ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"Парсифаль" в Штаатсопер: вновь ничего, кроме скандала

"Парсифаль" в ШтаатсоперВ конце марта в Берлине разгорелся скандал. Точнее - в Берлинской Штаатсопер, на премьере новой постановки вагнеровского "Парсифаля" кинорежиссёром Берндом Айхингером, превратившим оперную сцену в некое подобие кинопроекционного зала с множеством экранов, пиротехнических эффектов и коллекцией самых пёстрых нарядов всех времён и народов. Сдобрено действо было абсолютно статичной и невыразительной работой актёров. Мы предлагаем вам обзор события по материалам западной прессы.

Это - один из знаменитейших оперных театров мира, который всегда наполнялся самыми прекрасными голосами Музыки - но звуки, раздававшиеся в тот вечер в Штаатсопер Берлин, были совсем иного свойства. Новая постановка вагнеровского "Парсифаля" была почти "сдута" со сценами криками "Бу-у-у!", а часть покидавших театр зрителей громко кричала: "провинциальный театр!"

Они ожидали вполне традиционной постановочной версии оперы - но вместо этой сказочной истории о страсти, виновности и грехе зрители увидели рыцарей Святого Грааля, одетыми наподобие панков или рокеров. Дирижёр Даниель Баренбойм был настолько занят музыкой, что просто не замечал того, как реагирует зал. А человеком за сценой был кинорежиссёр Бернд Айхингер, постановщик и автор сценария фильма о Гитлере "Падение" ("Downfall"). Его первый опыт в опере, помимо прочего, принёс в постановку непрерывное использование видео и кинопроекций с обрушивающимися зданиями, пожарами, взрывами и всполохами молний на сцене. Это, несомненно, "разбудило" публику, и к концу второго акта театр взорвался.
Не все, правда, пришли в ужас - временами слышались и крики одобрения.

Актриса Коринна Харфоух, подруга режиссёра, сообщила газете "Berliner Zeitung", что после спектакля она чувствовала нечто вроде нервного шока. Одна из посетительниц театра, Инес Эбен, сказала журналистам: "Айхингер - это человек кино, и он демонстрирует это беспрерывно. Он не знает о театре ровным счётом ничего. "Парсифаль" - это великолепная опера, однако версия Айхингера была абсолютно искусственна и чрезмерно надуманна. В зале находилось очень много знатоков творчества Вагнера, которые, разумеется, остались крайне разочарованы". Тридцатилетний студент добавил: "С другой стороны, музыка была превосходной".

Этот скандал разгорелся через восемь месяцев после того, как в Байройте была освистан "Парсифаль" в постановке Кристофера Шлингензифа.

"Они кричали "бу"? Это великолепно!

Противоречивая "панковская" постановка "Парсифаля" Вагнера кинорежиссёром Берндом Айхингером вызвала бурю негодования на премьере в Берлине. Вот что по этому поводу заявил сам режиссёр.

Многие критики жаловались, что постановка была сделана слишком близко к оркестру. Но это не ошибка - именно этого я и хотел. Вы должны понять, что в операх Вагнера большой оркестр, больше, чем сто музыкантов; громкая музыка. Чтобы действительно оценить и услышать певцов, вы должны передвинуть действие вперёд, ближе к публике. А если вы переместите действие глубже, то вы услышите меньше.

Если вам надо работать с оперой, которая длится четыре с половиной часа, то вы стараетесь сделать слушание этой оперы настолько лёгким, насколько это возможно. Вот я и старался не делать на сцене много лишнего движения. "Парсифаль", на мой взгляд - это большая драматическая мелодрама, и именно так я это и ставил.

Я не ставил себе целью сделать экспериментальную постановку. Я видел много вагнеровских опер. Моя интерпретация "Парсифаля" - это путешествие через время, от начал цивилизации к Риму, через средние века в Нью-Йорк сороковых годов. Затем последняя часть происходит в пост-апокалиптической ситуации, когда власть принадлежит уличным бандитам.

Я никогда не был на премьере постановки оперы Вагнера, где бы публика не "букала" и не кричала. Это как спорт. Для людей, помешанных на Вагнере, это всегда скандал.

Это моя первая опера. Я думаю, что критики боялись, что - как известный кинорежиссёр - я мог привнести в это слишком много Голливуда. Но я этого не сделал, и тогда они были удивлены.

Что такое "чистый Вагнер"? Сто двадцать лет назад не было видео - сейчас оно у нас есть, вот я его и использую. Я люблю Вагнера, я всю жизнь слушал его музыку. Я думаю, я оставался очень близким к его оригинальному замыслу, иначе я бы просто не брался за эту работу.

Призрачный комментарий:
"Они кричали "Бу-у!"? - это великолепно!" - думается, та фраза, которую в нынешние времена произносит любой режиссёр, подвизающийся на ниве оперной режиссуры. Просто одни говорят это вслух, остальные же - про себя. Их творчество, их амбиции, образ слов, мыслей - до ужаса однообразны, независимо от национальности или страны проживания.
Кричали - значит, пресса обеспечена; вот и славно.
Но российские режиссёры всё же отличаются от западных. Чем, спросите вы? - да правила пожарной безопасности в российских театрах пожёстче. А денег на кино, видео и компьютерную графику - меньше. А в остальном, прекрасная маркиза…

© По материалам западной прессы
Призрачный обозреватель Кончита Миллер, 2005
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.

Публикация: 18-04-2005
Просмотров: 4150
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.