ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Tosca! Finalmente mia!..

В самом конце января в Государственном камерном музыкальном театре "Санктъ-Петербургъ Опера" в постановке художественного руководителя театра Юрия Александрова прошла премьера оперы Дж. Пуччини "Тоска".

Однажды композитора Альбана Берга спросили: "Как вы думаете, до каких пор будет продолжаться кризис в оперном жанре?" Не долго думая, композитор ответил: "До тех пор, пока не будет написано очередное гениальное оперное произведение".

Вот точно так же и с "Тоской". Казалось бы: что можно придумать, поставить, сочинить в той опере, где ни один самый дерзкий режиссёр или дирижёр не осмелился сделать ни одной купюры? И что можно ожидать от новой постановки (тут мы оставляем за скобками "упражнения" новомодных режиссёров, что стремятся всё действие поместить на помойку, а всех действующих лиц сделать какими-то больными извращенцами). Ожидать можно только удовольствия - особенно, когда в тандеме с Юрием Александровым ярко и эффектно выступил художник-оформитель Вячеслав Окунев (кстати, буквально накануне премьеры отметивший свой пятидесятилетний юбилей).

Прекрасно решена сценография спектакля (весь масштаб сочинения Пуччини с необыкновенным изяществом вписан в объём крохотной сцены театра); в постановке много находчивых (но при этом прекрасно драматургически выстроенных) "гэгов".

Из солистов, как мне кажется, прежде всего следует назвать Елену Северину: её вокал и масштаб её мощного сопрано легко позволили ей справиться со всеми "подводными камнями" в заглавной роли. Баритон Сергей Калинов создал яркий и эффектный образ злодея Скарпиа, полный точных и психологически оправданных деталей, в вокальном отношении буквально монолитный. Дмитрий Головнин - темпераментный и запоминающийся Каварадосси, хотя лично мне в этой партии больше нравятся более "крепкие" тенора. Также на месте оказались и молодые солисты театра во второстепенных партиях (например, Ризничий - Андрей Быковский).

Широко распространено мнение, будто ставить такие "шлягерные" оперы, как "Тоска", "Травиата" или "Риголетто", например, дело чуть ли не плёвое и для театров благодарное: мол, музыка в любом случае привлечёт зрителя. Отчасти это верно, разумеется. Но во всём комплексе удачного оперного спектакля именно оркестр "Санктъ-Петербургъ Опера", увы, и оказался самым слабым звеном. Под управлением дирижёра-постановщика Михаила Виноградова коллектив продемонстрировал удивительную вялость, даже сонливость. Темпы были неоправданно смазаны; вопросы баланса тоже не особо занимали дирижёра. И это особенно досадно в связи с тем, что собственно технический уровень оркестра претензий не вызывает.

В концепции Александрова Флория Тоска - это бесконечно влюблённая в себя примадонна, которая всю жизнь только и делает, что бесконечно играет, практически в каждой жизненной ситуации примеряя обстоятельства к сцене. И в финале, когда Тоска кончает с собой, то на внезапно осветившейся галерее в глубине сцены персонажи - сержант, солдаты, полицейские, стражники и так далее - взрываются шумными аплодисментами и криками: "Браво!"

На премьере к ним с огромным энтузиазмом присоединился и весь зал.

© Кирилл Веселаго, 2007.


При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность. Материал был опубликован в петербургском еженедельнике "Город".

Публикация: 4-02-2007
Просмотров: 2709
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.