Новый сезон в чикагской Лирик-опере#3

Действующие лица и исполнители:
Порги - Гордон Хоукинс (дебют на сцене Лирик-оперы, 18, 21, 26, 29 ноября; 3, 6, 9, 15, 19 декабря),
Лестер Линч (23 ноября, 5, 12, 18 декабря),
Бесс - Моренике Фадайоми (дебют на сцене Лирик-оперы, 18, 21, 26, 29 ноября; 3, 6, 9, 15, 19 декабря), Лиза Далтирис (дебют на сцене Лирик-оперы, 23 ноября, 5, 12, 18 декабря),
Краун - Лестер Линч (18, 21, 26, 29 ноября; 3, 6, 9, 15, 19 декабря), Терри Кук (23 ноября, 5, 12, 18 декабря),
Серена - Джонита Латтимор,
Клара - Лакита Митчелл.
Дирижеры - Джон Димейн (дебют на сцене Лирик-оперы, 18, 21, 23, 26, 29 ноября; 3, 9, 12, 15, 18, 19 декабря) и Келли Куо (дебют на сцене Лирик-оперы, 5, 6 декабря).
Режиссер-постановщик - Франческа Замбелло.
Первая постановка в Лирик-опере.
18 ноября - 19 декабря 2008 года (тринадцать спектаклей).
Новый сезон в чикагской Лирик-опере#4

Действующие лица и исполнители:
Изольда - Дебора Войт,
Тристан - Клифтон Форбис,
Брангена - Петра Ланг (дебют на сцене Лирик-оперы),
Курвенал - Юха Ууситало (дебют на сцене Лирик-оперы),
Марк - Стивен Миллинг.
Дирижер - сэр Эндрю Дэвис.
27 января - 28 февраля 2009 года (девять спектаклей).
В отличие от Пуччини, Вагнера можно услышать в Лирик-опере нечасто. Тем интереснее становится каждая новая встреча с его музыкой. Особенно, когда в главной партии выступает одна из лучших вагнерианских певиц Дебора Войт, недавняя Императрица в штраусовской "Женщине без тени" и Саломея в одноименной опере Р. Штрауса. Когда Войт впервые спела в "Тристане...", критики заговорили о рождении новой Изольды. В Венской опере овации продолжались двадцать три минуты!
Новый сезон в чикагской Лирик-опере#5

Действующие лица и исполнители:
Бельмонте - Мэттью Полензани,
Констанца - Эрин Волл,
Осмин - Андреа Сильвестрелли,
Блонде - Александра Куржак (дебют на сцене Лирик-оперы),
Дирижер - сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик - Час Радер-Шибер. Художник - Дэвид Зинн.
2 - 28 марта 2009 года (девять спектаклей).
Новая постановка.
Нашествие Гергиева на Москву, или ДОРОГО ЯИЧКО КО ХРИСТОВУ ДНЮ
Не так давно в Первопрестольной завершился седьмой Пасхальный фестиваль, который по аналогии с некоторыми культурными центрами Западной Европы (например, Зальцбургом) призван, с одной стороны, подчеркнуть значение великого христианского праздника, а с другой, после долгих постных дней наполнить весельем сердца православных. Однако, такая интерпретация - скорее идея. В реальности - совсем все иначе: и от христианского понимания Пасхи мы все дальше, и предлагаемая программа фестиваля мало чем связана с христианскими традициями. Хоровая составляющая фестиваля и неделя колокольного звона, которые должны были быть в центре внимания, не слишком интересуют как организаторов, так и публику, а центральный лейтмотив всего действа можно было бы определить как "нашествие Гергиева на Москву".
Недооцененный гений

Автор пятнадцати очень разных и самобытных опер, симфонических произведений, камерной и хоровой (в том числе духовной) музыки, Римский-Корсаков прочно укоренен в сознании многих как хрестоматийный композитор-классик со всеми вытекающими отсюда последствиями: художник-реалист, "народник", богато использующий и опирающийся в своем творчестве на народный фольклор, мастер инструментовки, как никто другой из русских композиторов овладевший премудростями оркестрового письма, главный "сказочник" от музыки и в то же время художник-демократ, высмеивающий в своих произведениях пороки старой России и решительно встающий на защиту всего нового и прогрессивного и т.д. и т.п. Откройте любой учебник, любую энциклопедию и вы обязательно прочтете весь этот набор музыковедческих клише, на основе которых сложился канонический образ эталонного композитора-классика.
Недооцененный гений#2

