Специальная юбилейная комиссия
Из Югославии, где певица была награждена орденом «Братства и Единства», украинские актеры вылетели в Австрию, освобожденную от фашистов героической Советской Армией, и дали несколько концертов для советских солдат и офицеров.
День победы над фашизмом
«Оперу «Наймычка» мы подготовили в эвакуации, вспоминал участник премьеры И. С. Паторжинский. В работу над ней мы вложили всю тоску за далекой тогда нашей землей, которая истекала кровью под ярмом немца-оккупанта. Помню, как мне что-то больно стиснуло горло, когда Ганна пела свою трагическую колыбельную.
Признак большого вокального мастерства
М. Литвиненко-Вольгемут была одним из инициаторов проведения «Дня культурного обслуживания раненого бойца». В этот день свыше 180 творческих работников Киевского театра побывали в госпиталях и дали 24 концерта в клубах и 78 концертов в палатах тяжелораненых. После большого концерта в клубе М. Литвиненко-Вольгемут и И. Паторжинский выступали в одном госпитале в течение четырех часов, переходя из одной палаты в другую.
Лукавый украинский юмор
В ноябре 1942 года коллектив Киевского государственного театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко переехал из Уфы в Иркутск. А 4 декабря в помещении городского театра на слете сибиряков-колхозников киевляне показали свой первый спектакль - «Запорожец за Дунаем» с Литвипенко-Вольгемут в партии Одарки.
Грозные военные дни
«1941 год... Снова в красочном наряде Одарки я выхожу на сцену, вспоминала певица. Но теперь я не просто буду в очередной раз исполнять свою, как говорят, «коронную» роль. Каждой нотой своих арий я буду утверждать жизненность, силу нашего искусства. Я буду петь для друзей! Мы в глубоком тылу. Но никто не забывает - вдалеке полыхает война... Борется мой героический народ».
Коллектив Киевского театра оперы и балета
С большим успехом поет Мария Ивановна партию Лизы и на республиканском оперном фестивале в Киеве в марте 1941 года, в котором приняли участие ведущие мастера всех украинских оперных театров. Она также выступила в спектаклях «Князь Игорь» и «Тарас Бульба».
Тема безграничной материнской любви к опере
М. Вериковский в статье «Большое творческое достижение», посвященной «Тарасу Бульбе», прежде всего останавливается на образе Насти, а потом пишет уже о Тарасе, Остапе и Андрее. И это не случайно, так как «народная артистка СССР, орденоносец М. И. Литвиненко-Вольгемут создала безупречный образ матери.
Новые творческие победы Марии Ивановны
1936 год в жизни М. Литвиненко-Вольгемут - это год незабываемых встреч в Москве и Ленинграде, год подлинного всенародного признания3. В этом году украинский народ избрал певицу делегатом VIII Чрезвычайного съезда Советов, где она была членом ревизионной комиссии по утверждению Советской Конституции.
Образцы высокой художественной культуры
Выборного пели М. Донец и И. Паторжинский. «Старейшая украинская актриса, жена Ивана Карпенко-Карого - София Тобилевич исполняла роль Терпылыхи, вспоминала М. Литвиненко-Вольгемут. В роли Наталки выступили поочередно я и прекрасная советская певица, одна из талантливых учениц Саксаганского, наша незабвенная Оксана Петрусенко».
Празднования пятилетия Украинского оперного театра
26 декабря 1930 года в день празднования пятилетия Украинского оперного театра певице было присвоено почетное звание народной артистки республики «за замечательную работу, которая на протяжении 20 лет служения оперному искусству дала образцы высокой художественной культуры, и за активное участие в создании и развитии украинской оперы».