ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Старый обряд на новый лад

Старый обряд на новый ладПод самый конец ушедшего года произошло одно из наиболее интересных и важных событий нынешнего музыкального сезона: петербургская премьера новой оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова". 
Уже полвека имя Родиона Щедрина занимает место в ряду самых известных композиторов современности: музыкой двадцатипятилетнего автора дирижировал Леопольд Стоковский, а на рубеже веков Германия, где сегодня живет Щедрин, предложила ему написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. С легкой руки Щедрина вся страна запела о монтажниках-высотниках, а примой балетов композитора всегда была Майя Плисецкая, по инициативе которой написана "Кармен-сюита" - сочинение, которое сегодня исполняется в мире (на театральной сцене, в концерте или по радио) каждый день! Петербургская премьера "Боярыни Морозовой" стала подарком города к 75-летнему юбилею композитора.

Это сочинение композитор вынашивал почти три десятилетия. По собственным словам Щедрина, его давнишней мечтой было "подобраться к трагичнейшей странице российской истории, странице церковного раскола в XVII веке". Композитор кропотливо и тщательно изучал старообрядческую литературу, многие исторические источники, порой весьма противоречивые. Для воссоздания духа эпохи Щедрин составил либретто на старославянском языке и на основе подлинных летописных текстов XVII века: "Жития протопопа Аввакума", "Жития боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой", а также писем Аввакума к Морозовой и ее сестре.
Изначально центральным образом исторической оперы должен был стать протопоп Аввакум. Тем не менее, ключевым в опере стал женский образ Морозовой, в котором воплотились яркий характер и личность боярыни - самой богатой женщины России своего времени, одной из приближенных Алексея Михайловича, ради веры своих предков принесшей в жертву всё: её сын был отравлен, а сама боярыня была подвергнута пыткам и умерла в острожной яме от голода вместе со своей сестрой.

Эта, как назвал ее автор, "русская хоровая опера" - мощное, необыкновенно самобытное и впечатляющее произведение - тем не менее, на скромный взгляд рецензента, вряд ли можно назвать оперой в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это слово. Помимо отсутствия сколько-нибудь активного действа на сцене, к ассоциации с ораторией взывает и достаточно лукавое название сочинения, данное самим композитором: "хоровая опера". Однако опус, в котором хор практически заменяет собой оркестр, комментирует события и непосредственно участвует в них, уже восходит к принципам античной трагедии.

В наше время, когда удвоенные или даже утроенные составы симфонических оркестров в оперно-симфонических произведениях современных авторов уже не способны кого-то удивить, сюрпризом стало как раз другое: аскетизм в инструментальном составе сочинения, в котором помимо смешанного камерного хора задействовано всего три музыканта: трубач, литаврист и исполнитель на ударных инструментах. Последний работает, как говорится, не покладая рук: помимо достаточно традиционных ксилофона, вибрафона, гонга, колоколов и треугольника в партитуре, кажется, задействован весь мыслимый арсенал ударных - трещотки, звоночки, бубны и так далее. Хор в "Боярыне Морозовой" также употребляется композитором для создания звукоизобразительных эффектов: в нужных местах хористы гомонят, свистят, топают. Занят в опере и квартет исторических персонажей - сама боярыня, ее сестра, протопоп Аввакум и "тишайший" царь Алексей Михайлович.

В петербургской премьере "Боярыни Морозовой" принимал участие тот же исполнительский состав, которому композитор доверил право первого исполнения оперы в Москве в прошлом году. В первую очередь, конечно, надо отметить великолепное исполнение главного "действующего лица" - Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина. Превосходно играли Кирилл Солдатов (труба), Андрей Винницкий (литавры) и Виктор Сыч (ударные).

Меццо-сопрано Лариса Костюк в заглавной роли показала, помимо роскошного, плотного и ровного голоса, потрясающий уровень драматического исполнения. Партию княгини Урусовой достойно исполнила сопрано Вероника Джиоева, а вот Василий Ефимов (по воле автора протопоп Аввакум поет тенором) показался скорее подростком - солистом детского хора и свою партию спел весьма неубедительно - как по музыке, так и в техническом плане. В партии царя Алексея Михайловича обладатель приятного по тембру бас-баритона Михаил Давыдов оказался на высоте.

Были все необходимые атрибуты премьерного концерта: в самом начале юбиляра с супругой публика приветствовала бурными аплодисментами, а после исполнения весь зал встал и наградил Родиона Щедрина долгой овацией; затем хор и солисты под управлением Бориса Тевлина спели композитору "Многая лета", а Майя Плисецкая бесконечно раскланивалась из ложи своим многочисленным поклонникам; ей даже пришлось устроить для самых настойчивых нечто вроде коротенькой пресс-конференции.

Премьера "Боярыни Морозовой", несомненно, стала самым ярким событием текущего филармонического сезона, а предновогодняя атмосфера добавила к впечатлениям меломанов и ощущение маленького чуда.

© Кирилл Веселаго 


При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность. Материал был опубликован в петербургском издании "Фонтанка.ру".
 

Если вы хотите приобрести высококачественные автокресла evenflo, сегодня это сделать легко и удобно с помощью ресурсов Интернет. Наш сайт специально создан для вас, чтобы вы, даже не выходя из дома, могли сделать нужную вам покупку. Продукция нашей компании уже приобрела свою популярность во многих странах. Широкий ассортимент, соответствие стандартам качества и безопасности, доступные цены, непременно помогут сделать вам правильный выбор.

Публикация: 9-01-2008
Просмотров: 2100
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.