Трагический монолог героини
С большим чувством исполняла М. Литвиненко-Вольгемут первую песню Гальки «Как буйный ветер». Взволнованно звучала ария из II действия, которая передавала смутное предчувствие Галькой трагедии. Душевная боль и страдание пронизывали последний трагический монолог героини.
Харьковский оперный театр
В репертуарных планах театра было несколько постановок на украинском языке и среди них даже «Тарас Бульба» Н. Лысенко, никогда не видевший света рампы. Но дирекция Харьковской оперы не спешила осуществлять эти многообещающие планы.
Отсутствие в театре интересной режиссуры
Я помню, как проникновенно звучал голос артистки, которая пела о своем народе и его воле; помню, какое глубокое впечатление оставило выступление певицы в партии Лизы в «Пиковой даме» Чайковского или созданный ею образ зловещей Ортруды в «Лоэнгрине» Вагнера... И нужно было видеть, как принимали ее выступления рабочие, услышать их восторженные аплодисменты, чтобы еще раз увериться в силе влияния настоящего искусства на массы, в необычайной одаренности и мастерстве певицы».
Оперно-вокальный стиль немецкого композитора
Дело, конечно, не только в большом диапазоне голоса, а прежде всего в том, что любую партию она исполняла необыкновенно легко, без малейшего напряжения и в то же время с огромной эмоциональной отдачей. Создавая образ воинственной Брунгильды в «Валькирии» М. Литвиненко-Вольгемут старалась отойти от трафаретного пафоса, «внешней импозантности», характерной для исполнения этой партии даже такой выдающейся певицей, как Ф. Литвин.
Работа под руководством опытного музыканта
Работа под руководством опытного музыканта - знатока вагнеровского стиля - над трактовкой вокальных партий в операх Вагнера, требующих от исполнителя то «бесконечного дыхания», эмоционально насыщенной кантилены и подлинного итальянского бельканто, то энергичной декламации и характерных скандирующих интонаций, открыли новые грани дарования молодой певицы.
Главные партии в операх Р. Вагнера
В «Аиде», например, дали сразу несколько теноров в лице гастролеров «Радамесов», последние прилагали все усилия, чтобы испортить оперу, но прекрасная Аида - Литвиненко-Вольгемут осталась такой же превосходной певицей». О высоком исполнительском мастерстве артистки писали и другие рецензенты.
Условия работы в Киевском театре
М. Литвиненко-Вольгемут резко выступила против М. Багрова, который не выполнял основного условия Главполитпросвета, сдавшего ему в аренду помещение театра, и под всяческими предлогами оттягивал постановки двух опер на украинском языке.
Правление Подольского губернского отдела профсоюза работников
Перед ее отъездом винницкая общественность торжественно отметила десятилетний юбилей сценической деятельности певицы-актрисы. На всю жизнь запомнила она праздничный вечер 16 сентября 1922 года. В приветствии, полученном ею от преподавателей Винницкой народной консерватории, говорилось: «Ваша артистическая одаренность и вокальные способности много раз были отмечены неизменным и широким успехом.
Помещения всех театров Винницы
Осенью 1920 года М. Литвиненко-Вольгемут вместе с мужем Григорием Николаевичем Вольгемутом, опытным театральным администратором, выехала в Винницу, где они организовали «Первый трудовой кооператив украинских артистов». В репертуаре этого небольшого коллектива, кроме драматических спектаклей, были и оперные - «Галька», «Сельская честь», «Запорожец за Дунаем», «Утопленница», «Энеида», «Рождественская ночь», «Русалка», «Рогнеда».
Генеральная репетиция спектакля
Как и Н. Садовский, он требовал сценической правды, как и И. Лапицкий стремился к глубокой психологической разработке вокально-сценического характера, но особенное внимание Л. Курбас уделял пластическому решению образа: скульптурной выразительности поз, эмоциональной наполненности каждого жеста. Партнером Марии Ивановны должен был выступить Л. В. Собинов, который дал согласие работать в театре Музыкальной драмы и выучил партию Йонтека на украинском языке.