ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Фильм о Мравинском

Для меня недавний показ телевизионного фильма о Мравинском оказался окрашенным в некие мистические тона. Отзвучал первый музыкальный эпизод фильма: Вторая часть "Неоконченной" симфонии Шуберта и вдруг раздался голос… Игоря Озерова, читающего фрагменты из статьи Л. Толстого. Я был потрясен, ведь буквально только что писал о нем…

Вспоминаю, что Игорь в свое время рассказывал о предстоящей работе с талантливым режиссером Дмитрием Рождественским. Как оказалось потом, это тот самый режиссер, который впоследствии жестоко пострадал за свои контакты с Анатолием Собчаком. Его обвиняли в хищении материальных ценностей в виде студийного телеоборудования, совершенном, якобы, в контакте с первым мэром Питера. Рождественский ни за что провел два года в "Крестах", его оправдали за недоказанностью улик, но в тюрьме он потерял последнее здоровье, и вскоре умер. Такие дела...

Однако к счастью, режиссер оставил о себе великолепную память: в серии телефильмов, сделанных в соавторстве с журналистом А. Золотовым, он сохранил для будущего образ великого дирижера, Мастера. С уходом Мравинского канула в вечность Великая эпоха в истории лучшего оркестра России и Ленинградской Филармонии.

Симбиоз Мравинского и ЗКР (Заслуженный коллектив республики, Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии все музыканты, чтобы отличать от "второго" оркестра, называли просто "ЗКР") - уникальное и противоречивое явление в музыкальном искусстве. По прошествии многих лет со времени прощания с ним в белоколонном зале, не перестаю размышлять о печальной исполнительской судьбе осиротевшего оркестра Филармонии.

В СССР многие годы ЗКР считался оркестром эталонного качества, как тот самый метр, хранящийся за семью замками, а суровый облик его руководителя - образцом верного и бескомпромиссного служения священному Искусству. Все так. Мравинский был беспощаден в своей требовательности к себе. И столь же требователен по отношению к своим музыкантам. В своей епархии Он был облечен поистине неограниченными полномочиями. И относились к нему, как к Вождю всех музыкантов - в равной степени любили и боялись (от взгляда Мравинского некоторые слабонервные музыканты получали инфаркты). Но, соучаствуя в творчестве, прощали и забывали многое.

Осиротели - в одночасье. Боюсь, что преемник был известен еще при здравии Патриарха. По словам очевидцев, на одной из репетиции, преодолевая некоторое внутреннее сопротивление музыкантов, Мравинский мрачно произнес "с пульта": "Подождите, вот придет Чингисхан и вы еще будете вспоминать своего Васю" (так называли Е.А. оркестранты). Да, с приходом нового шефа оркестр значительно изменился…

В чем же причина девальвации качества игры ЗКР? В поисках правильного ответа попробуем разобраться в практике других оркестров с мировым именем. Ведь не было живой воды у их руководителей, ни один из великих мэтров, к нашему сожалению, не был бессмертным. Но и с другими руководителями эти коллективы не снизили планку своего исполнительского уровня, мастерство осталось столь же высоким!

На протяжении многих и многих лет нетрудно было заметить далеко не ровное качество концертов ЗКР. Многие из них были ниже допустимых "санитарных норм". И дело не только в дирижерах. Что греха таить, приученные к жесткому репетиционному режиму со своим постоянным шефом, оркестранты позволяли себе расслабиться на репетициях не только приглашенных дирижеров, но и своих, штатных.

Они были способны на жестокие шутки. В. Марголин, первая труба ЗКР в его самые лучшие времена, рассказывал мне о причине конфликта Курта Зандерлинга, работавшего тогда вторым дирижером, с оркестром. На репетициях Шестой симфонии Чайковского он долгими повторениями добивался нужного ему пиано в хорале "Со Святыми…" На концерте тромбонисты ему отомстили - они вовремя подняли инструменты, но не сыграли ни единой ноты хорала. Возмущенный дирижер потом многие годы не появлялся в Филармонии. Во время репетиций я был частым свидетелем нарочитых "аплодисментов" музыкантов, таким способом намекавших дирижеру на своё желание поскорее окончить работу.

