ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК

От редактора:На наших форумах мы нет-нет, да и обращаемся порою к теме музыкальной критики. В дополнение к нашей публикации блистательного Бернара Гавоти мы предлагаем вам ещё одну "информацию к размышлению": статью французского композитора Артюра Онеггера, написанную в свободной эпистолярной форме. 

<...> Ты просишь меня написать статью о музыкальной критике, о которой, впрочем, я и сам частенько думаю. Почему не композитору, а критику всегда предоставляют последнее слово? Перед судом защитник обвиняемого обычно выступает последним. А затем перед обвиняемым ставят общепринятый вопрос: «Желаете ли вы добавить что-либо в вашу защиту?»

Почему так не заведено в мире искусства?
Подробней

Перспективы 137-ого сезона Киевской оперы

12 сентября Национальная опера Украины открыла свой 137-ой оперный сезон. По традиции, первым спектаклем, который увидели зрители, стала одна из лучших украинских опер – «Тарас Бульба» Николая Лысенко, и почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что это было лучшее в мире исполнение этой оперы в грядущем сезоне.

Что же интересного смогут увидеть и услышать киевляне и гости украинской столицы в грядущем сезоне? На сегодня известно, что нас ждёт возобновление оперы П. И. Чайковского «Мазепа» (её отсутствие в репертуаре давно удивляло большинство операманов и даже работников театра). Эта опера была подготовлена для гастролей уже в конце прошлого сезона, тогда заглавную партию пел Роман Майборода, а Марию – молодая и очень перспективная певица Оксана Дыкая. Кто же будет петь осенью, пока неясно.
Подробней

Фильм о Мравинском

Для меня недавний показ телевизионного фильма о Мравинском оказался окрашенным в некие мистические тона. Отзвучал первый музыкальный эпизод фильма: Вторая часть "Неоконченной" симфонии Шуберта и вдруг раздался голос… Игоря Озерова, читающего фрагменты из статьи Л. Толстого. Я был потрясен, ведь буквально только что писал о нем…

Вспоминаю, что Игорь в свое время рассказывал о предстоящей работе с талантливым режиссером Дмитрием Рождественским. Как оказалось потом, это тот самый режиссер, который впоследствии жестоко пострадал за свои контакты с Анатолием Собчаком. Его обвиняли в хищении материальных ценностей в виде студийного телеоборудования, совершенном, якобы, в контакте с первым мэром Питера. Рождественский ни за что провел два года в "Крестах", его оправдали за недоказанностью улик, но в тюрьме он потерял последнее здоровье, и вскоре умер. Такие дела...
Подробней

Всегда восторженная речь и кудри черные до плеч...

Всегда восторженная речь и кудри черные до плеч...Сегодня я хотел бы помянуть добрым словом моего друга - замечательного артиста и чтеца Игоря Озерова. Появление этого имени на нашем сайте может иметь логичнейшее обоснование. В фильме-опере "Евгений Онегин", поставленном в пятидесятые годы Романом Тихомировым (в то время - главным режиссёром Кировского театра), Озеров появился в облике Ленского (пел Григорьев, и пел очень достойно). Вообще, состав актеров был идеальным: красавец Вадим Медведев с его аристократическим челом, был хрестоматийным Онегиным (Кибкало); Татьяна, красавица под стать ему - Ариадна Шенгелая (Вишневская), а Ольга - кокетка Немоляева. Фонограмму в очень хороших и естественных темпах записал Б. Э. Хайкин. Но от Ленского невозможно было оторвать глаз: высокий, с одухотворенным лицом, с роскошными, слегка вьющимися волосами до плеч. Казалось, живое воплощение наших представлений пушкинского героя. Им был создан поистине трагический образ: контраст красоты и роковой судьбы поэта. А свою последнюю элегию - плод скорбных размышлений - Ленский писал в тиши кабинета (по Пушкину), кино представило такую возможность. Эта была первая работа Игоря в кино, и я мальчишкой увидел его в первый раз, тогда еще не зная, что судьба подарит мне его дружбу длиной в четверть века…

Он оказался в нашем доме случайно (случайно ли?). Мама, пианистка-концертмейстер, работала в Ленконцерте, и на одном из сводных концертов она заменила в выступлении заболевшего пианиста - постоянного партнера чтеца Озерова.
Подробней

"Тройка... Семёрка... ТУЗ!!. (часть вторая)

Это - продолжение статьи, которая была опубликована у нас чуть больше месяца назад вот здесь.

...Не так давно я оставил нашего героя входящим через потаенную дверь в спальню Графини… После ослепляющего света увеселительных огней великосветского бала Чайковский погружает нас в таинственную полутьму покоев графини и тягостных терзаний помраченного сознанья Германа.

