И. И. Соллертинский. ДРАМАТУРГИЯ ОПЕРНОГО ЛИБРЕТТО#4
Далее я хотел бы остановиться на проблеме арии. Наши оперные драматурги и композиторы зачастую склонны рассматривать арию просто как песню, обладающую лирической силой, но не имеющую прямого отношения к действию. Такая песня не раскрывает ситуации, не дорисовывает характера.
Само собой разумеется, что песенка герцога в “Риголетто” – это не просто эффектная бисовая ария. Песенка герцога есть прежде всего метод характеристики. И очень любопытно, что Верди при жизни резко возражал против исполнения этой арии на концертной эстраде, указывая на то, что это не самодовлеющий номер, а штрих в портретной характеристике герцога – ренессансного эпикурейца.
Само собой разумеется, что песенка герцога в “Риголетто” – это не просто эффектная бисовая ария. Песенка герцога есть прежде всего метод характеристики. И очень любопытно, что Верди при жизни резко возражал против исполнения этой арии на концертной эстраде, указывая на то, что это не самодовлеющий номер, а штрих в портретной характеристике герцога – ренессансного эпикурейца.
И. И. Соллертинский. ДРАМАТУРГИЯ ОПЕРНОГО ЛИБРЕТТО#5
Те, кто защищают мелодраму в противовес трагедии, обычно сомневаются, мыслимо ли подлинно советское произведение, которое будет заканчиваться трагической гибелью героя? Совместимо ли это с оптимизмом?
При этом путают оптимизм философский с оптимизмом фабульным. “Кармен” заканчивается трагической гибелью и Кармен, и Хосе. Однако, когда в последний раз прозвучит фа-диез-мажорный аккорд, никто из нас не уносит из театра ощущения безысходной скорби. Когда гибнет Гамлет на руках Горацио, когда звучит траурный марш из “Гибели богов”, когда гибнут Ромео и Джульетта, – у зрителя не возникает ощущения пессимистической безвыходности, ибо фабульная трагическая развязка здесь соединена с глубоким философским оптимизмом. Да, герои гибнут, но гибнут ради торжества общего дела, ради торжества новых нравственных принципов.
При этом путают оптимизм философский с оптимизмом фабульным. “Кармен” заканчивается трагической гибелью и Кармен, и Хосе. Однако, когда в последний раз прозвучит фа-диез-мажорный аккорд, никто из нас не уносит из театра ощущения безысходной скорби. Когда гибнет Гамлет на руках Горацио, когда звучит траурный марш из “Гибели богов”, когда гибнут Ромео и Джульетта, – у зрителя не возникает ощущения пессимистической безвыходности, ибо фабульная трагическая развязка здесь соединена с глубоким философским оптимизмом. Да, герои гибнут, но гибнут ради торжества общего дела, ради торжества новых нравственных принципов.
Новый сезон в чикагской Лирик-опера
Отгремел полувековой юбилей Лирик-опера со всеми сопутствующими этому событию атрибутами: поздравлениями, шумихой в СМИ, грандиозным гала-концертом, банкетом... Отгремел юбилей, сейчас в разгаре жаркое чикагское лето, но пройдут всего каких-нибудь два месяца, и Лирик-опера откроет свой новый, пятьдесят первый сезон. Эта статья посвящена обзору спектаклей будущего сезона. В репертуаре театра - восемь опер.
Новый сезон в чикагской Лирик-опера#2
"Манон Леско" Пуччини
Действующие лица и исполнители:
Манон Леско - Карита Маттила
Леско, сержант королевской гвардии, ее кузен - Кристофер Фейгум
Кавалер Рене де Грие, студент - Владимир Галузин
Жеронт де Равуар, государственный казначей - Дейл Трэвис
Действующие лица и исполнители:
Манон Леско - Карита Маттила
Леско, сержант королевской гвардии, ее кузен - Кристофер Фейгум
Кавалер Рене де Грие, студент - Владимир Галузин
Жеронт де Равуар, государственный казначей - Дейл Трэвис
Новый сезон в чикагской Лирик-опера#3
Моцарт, "Волшебная флейта"
Действующие лица и исполнители:
Зарастро - Франц-Йозеф Селиг
Тамино - Майкл Шаде
Царица ночи - Корнелия Гетц (дебют), Александра Курзак (дебют 11 и 17 января 2006 г.)
Памина - Ребекка Эванс
Папагено - Джонатан Лемалу (дебют)
Действующие лица и исполнители:
Зарастро - Франц-Йозеф Селиг
Тамино - Майкл Шаде
Царица ночи - Корнелия Гетц (дебют), Александра Курзак (дебют 11 и 17 января 2006 г.)
