«Я никогда не ограничивалась какими-то определенными достижениями в той или иной партии, а всегда стремилась к большему усовершенствованию и художественной отделке каждой своей партии, каждого образа,- писала Мария Ивановна.- Нет ничего хуже для актера, чем довольствоваться старым, уже пройденным путем работы над образом. Свои творческие поиски я не прекращаю даже и после многоразовых выступлений в какой-либо партии. Работа актера, как и любая другая, должна представлять собой постоянное, неустанное движение вперед».
Именно это стремление к «постоянному движению вперед» заставляло певицу идти трудными дорогами создания нового украинского советского оперного репертуара.
Решение проблем создания советского украинского оперного репертуара и музыкально-сценического воплощения первых современных опер, написанных в содружестве композиторов и мастеров театра, непосредственно связано с творчеством М. И. Литвиненко-Вольгемут. Она была не только участницей постановок первых опер украинских композиторов, но и одним из инициаторов их воплощения на столичной сцене. В постановку опер «Взрыв» Б. Яновского, «Разлом» В. Фемелиди, «В плену у яблонь» О. Чишко и «Золотой обруч» Б. Лятошинского она внесла большой вклад и как певица - блестящий интерпретатор вокальных партий, и как художник-гражданин, сторонница всего нового, связанного со смелым поиском и даже рискованным экспериментом. Огромный художественный авторитет Марии Ивановны, заинтересованность в создании новых произведений содействовали активизации работы столичного театра над первыми украинскими советскими операми, а непосредственное участие в этих спектаклях помогало другим исполнителям побороть некоторое недоверие и несколько скептическое отношение к современным партитурам.