ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#2

В одной из многочисленных бесед Гете с Эккерманом как-то зашла речь о музыке к "Фаусту". - Я все же не теряю надежды, сказал Эккерман, что к "Фаусту" будет написана подходящая музыка.
- Это совершенно невозможно, - ответил Гете. - То отталкивающее, отвратительное, страшное, что она местами должна в себе заключать, противоречит духу времени. Музыка должна бы быть здесь такого же характера, как в "Дон Жуане"; Моцарт мог бы написать музыку для "Фауста". Быть может, это удалось бы Мейерберу, но едва ли он будет иметь охоту взяться за что-либо подобное; он слишком тесно связал себя с итальянскими театрами.
(Эккерман. "Разговоры с Гете в последние годы его жизни", запись от 12 февраля 1829 г.)

Эта высокая и парадоксальная оценка Мейербера со стороны патриарха немецкой литературы, современника Бетховена и Шуберта (впрочем, так и не сумевшего постигнуть их творчество), в дальнейшем неоднократно вызывала недоумения у музыкантов XIX столетия.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#3

ПРЕЖДЕ всего - какой национальной культуре принадлежит Мейербер? Уже современники затруднялись ответить на этот вопрос. Мейербер - типичный европейский космополит, как в быту, так и в творчестве. "В его музыке мелодика итальянская, гармония - немецкая, а ритмика - французская", так исстари повелось аттестовать творческую продукцию Мейербера.
Жизненные условия крайне способствовали тому, чтобы композитор превратился в "гражданина Европы". История музыки знает много трагических биографий. Назовем Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Гуго Вольфа, Малера, Мусоргского, в известной мере - Вагнера. Среди этих имен Мейербер выступает баловнем судьбы, настоящим счастливцем.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#5

МЕЙЕРБЕР не ошибся: именно Париж дал ему мировую известность. Подобно Гейне и Оффенбаху, в Париже Мейербер нашел вторую родину.

Париж этих лет представлял собой великолепное и увлекательное зрелище. Франция быстро оправлялась от поражений 1814-1815 гг. Подавленность, имевшая место в первые годы Реставрации, сменилась тайным и даже открытым брожением умов. Правда, еще царила "мировая скорбь", еще зачитывались байроновскими поэмами, еще бредили Чайльд-Гарольдом; но это была скорее литературная мода. Бурбоны доживали последние сроки: их непопулярность была ясна малым детям. Либеральная буржуазия воспряла духом.
Банкиры действовали вовсю, субсидируя подготовляющуюся ликвидацию монархии Карла X. Рождалась "Наполеоновская легенда", прославляющая героическое прошлое. Еще живы были ветераны Сен-Жан-д'Акры, Маренго и Аустерлица.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#6

МЕЙЕРБЕР был, бесспорно, первоклассным музыкантом и крупным театральным гением. Первого не оспаривает никто, даже враги: даже Вагнер с "искреннейшей радостью и неподдельным восторгом" пишет в той же " Опере и драме" об "отдельных чертах известной любовной сцены IV акта "Гугенотов" и особенно о чудной мелодии в Ges-dur, вырастающей как благоуханный расцвет ситуации захватывающей блаженной болью человеческое сердце и принадлежащей к очень немногим и несомненно, законченнейшим произведениям этого рода". Следовательно, споры возникают не о факте наличия таланта, а, так сказать, о том употреблении, которое дал Мейербер своему большому музыкальному дарованию.

И тогда именно ставят в вину Мейерберу чаще всего театральность.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#7

ВЛИЯНИЕ Мейербера на современных ему композиторов было значительно: его не избегли даже хулители. И "Риенци", и "Летучий голландец", и даже "Тангейзер" Вагнера обнаруживают огромное количество "мейерберизмов". А это красноречивее всего другого свидетельствует о том, что при кажущейся художественной беспринципности и в известной мере бесспорном эклектизме Мейербер создал в музыкальном театре свой стиль большой помпезной "обстановочной" оперы с характерной драматургической композицией и индивидуальными оркестровыми приемами. Чем же объяснить исступленную вражду к Мейерберу, которую питали Вагнер, Шуман и многие другие музыканты и которая впоследствии привела к компрометации всего мейерберовского дела? По-видимому, здесь действует не только разница художественных убеждений, но и более глубокие причины.
Подробней

Вокал ручной работы, или Оральная опера

У нас на сайте вот уже не первый, не второй и не третий раз (начиная, наверное, с самой давнишней публикации на затронутую тему) поднимается всё та же тема - оперные извраще... то есть, оперные режиссёры (в последнее время, увы, эти понятия очень сблизились). 
До каких пор?.. - Ну, видимо, до тех времён, когда очевидное возмущение читателей, авторов и критиков со всего света не достигнет своей цели - то есть, не оставят хоть какого-то отпечатка в головах людей, "управляющими" оперой.
Мы представляем интересы не узенькой клаки псевдо-"творцов" от оперы - но подлинных любителей, знатоков и ценителей этого жанра.
Так что и публикации наши будут продолжаться до тех пор, пока здравый смысл в опере не восторжествует, а "коммерсанты" от оперы, увидев, что деньги меломанов оседают не в кассах "вверенных им" театров, а в магазинах, что торгуют историческими аудио и видеозаписями, не вернутся на путь - пусть не всегда талантливых, но хотя бы нормальных постановок оперы.
Подробней