Памина - Ребекка Эванс
Папагено - Джонатан Лемалу (дебют)
Новый сезон в чикагской Лирик-опера#4
Р. Штраус, "Кавалер роз"
Действующие лица и исполнители:
Октавиан, юный аристократ - Сьюзэн Грэхем
Маршалина, княгиня Верденберг - Анне Шваневилмс (дебют)
Софи - Камилла Тиллинг (дебют), Офелиа Сала (дебют 13 февраля и 8 марта 2006 г.)
Барон Окс - Франц Хавлата
Действующие лица и исполнители:
Октавиан, юный аристократ - Сьюзэн Грэхем
Маршалина, княгиня Верденберг - Анне Шваневилмс (дебют)
Софи - Камилла Тиллинг (дебют), Офелиа Сала (дебют 13 февраля и 8 марта 2006 г.)
Барон Окс - Франц Хавлата
Анонс двадцать первого сезона израильской оперы - оперные шлягеры на любой вкус

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Мы уже обращались на нашем сайте к литературному наследию Артюра Онеггера.
Эта беседа композитора с Бернаром Гавоти, записанная более полувека назад, интересна уже тем, что в ней собеседники ведут речь о "музыке будущего", затрагивая гипотетические музыкальные вкусы "человека 2000 года". Хотя, разумеется, и помимо этого в разговоре затронуто много тем, которые и сегодня вовсе не утратили своей актуальности.
Теперь для совершенствования наших сочинений больше нет двух условий, которые существовали издавна: достаточного времени для созревания произведений и жизнеспособных замыслов.
Поль Валери
Б. Г. Не так давно по вашей инициативе на страницах «Фигаро» была опубликована анкета, основным пунктом которой был вопрос об эволюции музыкального языка. Помню, вы тогда советовали мне сравнить столь малоощутимую эволюцию литературного языка со стремительным развитием музыкального.
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ#2
В. Г. Пожалуй, нас можно уподобить горьким пьяницам, у которых пищевод настолько сильно обожжен различными спиртными напитками, что...
А. О. ...что они способны пить керосин, даже не поморщившись! Примерно так же умерщвляет наши слуховые органы шум. И через несколько лет, считая от настоящего времени, мы сможем различать одни только большие интервалы. В этом я уверен весьма твердо. Сначала от нашего восприятия ускользнет полутон, затем мы дойдем до того, что перестанем замечать терцию, далее — кварту, а под конец — даже квинту. Уже недалек тот час, когда основную роль для нас будут играть одни лишь резкие синкопы, а не чувственная прелесть мелодики. Здесь стоит вспомнить Эрика Сати с его музыкой, которую иные специалисты считают тем талантливее, чем сильнее сказывается в ней ее направленность на возрождение былой примитивности средств: к отказу от богатств гармонии и полифонии... При таком ходе дела мы еще задолго до конца текущего столетия сделаемся обладателями некоего обезличенного музыкального искусства, сочетанием своей примитивнейшей мелодики с невероятно грубо акцентируемыми ритмами похожего на варварское. Подобное искусство окажется на редкость подходящим для атрофированного слуха меломанов двухтысячного года!
А. О. ...что они способны пить керосин, даже не поморщившись! Примерно так же умерщвляет наши слуховые органы шум. И через несколько лет, считая от настоящего времени, мы сможем различать одни только большие интервалы. В этом я уверен весьма твердо. Сначала от нашего восприятия ускользнет полутон, затем мы дойдем до того, что перестанем замечать терцию, далее — кварту, а под конец — даже квинту. Уже недалек тот час, когда основную роль для нас будут играть одни лишь резкие синкопы, а не чувственная прелесть мелодики. Здесь стоит вспомнить Эрика Сати с его музыкой, которую иные специалисты считают тем талантливее, чем сильнее сказывается в ней ее направленность на возрождение былой примитивности средств: к отказу от богатств гармонии и полифонии... При таком ходе дела мы еще задолго до конца текущего столетия сделаемся обладателями некоего обезличенного музыкального искусства, сочетанием своей примитивнейшей мелодики с невероятно грубо акцентируемыми ритмами похожего на варварское. Подобное искусство окажется на редкость подходящим для атрофированного слуха меломанов двухтысячного года!
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ#3
Без сомнения, подобная «свобода» — слишком дорогая расплата за все ограничительные правила, установленные сонмом ортодоксов. Все это позволяет нам понять, почему к додекафонной технике сильнее прочих устремились только те из молодых, у которых дар творческого воображения имелся в меньшей мере, чем у остальных. Кроме того, недопустимо забывать, что слушатель воспринимает музыку по вертикали и что любые самые изобретательные, сложные контрапунктические комбинации теряют всякий смысл и превращаются в элементарные фокусы, если в них нарушена логика определенных закономерностей.
