ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Недооцененный гений#2

Недооцененный генийОпера занимает центральное место в творческом наследии Римского-Корсакова. Причем большинство его опер были созданы уже в годы зрелого мастерства, поэтому практически во всех опусах композитор предстает как великий кудесник музыкального театра, которому ведомы какие-то необыкновенные секреты и законы музыкальной драматургии. Опера интересовала Римского-Корсакова на протяжении всей его жизни, можно сказать, что композитор испытывал очевидное тяготение к наглядности музыкальных образов, к отображению в музыке конкретных жизненных событий. Это сказывается и в том, что его симфонические сочинения имеют, за редким исключением, программное содержание, и в постоянном обращении к музыке с текстом: романсам, хорам, обработкам народных песен.

Пятнадцать опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развернутыми ансамблями и без них). Основой всех опер композитора, включая даже "Псковитянку", в которой он в наибольшей степени следовал принципам кучкизма с его восхвалением речитативно-декламационного метода, являются мелодия и пение. В этом его коренное отличие от Вагнера, с которым его часто, но совершенно безосновательно сравнивают: вокальная линия у Римского-Корсакова всегда самоценна и самодостаточна, при всем богатстве оркестровки человеческий голос не уподобляется одному из инструментов в изощренных хитросплетениях оркестровой ткани.

С точки зрения драматургии две темы являются основными в оперном наследии композитора. Одна линия - драматическая, основанная на событиях, обращенных к историческому прошлому, более всего к русской истории. Другая - мир сказки и эпоса, вырастающий из образов народного искусства. Вне зависимости от этого оперное произведение Римского-Корсакова всегда многопланово, многослойно. Поэтому здесь находится место и лирико-драматическим положениям, и комедийным, а подчас и гротескным характеристикам. Широта драматургического охвата, крупная архитектоника, при исключительной стройности и продуманности деталей, отличает композицию корсаковских опер. Интенсивно используется система лейтмотивов, однако они никогда не превращаются в мертвые формулы, сковывающие творческую мысль композитора.

Римскому-Корсакову удалось успешно сочетать стремление к непрерывности развития действия своих опер с развернутыми музыкальными построениями типа арий, ариозо, ансамблей, хоров, что делает оперную форму Римского-Корсакова гибкой и разнообразной, всегда чутко откликающейся на развитие содержания. Своеобразными вершинами оперного творчества композитора можно назвать такие произведения как "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже" и "Золотой петушок", хотя и другие оперы имеют немало страниц вдохновенной, пленительной музыки.

© Александр Матусевич, 2008.


ПРИЗРАЧНАЯ СПРАВКА:
Оперы Н. А. Римского-Корсакова
"Псковитянка". Либретто композитора при участии В. Стасова и М. Мусоргского по одноименной драме Л. Мея. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1873 год.
"Майская ночь". Либретто композитора по одноименной повести Н. Гоголя. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1880 год.
"Снегурочка". Либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1882 год.
"Млада". Либретто С. Гедеонова, В. Крылова и композитора. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1892 год.
"Ночь перед Рождеством". Либретто композитора по одноименной повести Н. Гоголя. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1895 год.
"Садко". Либретто композитора и В. Бельского. Первая постановка: Частная русская опера, Москва, 1897 год.
"Моцарт и Сальери". Текст А. Пушкина. Первая постановка: Частная русская опера, Москва, 1898 год.
"Боярыня Вера Шелога". Либретто композитора по прологу к драме Л. Мея "Псковитянка". Первая постановка: Частная русская опера, Москва, 1898 год.
"Царская невеста". Либретто И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея. Первая постановка: Частная русская опера, Москва, 1899 год.
"Сказка о царе Салтане". Либретто В. Бельского по одноименной сказке А. Пушкина. Первая постановка: Частная русская опера, Москва, 1900 год.
"Сервилия". Либретто композитора по одноименной драме Л. Мея. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1902 год.
"Кащей бессмертный". Либретто композитора при участии С. Римской-Корсаковой по сюжету Е. Петровского. Первая постановка: Частная русская опера, Москва, 1902 год.
"Пан воевода". Либретто И. Тюменева. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1904 год.
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Либретто В. Бельского. Первая постановка: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1907 год.
"Золотой петушок". Либретто В. Бельского по одноименной сказке А. Пушкина. Первая постановка: Опера Зимина, Москва, 1909 год.
Постановки опер Римского-Корсакова в московском Большом театре
"Снегурочка" - 1893, 1907, 1911, 1943, 1954, 1978, 2002 (сегодня в репертуаре)
"Ночь перед Рождеством" - 1898, 1915, 1919, 1923, 1990
"Псковитянка" (с прологом "Боярыня Вера Шелога") - 1901, 1932, 1971; (без пролога) - 1999
"Моцарт и Сальери" - 1901, 1923, 1976, 1999 (сегодня в репертуаре)
"Пан воевода" - 1905
"Садко" - 1906, 1930, 1935, 1949 (возобновлен 1976)
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - 1908, 1916, 1926, 1934, 1966, 1983
"Майская ночь" - 1909, 1926, 1947
"Золотой петушок" - 1909, 1924, 1932, 1988 (сегодня в репертуаре)
"Сказка о царе Салтане" - 1913, 1959, 1986
"Царская невеста" - 1916, 1927, 1936, 1944, 1955, 1966 (сегодня в репертуаре)
"Кащей бессмертный" - 1917
"Млада" - 1988

© При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.

Публикация: 22-06-2008
Просмотров: 4001
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.