Пронизанный поэзией фантастического царства русалок
Они подчеркивали в лирико-фантастической опере Н. Лысенко романтические эмоционально-сценические краски, в то время как Н. Садовский акцентировал в этом спектакле комедийно-бытовую линию. В связи с этим особое значение приобретал образ Панночки, созданный М. Литвиненко-Вольгемут. Освободить сцену от многочисленных бытовых деталей (имевших место у Н. Садовского), постановщики сосредоточили внимание зрителей на певце-актере, на ритмопластическом рисунке вокально-сценических образов.
Театр открылся 28 июля 1919 года премьерой оперы
Несмотря на большие экономические трудности (шла гражданская война), летом 1919 года советское правительство открывает первый украинский оперно-балетный театр, у колыбели которого стояли режиссер Л. Курбас, художник А. Петрицкий, композитор Я. Степовой, М. Литвиненко-Вольгемут и деятели русского искусства - дирижер М. Багриновский и балетмейстер М. Мордкин.
Мысли об организации украинского оперного театра
«Пришла революция, захватила своим горячим дыханием. Героические годы гражданской войны наполнили мою жизнь новым глубоким содержанием. Хотелось внести свою маленькую частичку в дело великой пролетарской борьбы», писала Литвиненко-Вольгемут. «Я забыла, что такое усталость так хотелось петь для своего родного слушателя.
Влияние на формирование таланта Литвиненко
Однако зимний сезон 1916/17 г. не принес ей творческого удовлетворения, так как Киевский театр оказался обыкновенной провинциальной оперной сценой, где в крайне сжатые сроки готовились новые спектакли, рассчитанные часто на именитых гастролеров, и где в очень трудных условиях, порой без сценических репетиций и без режиссуры приходилось быстро входить в действующий репертуар.
Искусство Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой
На всю жизнь запомнила М. Литвиненко и встречи с Антониной Васильевной Неждановой. «На протяжении всей своей творческой жизни я с радостью и благодарностью вспоминаю прекрасный опыт мастеров русской оперной сцены и прежде всего опыт великой русской актрисы Неждановой, которая всегда восхищала меня умением глубоко проникать в суть исполняемого ею произведения, четкостью шлифовки каждой художественной детали образа».
Великий оперный актер
«В то время меня, молодую украинскую певицу, писала в статье «Великое братство» М. Литвиненко-Вольгемут, поддержал и согрел добрым словом и советом один из самых прекрасных художников русской оперной сцены Ф. И. Шаляпин. Федор Иванович рассказывал, сколько ему пришлось скитаться в странствующих труппах, в частности в украинских.
Самобытная исполнительская индивидуальность певицы
Однако были у нее и неудачи, о чем свидетельствуют отзывы критики, отмечавшие, что порой молодой певице недостает пластической выразительности и актерского мастерства (например, в роли донны Анны), а некоторые вокальносценические характеры выглядят лишь эскизами будущих образов (например, Аида). Но в высокой оценке вокального мастерства М. Литвиненко все критики были единодушны.
Большинство новых партий певицы
Успех в «Снегурочке» открыл певице путь к вокально-сценическим образам П. Чайковского - Лизе в «Пиковой даме», Оксане в «Черевичках», Татьяне в «Евгении Онегине», Настасье в «Чародейке». Конечно, не все эти партии стали художественными достижениями молодой артистки. Да и сами эти постановки опер П. Чайковского были достаточно спорными. Но партия Лизы, подготовленная с И. Лапицким, стала этапной в творческой жизни М. Литвиненко и надолго осталась в ее репертуаре.
Экспериментами Музыкальной драмы
И. М. Лапицкий, тонко чувствующий особенности исполнительского дарования М. Литвиненко, по-своему утверждал те же режиссерско-педагогические принципы, которые характеризовали постановочную деятельность Н. Садовского, воспитавшего молодую певицу не как драматическую, а как подлинно оперную актрису.
Интенсивная работа над русским классическим репертуаром
Интенсивная работа над русским классическим репертуаром стала для М. Литвиненко подлинной школой црофессионального мастерства. Впоследствии она писала: «Мне раскрылись неисчерпаемые богатства, я почувствовала неутомимую жажду творчества мне хотелось выучить как можно больше партий, петь с утра до вечера.