Все сцены с участием Татьяны
Татьяна была наделена в опере своим лейтмотивом, который, появляясь в оркестровом вступлении, затем видоизменялся соответственно эволюции самого образа. Лейттема развивалась, раскрывая сложный и порой противоречивый душевный мир героини, ее тяжелые раздумья, внутренние колебания, сомнения.
Массовые матросские сцены
В этой партии она еще раз продемонстрировала свое подлинно современное актерское мастерство, чуткое к достижениям музыкальной и драматической сцены. Стараясь приблизить оперу к драме, В. Фемелиди подчеркивал: «...В области формы я отбрасываю обычные арии, дуэты, трио, балет и другие отдельные законченные номера.
Вокально-сценические задачи М. И. Литвиненко-Вольгемут
Ее нежная, несколько романтичная Наташа, искренне полюбив недавно приехавшего на рудник инженера Каштанова (его партию исполнял А. Мосин), неожиданно узнавала, что он ярый враг молодой Советской республики и готовит взрыв на шахте. Не имея яркого вокального материала, певица тонко передавала, порой преимущественно актерскими средствами, волнение, острую борьбу чувств влюбленной девушки, которая решает сама уничтожить коварного врага.
Глубокое проникновение в суть музыкальной драматургии
М. Литвиненко-Вольгемут принадлежала честь первого исполнения многих ведущих партий в операх украинских советских композиторов. О. Чишко, Б. Лятошинский, М. Вериковский, К. Данькевич писали некоторые женские партии в расчете на вокальные данные и актерское мастерство певицы.
В украинской советской опере
«Я никогда не ограничивалась какими-то определенными достижениями в той или иной партии, а всегда стремилась к большему усовершенствованию и художественной отделке каждой своей партии, каждого образа,- писала Мария Ивановна.- Нет ничего хуже для актера, чем довольствоваться старым, уже пройденным путем работы над образом.
Диапазон голоса М. Литвиненко-Вольгемут
От низких, бархатистых, виолончельных тонов и до высоких, чисто скрипичных - звуки ее голоса плывут бесконечной музыкальной волной. То, что называется филировкой звука и что является результатом высокой вокальной школы - редкостное качество ее мастерства.
Вокально-сценические образы
Творческие достижения М. И. Литвиненко-Вольгемут несколько десятилетий олицетворяли собой поиски мастеров национальной музыкально-театральной культуры в области овладения богатствами классического наследия, создания современного репертуара и освоения принципов социалистического реализма.
Национальное искусство М. И. Литвиненко-Вольгемут
За самоотверженную работу в годы войны и в период восстановления страны М. И. Литвиненко-Вольгемут была награждена медалями «За победу над Германией» и «За трудовую доблесть», а в связи с празднованием 30-летия Советской Украины - вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Страны во главе с Большим театром Союза ССР
Вы представляете прекрасный пример для молодежи, учителем которой и другом которой Вас все считают».
Со всех концов Советского Союза, от известных деятелей театра, музыки, литературы и науки, от всех оперных коллективов страны во главе с Большим театром Союза ССР пришли в день юбилея выдающейся украинской певицы теплые поздравления и искренние пожелания здоровья и успехов в творческой деятельности.
Писатели Советской Украины
Мария Ивановна выступила в партиях Насти в «Тарасе Бульбе» (II д.), Ганны в «Наймычке» (II д.) и Одарки в «Запорожце за Дунаем» (I д.). Она не случайно выбрала для своего юбилея три партии из национального репертуара. В каждом из этих образов певица раскрыла духовную красоту украинской женщины, еще раз продемонстрировав верность традициям народности и реализма.