ИНОЙ ВЗГЛЯД. "ПИКОВАЯ ДАМА" ПРОКОФЬЕВА

"ПИКОВАЯ ДАМА" ПРОКОФЬЕВА"Пиковая дама означает тайную недоброжелательность"

Избавиться от наваждения "Пиковой дамы", преодолеть притяжение оперы Чайковского не под силу даже гениальному композитору. Преодолеть ее магию (но не влияние!) Прокофьеву все же удалось в опере "Игрок".
Он превзошел "Пиковую даму" Чайковского по эмоциональному напряжению и экспрессии. Однако в силу многих причин прокофьевский "Игрок" не стал таким же бесспорным вневременным шедевром, как опера Чайковского. На "Игроке" лежит четкая печать времени создания - эпохи экспрессионизма 20-х годов ХХ века, со всеми его достоинствами и издержками. Эмоциональный "перехлест" музыки, сохраняющийся на всем протяжении оперы, в конце концов, утомляет, и даже портреты трагикомических персонажей, выписанные яркими комическими красками, не создают необходимого контраста в мрачной палитре "Игрока".
Подробней

ИНОЙ ВЗГЛЯД. "ПИКОВАЯ ДАМА" ПРОКОФЬЕВА#2

"Герман"

Мы сосредоточимся на анализе развернутой музыкальной пьесы, посвященной Герману. Она представляет собой уникальную "микросимфонию". Ее образная и эмоциональная насыщенность, парадоксальное сочетание "несовместимых" жанров, стремительность драматического развития, "спрессованность" времени и высокая концентрация мысли - уникальны. Пьеса Прокофьева могла бы стать масштабной симфонией или романтической поэмой в духе Листа или Чайковского так же, как и повесть Пушкина, несправедливо разжалованная Белинским в чин "мастерского рассказа", могла бы превратиться в обширный роман. Способность музыки предельно спрессовывать время или разрежать его в пространстве по-разному проявлялась в творчестве композиторов прошлого. Концентрировать время в музыке гениально удавалось, в первую очередь, Моцарту, а растягивать "до бесконечности" - Вагнеру. Прокофьев же совместил эти свойства музыки в одной небольшой пьесе. О ней можно сказать словами Моцарта: "здесь ровно столько нот, сколько нужно".
Подробней

ИНОЙ ВЗГЛЯД. "ПИКОВАЯ ДАМА" ПРОКОФЬЕВА#3

"Лиза"

"Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя - с нетерпением ожидала избавителя".

Итак, Лизавета Ивановна, как и Германн, бедна и зависима. Германн в ее жизни - лишь случайность, возможный избавитель от унизительной зависимости. Стало быть, цели у них одинаковые, и любовь здесь была бы неуместной. Пушкин заменяет ее интригой. Лизавета Ивановна и Германн, скорее, товарищи по несчастью. В конце концов, ее судьба после встречи с Германном складывается вполне благополучно. Она выходит замуж "за очень любезного молодого человека". Пушкин пишет о Лизавете Ивановне с явным сочувствием и симпатией. В повести есть несколько ее словесных портретов, где автор явно любуется ею.
Подробней

Органы тоже болеют

Органы тоже болеюттаинственная эпидемия угрожает "королевским инструментам" Европы 

Таинственная эпидемия "органных болезней" может заставить умолкнуть многие величайшие инструменты Европы. Поскольку органы уже давно ценятся не только в качестве музыкальных инструментов, но и носителей истории и культуры, Европейский Союз учредил специальное исследование инструментов, голоса которых ныне внезапно оказались под угрозой.

 "Органы были персональными компьютерами своего времени - наиболее сложными созданиями человеческих рук, - говорит Карл Йоган Бергштен, инженер-исследователь и органист из шведского Гётеборгского Университета. - Они соединяли столько различных дисциплин - как научных, так и из области искусства, что это само по себе делает орган центральной фигурой, без которой невозможно обойтись в общем культурном наследии Европы."

Г-н Бергштен возглавляет команду химиков, металлургов, историков музыки и других экспертов, которые получили финансовую поддержку от ЕС для комплексного исследования проблемы, из-за которой органные трубы инструментов по всей Европе стремительно коррозируют. Проблема получила название COLLAPSE - аббревиатура от "Corrosion of Lead and Lead-Tin Alloys of Organ Pipes in Europe" ("Коррозия свинцовых и свинцово-оловянных сплавов органных труб в Европе").
Подробней