ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

ИНОЙ ВЗГЛЯД. "ПИКОВАЯ ДАМА" ПРОКОФЬЕВА

"ПИКОВАЯ ДАМА" ПРОКОФЬЕВА"Пиковая дама означает тайную недоброжелательность"

Избавиться от наваждения "Пиковой дамы", преодолеть притяжение оперы Чайковского не под силу даже гениальному композитору. Преодолеть ее магию (но не влияние!) Прокофьеву все же удалось в опере "Игрок".
Он превзошел "Пиковую даму" Чайковского по эмоциональному напряжению и экспрессии. Однако в силу многих причин прокофьевский "Игрок" не стал таким же бесспорным вневременным шедевром, как опера Чайковского. На "Игроке" лежит четкая печать времени создания - эпохи экспрессионизма 20-х годов ХХ века, со всеми его достоинствами и издержками. Эмоциональный "перехлест" музыки, сохраняющийся на всем протяжении оперы, в конце концов, утомляет, и даже портреты трагикомических персонажей, выписанные яркими комическими красками, не создают необходимого контраста в мрачной палитре "Игрока".

Оперы обоих композиторов так же различны, как повесть Пушкина и роман Достоевского - хотя в последнем и чувствуется влияние пушкинской "Пиковой дамы". Однако в нем нет той огромной концентрации энергии слова, смысловой многомерности и стилистической многослойности, присущей пушкинской повести; не затронуты "проклятые вопросы": тайна жизни и смерти, трагедия недостижимости высшей жизненной цели, а также тема "роковой случайности", ведущей к гибели (здесь не стоит развивать эти темы, чреватые пространной дискуссией).

Но видимо, призрак "Пиковой дамы" Пушкина многие годы неотступно следовал за Прокофьевым и ждал своего часа. В тот юбилейный (1936) пушкинский год композитор был готов к воплощению пушкинских образов в музыке. И так же, как и в повести, свою роль сыграл Его Величество Случай.

Прокофьеву предложили написать музыку к кинофильму "Пиковая дама". Сам фильм на экранах так и не появился, а музыка к нему долгие годы пролежала в архивах ЦГАЛИ. И только в начале 60-х годов замечательный русский дирижер Геннадий Рождественский спас от небытия прокофьевскую "Пиковую даму". Он включил два главных номера киномузыки в оркестровую сюиту "Пушкиниана". Но стоит ли сегодня говорить всего лишь о двух музыкальных номерах?

В киномузыке Прокофьеву удалось сделать невероятное - отрешиться от образов оперы Чайковского так, будто она и не была написана. Прокофьев отнесся к созданию музыки к фильму столь же ответственно, как если бы он писал оперу, симфонию или балет. Необходимость создать музыкальный эквивалент литературных героев Пушкина на небольшом временном пространстве потребовала от композитора афористичности, формульности высказывания. Его "Герман" и "Лиза" - не музыкальная иллюстрация к фильму, а высокое музыкальное обобщение стиля пушкинской повести в целом и судеб главных героев.

Публикация: 3-05-2005
Просмотров: 3928
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.