Для западных оркестров такой стиль поведения недопустим. Тут же вспоминаю, как Владимир Фельцман - пианист, сын известного композитора Оскара Фельцмана (Володя был "выездным" гастролирующим пианистом только в пределах российской глубинки из-за принципиальных идеологических расхождений с Режимом; впоследствии благополучно уехал из СССР и ныне живет в Нью-Йорке) во время нашей встречи в 1983 году в Кургане, где я выступал с Новосибирским симфоническим оркестром, рассказывал мне о другом конфликте оркестра и дирижера. Г. Н. Рождественский (как известно, не любящий долго возиться с оркестрами), по своей привычке решил раньше положенного срока отпустить с репетиции Венский Филармонический. Музыканты воспротивились (!) - это грубейшее нарушение финансовой дисциплины, они обязаны "отсидеть" положенные часы. Тогда, ничтоже сумняшеся, Рождественский предложил всё оставшееся время играть "Танец маленьких лебедей", что оркестр и сделал, но дирижеру потом дорого обошлась "остроумная" выходка. Вот два оркестра - два стиля работы.

В кулуарах другого оркестра, Берлинской филармонии, на стене имеется надпись (возможно, цитирую не очень точно): "Какой бы болван ни стоял за пультом, мы будем играть вместе, чисто и ритмично".

Кроме того, музыканты западных оркестров завоевывают "место под солнцем" в жесткой конкурентной борьбе. Нарушение дисциплины - нонсенс, как и протекционизм при приеме на работу. Эта распространенная болезнь наших худсоветов "у них" - явление крайне редкое. Там новичков выбирают тайным голосованием всего оркестра, и порой - вопреки мнению шефа. В свое время весь коллектив восстал против Караяна, когда он возжелал пригласить на работу девушку-кларнетистку и тем самым посягнул на многолетнюю традицию: музыканты в оркестре Берлинской филармонии - только мужчины. Бессменному шефу пришлось временно оставить свой пост. Из принципа он несколько лет выступал только с Венским Филармоническим. В наши дни прославленный оркестр уже давно "разбавлен": большинство коллектива - по-прежнему мужчины, но и женщин в оркестре немало. Тем не менее, класс оркестрового музицирования по-прежнему высок - многовековой монолит незыблем.

Да, аналогия "Мравинский - Караян" напрашивается сама собой. Оба много лет неизменно воспитывали, настраивали и оттачивали техническое мастерство "своих" оркестров, доводя до совершенства концертное исполнение и звукозаписывающую продукцию многодневными репетициями. Только смерть разлучила их со своими музыкантами. Однако в частностях они были антиподами.

Караян - великий Артист. Он творит для восторженных поклонников его магнетического дара. Выразительные пассы его рук рассчитаны не только на реакцию музыкантов, но и на массу зрителей, постигающих великое таинство искусства Маэстро.

Мравинский на зал не обращает внимания. "Для меня лучшие условия музицирования: когда вместо зала за моей спиной - стена". (Эти слова передал мне дирижер Равиль Мартынов, бывший несколько лет ассистентом дирижёра в Филармонии). Концертное выступление для Мравинского - ответственный акт служения композитору. Его точные, крайне лаконичные движения - напоминание музыкантам "условий игры", отточенных тщательной репетиционной работой. Отклонение от разученного - исключено. Романтика "вдохновения" вне эстетики творчества Мравинского. Уравновешенность, рацио и гармония соразмеренных пропорций - вот его эстетический идеал. Им всегда любуешься и восторгаешься его совершенством. А эмоциональная сторона исполнения - плод расчета и хладного ума. Тонкие градации пиано и пианиссимо - фирменный знак ЗКР, а в его кульминациях никогда не бывает перехлеста, которым, например, время от времени грешил Госоркестр Светланова - влияние головановских традиций.

Но есть нечто, объединяющее этих художников - честность и бескомпромиссность в творчестве.

Телефильм Дмитрия Рождественского сохранил для нас этот образ.

© Юрий ШАЛЫТ

Пенсионеры и их пенсия – это актуальная проблема для нашей страны. Уже многие годы правительство пытается делать шаги навстречу пенсионерам, но они так и не находят оптимального решения. Все о пенсионной реформе, размерах пенсионных выплат, о переводе пенсии в банк и многое другое вы найдете на нашем тематическом Интернет-ресурсе. Посещайте наш сайт, чтобы быть в курсе последних самых актуальных событий, ведь мы даем такую возможность.

Публикация: 30-08-2004
Просмотров: 6214
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.