ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"Паяцы" и пустота

В конце марта в Мариинском театре давали оперу Леонкавалло "Паяцы" - премьеру прошлого сезона. Основной интригой спектакля стало участие в нём Народного артиста Армении, Заслуженного артиста Литвы Гегама Григоряна (Канио) и дебют в партии Сильвио баритона Александра Гергалова. 

С самого начала было ясно, что нас ждёт "сюрприз": со сцены в зрительный зал вёл солидный мостик, перекинутый над оркестровой ямой. И точно: прямо в начале спектакля в зрительном зале появился немолодой, но тучный мужчина. Поначалу он выглядел совсем потерявшимся: бродил меж проходов, завернувшись в какую-то тряпку (по виду - штора с окна престарелой соседки по коммуналке); затем он выбрался на сцену и приступил к процессу вокализирования. Процесс оказался сомнителен по своему результату. Этот мужчина (кстати, чуть не забыл: то был баритон Николай Путилин) начал кричать. Причём, похоже, у него присутствовала стойкая уверенность, что он - поёт, да ещё и на итальянском языке! - арию Пролога из оперы "Паяцы". Хорошо, что я с детства немного знаком как с итальянским языком, так и с музыкой Леонкавалло. Я ему не поверил. Да похоже, в зале тоже никто не "повёлся" на столь откровенный обман. Закончив доклад различных нот, баритон скинул с себя пресловутую штору, явив взглядам публики довольно бодренький прикид: нечто типа трикотажных "треников" с пузырями на коленках, да только на драной футболке вместо "Зенит", например, было написано "I Pagliacci".

Про собственно постановку оперы я писать не буду, и на то есть несколько причин. Во-вторых, мой редактор считает, что писать надо только про президента Путина, губернатора Матвиенко или Лао-Цзы в лучшем случае. А всё, что относится к оперным постановкам, на его взгляд, вообще не заслуживает внимания. Иногда мне кажется, что он и музыкального критика-то при журнале из жалости держит, чтобы я от нищеты не помер. А во-первых, постановки, как таковой, не было вообще. Некая Изабель Парсьо-Пьери долго работала по основной специальности (архитектор), потом служила художником-декоратором при различных режиссёрах, а вот потом вдруг решила, что она - оперный режиссёр и принялась ставить оперы по французским провинциальным городам. Затем её с какого-то перепуга в Питер пригласили. И критиковать эту постановку трудно: дело в том, что можно спорить с концепцией режиссёра, принимать или не принимать идеи постановщика, и так далее. Но когда нет вообще ничего (даже "географической разводки" актёров по декорациям и кулисам) - с этим даже и не поспоришь, ибо невозможно спорить с пустотой.

В общем, режиссёра не было. Но, как нам известно, бывают даже "театры одного актёра". И здесь нам повезло: актёров и певцов в спектакле оказалось целых два (собственно, иначе я бы на него и не пошёл): это Гегам Григорян и Александр Гергалов.

Гегам Григорян - один из немногих теноров, которых можно охарактеризовать словами: "советский тенор с итальянским голосом". Жаль только, что редко появляясь на оперной сцене (с 1999 года Григорян - художественный руководитель и директор Ереванского театра оперы и балета), он немножко "запустил" свой вокал: дыхание было коротким, а порой тенор прибегал к некоторым вокальным "хитростям". Тем не менее, великолепный тембр голоса и сценическая органика, присущая этому артисту в любой роли, очень порадовали его питерских поклонников.

Дебютировавший в партии Сильвио Александр Гергалов всю жизнь поёт своим природным лирическим голосом, не пытаясь сделать из себя некоего драматического баритона - а потому его голос звучит ярко и полётно, отличаясь необыкновенной свободой на верхах. Будучи в прекрасной физической и вокальной форме, он сыграл романтического Сильвио органично и изящно.

А вот основным чувством от выступления сопрано Татьяны Бородиной (Недда) стало недоумение. И дело даже не в том, что голос певицы оказался совершенно недостаточным для заполнения зала Мариинки, и не в любительской манере её сценического поведения. Она была настолько пустой, ходульной и неискренней Неддой, что осталось непонятным: для чего, собственно, г-жа Бородина выходила на сцену?

Ужасно пел хор: казалось, его сколотили по провинциальным театрам только на прошлой неделе. Зато великолепно, с хорошим балансом и неагрессивным, но упругим драйвом сыграл на сей раз оркестр под управлением Александра Поляничко.

© Кирилл Веселаго, 2007.


При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность. Материал (c сокращениями) был опубликован в петербургском еженедельнике "Город".

Публикация: 31-03-2007
Просмотров: 4199
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.