Вообще, прием контрастно-динамического противопоставления окончания каждой картины оперы с началом следующей композитор использует постоянно. Я не знаю, слышал ли вердиевского «Отелло» Петр Ильич, но появление Отелло в покоях Дездемоны под скорбную монодию контрабасов, после словно устремленных к поднебесью флажолетов скрипок – необыкновенный темброво-регистровый контраст – вызывает темброво-звуковые ассоциации с финалом бала и началом 4 картины «Пиковой». Конечно, можно привести немало примеров использования приемов динамического сопряжения контрастных эпизодов, сцен, картин, актов в оперной литературе, начиная с ранее упомянутого в связи с оперой Чайковского Моцартова «Дон Жуана». Но среди ряда опер близких «Пиковой даме» по принципам музыкальной драматургии я бы особенно отметил еще две – «Кармен» и «Катерину Измайлову».
Подробней

"Тройка... Семёрка... ТУЗ!!. (часть вторая)#2

Коммунистический режим (продолжающий и поныне, как точно заметил художник М. Петренко, пожирать музыкантов, художников и артистов, подобно ненасытному Сатурну, поедавшему своих детей) раз и навсегда отбил охоту у Шостаковича писать оперы. И только спустя полстолетия после премьеры «Леди Макбет» и реабилитации «Катерины Измайловой» он вновь возвращается к «музыке со словом». В своих последних вокально-симфонических произведениях он обращается в будущее с завещанием, зашифрованным в текстах любимых поэтов, где, подобно Малеру, он поет прощание с Землей. И только в последних тактах 15-й симфонии со светлым перезвоном колокольчиков из его музыки навсегда уходит Страх, столь долгое время не покидавший композитора.

«Кармен» – «Пиковая дама» - «Леди Макбет» в истории оперной музыки образуют триаду музыкально-психологических драм, глубоко родственных между собой по использованию общих закономерностей в создании целого.
Подробней

"Тройка... Семёрка... ТУЗ!!. (часть вторая)#3

Так ее интерпретирует и Самосуд, но, увы, женский хор звучит у него недостаточно собранно (видимо, в те времена с качеством хора Большого театра были проблемы – у Пашаева хор поет примерно так же). А вот у Хайкина хор поет уже значительно лучше, но нет той ритмической остроты, определенности единого движения темпа, что особенно замечательно в исполнении Озавы.
Значение этого хора в драматургии картины велико – вместе с ним происходит «психологическая» модуляция – музыка словно переносит нас из драматических коллизий действительности в мир теней.

В опере призрачные видения появляются раньше сцены в казарме – впервые они посещают старую графиню. Она вызывает их из прошлого – перечисление славных имен в устах графини звучит как заклинание. При звуках старинного французского гимна они предстают пред нею, и только для них Московская Венера снова поет свою любимую песенку.
Подробней

"тройка, семерка, туз..."

От редактора: "Пиковая дама" - опера совершенно особая; рискну заявить, не только среди русских опер, но и в мировой оперной литературе. От многих меломанов мне приходилось слышать: "Я не люблю "Евгения Онегина", или: "Терпеть не могу Римского-Корсакова", и т. д. Однако самые закоренелые "итальяноманы", или люди, вообще от оперы далёкие, тем не менее, признавались в любви к "Пиковой". Да и на Западе, похоже, она скоро возглавит - если уже не возглавила! - хит-парад самых популярных русских опер.
Предлагаемый читателю материал - не рецензия, хотя и содержит детализированный обзор нескольких записей "Пиковой". Это и не культурологическое эссе, хотя и без этого в статье не обошлось, и не музыковедческий труд, хотя и имеет некоторые вкрапления практического музыкознания...
Своим человеческим, слушательским и музыкантским опытом с вами делится Юрий Шалыт. "Думайте сами, решайте сами..."
Подробней

"тройка, семерка, туз..."#2

Сегодня, с высоты обретенного художественного опыта я, конечно, воспринимаю любимую оперу иначе, чем много-много лет назад. Поэтому хочется снова вглядеться в знакомые черты героев оперы и, сравнив несколько ее интерпретаций, совершить еще одну попытку проникновения в тайну авторского замысла.

Для того, чтобы дать новую жизнь героям пушкинской повести, Чайковскому суждено было оказаться за границей. Еще находясь в Петербурге, он отклонил предложение Всеволожского написать оперу на этот сюжет, но стоило ему оказаться во Флоренции, как уже на второй день он стремительно приступает к работе над оперой. Так - подобно Гоголю - композитор свое, может быть, самое русское произведение создает за пределами России: "большое видится на расстояньи". Состояние своей души Чайковский мог бы передать словами Гоголя: "Он (Бог) указал мне путь в землю чужую, чтобы там воспитать свои страсти в тишине, в уединении, в шуме вечного труда и деятельности … откуда бы был в состоянии рассеивать благо и работать на пользу мира".
Подробней

"тройка, семерка, туз..."#3

Вот и еще стихи. Это уже Державин, XVIII век - время действия оперы.

"В те дни, как все везде в разгулье:
Политика и правосудье,
Ум, совесть и закон святой,
И логика пиры пируют,
На карты ставят век златой,
Судьбами смертных пунтируют,
Вселенну в трантелево гнут;
Подробней