енуфа" - опера Леоша Яначека, которая никогда не ставилась в Санкт-Петербурге. 
Автор девяти опер, множества хоровых, симфонических, камерных произведений, кантат; музыкант-ученый, опубликовавший несколько интереснейших исследований о народной музыке и психологии творчества; журналист, чьи статьи составляют солидный том в четыреста страниц, Леош Яначек столь же популярен на Западе, сколь и почти неизвестен у нас. "Енуфа" (как и его "Катя Кабанова") - одни из самых популярных названий в афише мировых оперных театров - и наконец-то, спустя 103 года после мировой премьеры в Брно, опера добралась и до Мариинской сцены.

На этом, собственно, восторженная часть рецензии и заканчивается. Как точно подметил пушкинский Сальери: "Труден первый шаг и скучен первый путь" - постановка вышла удивительно скучной.
Подробней

"Паяцы" и пустота

В конце марта в Мариинском театре давали оперу Леонкавалло "Паяцы" - премьеру прошлого сезона. Основной интригой спектакля стало участие в нём Народного артиста Армении, Заслуженного артиста Литвы Гегама Григоряна (Канио) и дебют в партии Сильвио баритона Александра Гергалова. 

С самого начала было ясно, что нас ждёт "сюрприз": со сцены в зрительный зал вёл солидный мостик, перекинутый над оркестровой ямой. И точно: прямо в начале спектакля в зрительном зале появился немолодой, но тучный мужчина. Поначалу он выглядел совсем потерявшимся: бродил меж проходов, завернувшись в какую-то тряпку (по виду - штора с окна престарелой соседки по коммуналке); затем он выбрался на сцену и приступил к процессу вокализирования. Процесс оказался сомнителен по своему результату.
Подробней

Царская Любаша

Одним из важнейших событий московской музыкальной жизни последнего зимнего месяца стал проект Владимира Федосеева и Московской филармонии в Концертном зале имени Чайковского - сценическая версия наипопулярнейшей в России оперы Римского-Корсакова "Царская невеста". По крайней мере, таковым этот проект обещал стать, поскольку помимо федосеевского оркестра - высококлассного коллектива, может быть, лучшего сегодня в Москве (по крайней мере, в плане русской музыки), в партии Любаши была анонсирована настоящая звезда: мариинская дива с мировым реноме Ольга Бородина - прямо скажем, нечасто балующая своими выступлениями Москву.
Подробней

Tosca! Finalmente mia!..

В самом конце января в Государственном камерном музыкальном театре "Санктъ-Петербургъ Опера" в постановке художественного руководителя театра Юрия Александрова прошла премьера оперы Дж. Пуччини "Тоска".

Однажды композитора Альбана Берга спросили: "Как вы думаете, до каких пор будет продолжаться кризис в оперном жанре?" Не долго думая, композитор ответил: "До тех пор, пока не будет написано очередное гениальное оперное произведение".

Вот точно так же и с "Тоской". Казалось бы: что можно придумать, поставить, сочинить в той опере, где ни один самый дерзкий режиссёр или дирижёр не осмелился сделать ни одной купюры?
Подробней

Зажигательная Золушка и скучный Курентзис

Петь оперы Россини и безумно приятно, и безумно трудно одновременно. Приятно оттого, что красивы до умопомрачения, что эта затейливая и роскошная музыка нравится и публике, и исполнителям. Трудно, потому что стиль Россини требует от певца практически невозможного сочетания идеального звуковедения и экспрессии - если только вы в действительности хотите постичь подлинного Россини, а не превратить все замысловатые пассажи и украшения в банальные трюки. Пустое виртуозничанье в операх пезарского композитора господствовало на оперной сцене долгие годы, что давало повод высоколобым музыковедам усомниться в драматической ценности его опер, в способности его музыки выражать подлинные и глубокие чувства. Некоторые даже усматривали родство Россини с многочисленными композиторами 18-го века, писавшими в виртуозном стиле, идя на поводу у примадонн и премьеров-кастратов. 
Подробней

Она хохотала

В первых числах ноября питерский театр Музыкальной комедии буквально осаждали толпы любителей оперетты: премьеру одного из лучших сочинений Легара - "Весёлой вдовы" - ожидали давно и с нетерпением. 

Говоря строго, это не совсем премьера, а перенос знаменитой будапештской постановки режиссёра Иштвана Каллаи на нашу сцену - с костюмами и декорациями будапештского театра. Ваш корреспондент посетил спектакль седьмого ноября.

Франц Легар получил известность в музыкальном мире после того, как увидели свет его пьесы для скрипки, песни, марши, вальсы (в том числе неувядаемый вальс "Золото и серебро") - но звёздный час Легара пробил, когда его новое произведение своими новизной, свежестью, изобретательностью и великолепием оркестровой партитуры открыло новую эпоху в истории венской оперетты. Это была, разумеется, оперетта "Веселая вдова".
Подробней

Шостакович плохо сыграл Шостаковича

В Питере прошло событие масштаба даже не года, наверное, а наступившего века: в ознаменование столетнего юбилея со дня рождения Д. Д. Шостаковича Заслуженный коллектив республики симфонический оркестр Петербургской (Ленинградской) Филармонии имени Д. Д. Шостаковича исполнил Седьмую ("Ленинградскую") симфонию прославленного композитора. Торжественный концерт прошёл в БДТ имени Г. Товстоногова; дирижировал оркестром Максим Шостакович. 

Вроде бы всё правильно: в сотый день рождения великого композитора не исполнить его "Ленинградскую" в городе на Неве было бы просто кощунством. И низкий поклон труппе БДТ, которая дала кров "бездомному" оркестру: как известно, Филармония закрылась на ремонт. Хотя в своём вступительном слове (произнесённом искренне и очень куртуазно), народный артист России Андрей Толубеев от имени БДТ поблагодарил оркестр и дирижёра за выступление, впечатление какого-то нелепого "смещения в пространстве" всё-таки осталось.
Подробней

"Праздник урожая" на узбекских коврах

"Праздник урожая" на узбекских коврах:
Мариинский театр открыл очередной сезон.


Новый, 224-й сезон Мариинский театр открыл российской премьерой оперы П. И. Чайковского "Мазепа". Премьера спектакля, написанного на сюжет поэмы А. С. Пушкина "Полтава" (либретто В. П. Буренина, переработанное композитором), состоялась в феврале 1884 года на сцене московского Большого и Мариинского театров.
Подробней