Пятнадцать опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развернутыми ансамблями и без них). Основой всех опер композитора, включая даже "Псковитянку", в которой он в наибольшей степени следовал принципам кучкизма с его восхвалением речитативно-декламационного метода, являются мелодия и пение.
ЖИЗНЬ АМЕРИКАНСКОЙ БОГЕМЫ
Большая и провинциальная опера Майами
Историки оперы утверждают, что великое искусство бельканто начало распространяться в Соединенных Штатах достаточно поздно - а первым, кому удалось на этом пути добиться существенных успехов, то есть привить вкус и привычку американской публики (точнее ее элитарной части) к опере, в начале XIX века стал Мануэль Гарсиа, известный испанский певец и вокальный педагог, отец великих примадонн Марии Малибран и Полины Виардо.
Самый известный американский театр, нью-йоркская "Метрополитен-опера", имеет не такую уж продолжительную историю - всего век с четвертью, а оперные театры в таких крупных городах как Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес или Вашингтон появились только во второй половине XX века - можно сказать, на нашей памяти.
Историки оперы утверждают, что великое искусство бельканто начало распространяться в Соединенных Штатах достаточно поздно - а первым, кому удалось на этом пути добиться существенных успехов, то есть привить вкус и привычку американской публики (точнее ее элитарной части) к опере, в начале XIX века стал Мануэль Гарсиа, известный испанский певец и вокальный педагог, отец великих примадонн Марии Малибран и Полины Виардо.
Самый известный американский театр, нью-йоркская "Метрополитен-опера", имеет не такую уж продолжительную историю - всего век с четвертью, а оперные театры в таких крупных городах как Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес или Вашингтон появились только во второй половине XX века - можно сказать, на нашей памяти.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА

В Михайловском театре отметили юбилей: 175-летие со дня основания театра. Любой юбилей - это всегда подведение итогов. Прозвучали парадные речи и поздравления, а затем был дан праздничный концерт, который весьма ярко продемонстрировал нынешнее положение дел в театре.
Начиналось всё на подходе к театру, на Площади искусств: то действо, которое обозначалось в анонсах, как "феерия", на деле представляло собою несколько праздношатавшихся артистов, облачённых в причудливые костюмы. Кто-то с помощью палки от швабры, выкрашенной бронзовой краской, изображал флейту. Другой ряженый на манер тех людей, что ходят по Невскому со щитом с надписью "регистрация и разрешение на работу", таскал на шее двухмерную модель виолончели из картона. Артистов явственно познабливало от холода. Всё это происходило под всполохи каких-то дискотечных прожекторов и чудовищную звуковую "нарезку": кусочки из первого акта "Травиаты", "разбавленные" почему-то такими же обрывочными фрагментами из балета "Коппелия", транслировались из уличных колонок нон-стоп и с неимоверной громкостью.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА#2

И если тот факт, что западные советники-агенты "впаривают" ему обветшавшие и устаревшие продукции, можно объяснить собственными словами Кехмана: "Я в этой ОТРАСЛИ недавно", то приглашение Николая Баскова на роль Канио в грядущей постановке "Паяцев" уже свидетельствует об определённых проблемах со вкусом у новоиспечённого директора.
"Заслуге" - заслуженная любовь

Однако Юрия Темирканова можно поздравить и с другим событием: 15 октября состоялось последнее из пяти представлений оперы "Травиата" под управлением Юрия Темирканова на Фестивале Верди в Парме, и эта работа превратилась в триумф петербургского дирижера. Критика с удивлением отметила, что маэстро, в последние десятилетия посвящающий себя главным образом симфоническому дирижированию, за пульт оперных оркестров встает не часто, а к музыке Верди вообще обратился впервые. Эта творческая победа Юрия Темирканова тем значительней, что она случилась в Италии, где музыка Верди - национальная святыня, "Травиату" буквально все, от мала до велика, знают наизусть, да ещё и в Парме - самого центра итальянского "культа Верди".
