Возможность организации передвижных опер
Она создала незабываемые вокально-сценические образы величественной принцессы Турандот в одноименной опере Дж. Пуччини, несчастной Наташи в «Русалке» А. Даргомыжского, простодушной Домны Сабуровой в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, страстной Валентины в «Гугенотах» Д. Мейербера, поэтичной Матильды в «Вильгельме Телле» Дж. Россини, трагической Одарки в опере А. Вахнянина «Купало».
Создания нового украинского советского репертуара
Сама М. Литвиненко-Вольгемут также была прекрасным партнером, о чем свидетельствуют воспоминания П. Норцова, Б. Златогоровой, М. Гришко, Л. Руденко и многих других певцов, которые в разное время работали с нею в театре.
Произведения национального оперного наследия
В 20-е годы, в период противоречивых поисков и экспериментов, огульного отрицания традиций театра корифеев, острой борьбы реалистических и формалистических тенденций, певица последовательно утверждала на оперной сцене национальные классические традиции и реалистическое актерское искусство.
О работе певицы в Украинском народном театре
О работе певицы в Украинском народном театре подробно рассказывает в своих воспоминаниях ее товарищ по сцене народный артист УССР В. Сокирко: «Мария Ивановна часто посещала наши репетиции. Репетировали мы как-то «Цыганку Азу». Назначена была на эту роль молодая артистка с хорошими вокальными данными.
Новая встреча с вокально-сценическим образом Купавы
Новая встреча с вокально-сценическим образом Купавы, который она впервые создала в Петроградской муздраме, принесла ей огромную творческую радость. И. Лапицкий не возобновлял свою старую постановку, а нашел иное, глубоко поэтичное образное решение этого спектакля, отказавшись от увлечений бытовизмом как в общей концепции, так и в трактовке образа пленительной Купавы.
Народная артистка УССР В. Гужова
В первом же сезоне она исполнила партию сельской девушки Марты в опере Э. д'Альбера «Долина» в постановке И. Лапицкого. М. Литвиненко-Вольгемут была одним из инициаторов приглашения этого мастера на Украину. Она справедливо считала, что опытный и талантливый режиссер может помочь формированию и успешному развитию молодой украинской оперы, утвердит на ее сцене высокую художественную культуру и достижения современного театра.
Принципы народности и реализма
Спектакли были разными, иногда противоречивыми, так как молодые режиссеры, художники стремились к обновлению сценических форм, интенсивно используя достижения драматического театра, кино, изобразительного искусства. Часто на сцене строились сложные конструкции, неудобные для певцов, мешающие их общению с дирижером и с партнерами.
Украинский государственный театр оперы и балета
Не случайно в это время журнал «Нове мистецтво» писал: «...M. И. Литвиненко отличается своей общественной чуткостью, пониманием общественного назначения художника. С первых же минут она откликнулась на призыв создать украинскую оперу, как и каждый раз сочувственно откликалась на любое общественное начинание, связанное с украинской советской художественной культурой.
Активная творческая деятельность Марии Ивановны
Летом 1925 года вместе с П. Саксаганским и молодым И. Козловским певица выступает в спектаклях Украинского народного театра. «Мы ездили по разным городам, ставили нашу классику - «Наталку Полтавку», «Катерину», «Запорожца за Дунаем». ... Во время этих путешествий я записывала новые песни, слушала, как народ поет их».
Большой успех «Гальки»
В приветствии работников Харьковского рабоче-крестьянского театра, которое бенефициантка получила в день премьеры «Гальки», отмечалось: «Позвольте высказать нашу радость, что имеем возможность сегодня впервые увидеть и услышать Вас в опере на украинском языке. Позвольте вместе с Вами верить, что, став на этот широкий путь, мы вскоре услышим Ваш чудесный голос на сцене постоянной украинской оперы».
