Гергиев в очередной раз поставил на красное
Началось всё это очень давно: когда-то Константин Плужников буквально бредил постановкой "Игрока", и в то время он ещё входил в круг друзей Валерия Гергиева. Опера "делалась" буквально в квартире Плужникова; в 1988 году Гергиев стал главным дирижёром, и на следующий год была сделана первая версия "Игрока" (Semi-staged, или полуконцертное исполнение) на сцене Мариинки. В 1991 году к столетию со дня рождения Прокофьева (и чтобы не вспоминать в связи с "Игроком" ненавистного с некоторых пор Плужникова ) в Мариинском поставил "Игрока" Темур Чхеидзе (художник-постановщик - Теймураз Мурванидзе). Следующей сценической версией "Игрока" в Мариинке в 1996 году стал тот же спектакль Чхеидзе в декорациях Георгия Цыпина.
Сегодняшняя премьера вновь поставлена Темуром Чхеидзе, а художником-постановщиком новой версии стал Зиновий Марголин. Честно говоря, я не очень понял, почему действо сие было окрещено "премьерой": постановка осталась ровно та, что и была ещё в 1991 году - те же режиссёрские приёмы, мизансцены и гэги; шляпа и зонт - "игрушки" Алексея, пиджак в качестве собеседника у Генерала, стул для интимной близости Алексея и Полины - в общем, всё абсолютно повторяет версию 91-го года. Даже хор, выстраивающийся на сцене (у Прокофьева указано, что хор должен быть спрятан в оркестровой яме или за кулисами - но талантливый режиссёр, ясен перец, должен всё сделать наоборот).
В общем, фейс-лифтинг или липосакция - но только не "новая постановка"; просто новые декорации, которые не лучше тех, что в 91-м году сделал Мурванидзе, да ещё и повторяют идею последнего (планшет сцены в виде гигантской рулетки по центру. Возможно, под премьерой подразумевалось некоторое "новое прочтение"? - ничуть не бывало: партию Алексея в премьерном спектакле 21 июня вновь исполнил Владимир Галузин, Генерала пел Сергей Алексашкин, дирижировал Валерий Гергиев.
Разумеется, возникло много сравнений и параллелей с реальной премьерой шестнадцатилетней давности. Юрий Лаптев, который тогда катал кресло Бабуленьки и пел "моржовую" (то есть, состоящую из двух-трёх фраз) партию Потапыча ("Не велено-с... Никак не велено-с...") ныне является советником президента России по культуре: вот, оказывается, как важно провести комсомольскую юность бок о бок с будущим президентом страны! Партию Маркиза до сих пор исполняет катастрофически безголосый Николай Гассиев, выглядящий рабочим сцены (у Достоевского: "Принадлежность его к порядочному обществу не подвержена сомнению"): выходит, тоже не вредно в нежном возрасте гонять сделанный из тюбетеек футбольный мячик в одном ауле с будущим главным дирижёром всея Руси…
Владимир Галузин в партии Алексея блещет: в музыке Прокофьева (в отличие от итальянского репертуара) его характерная манера пения ("Дядя фашист, убери сапог с горла!") не так сильно коробит слух. Кроме того, роль воплощается им совершенно убедительно даже не в силу каких-то сверх-особенных актёрских качеств, а просто за счёт точного отношения к роли: социальная сатира Достоевского, помноженная на искромётный юмор Прокофьева, нашли в лице Галузина адекватного исполнителя: он и сам относится к своему герою с юмором и некоей отстранённостью - как бы говоря себе и зрителям: "Ох, да неужели всё это со мной происходит?"
Бас Сергей Алексашкин (он поёт Генерала тоже с конца 80-х годов) давно и заслуженно превратил сложнейшую роль в свой бенефис: безупречный вокал вкупе с превосходным сценическим рисунком партии - просто эталонное исполнение! А вот другого прекрасного исполнителя, выступавшего в роли Мистера Астлея - Александра Гергалова, почему-то заменили на Евгения Уланова - певца с плохо обработанным голосом, скверной вокальной выучкой и нулевой сценической харизмой. Вместо блиставших в роли Бланш (каждая по-своему) Светланы Волковой, Марианны Тарасовой и Ольги Савовой в этой партии выступила Екатерина Семенчук - не "дама полусвета", как указано в партитуре, а скорее, хозяйка корчмы или ларинская няня. Зато Бабуленька в исполнении Любови Соколовой оказалась визгливой молодушкой, неудачно загримированной под старушку, которой, казалось, чудовищных усилий стоило оставаться в кресле-каталке, а не вскочить и пуститься в пляс. Как тут ностальгически не потосковать о прошлых исполнительницах Бабуленьки: Людмиле Филатовой и Елене Образцовой?
Полной вокальной катастрофой стало выступление г-жи Татьяны Павловской в роли Полины: она откровенно не держала тесситуру - причём отсутствовали не только верхние ноты, но и нижний регистр был буквально "обрезан" (при полностью раздрызганной середине); она даже не ходила, а слонялась по сцене - и в финале, уходя от Алексея, растянулась на планшете, споткнувшись об стул.
Оркестр был хорош: за прошедшие годы коллектив, кажется, уже так поднаторел, что сегодня способен сыграть партитуру "Игрока" вообще без дирижёра. Однако в интермеццо между 1-й и 2-й картинами четвёртого действия было исполнено г-ном Гергиевым с умопомрачительным грохотом. Видимо, "громко" и "красиво" для него - синонимы. Более того, солнечный юмор Прокофьева Гергиев подменяет дикой агрессией - страдает, конечно же, музыка. Как правило, дирижёры с возрастом становятся мудрее (Юрий Темирканов любит повторять, что "дирижирование - это профессия второй половины жизни"). Однако Гергиев в свои 54 года больше напоминает Алексея из "Игрока", с обезумевшим взором и дикой улыбкой твердящим: "Кто б мог подумать… Двадцать раз подряд вышла красная!..".
© Кирилл Веселаго.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность. Материал был опубликован в петербургском еженедельнике "Город".
Вас интересует облицовка из камня? Тогда вы можете посетить наш сайт и выбрать подходящие варианты камней и именно те материалы для облицовки, которые позволят вам построить не просто дом, а превратить его в дом своей мечты! Заходите к нам на сайт для того, чтобы получить отличную возможность заказать качественные строительные материалы по доступным ценам. все материалы будут доставлены очень быстро и в полной сохранности, так что спешите заказать прямо сейчас!
Публикация: 22-06-2007
Просмотров: 3663
Категория: Рецензии
Комментарии: 0