ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Органы тоже болеют

Органы тоже болеюттаинственная эпидемия угрожает "королевским инструментам" Европы 

Таинственная эпидемия "органных болезней" может заставить умолкнуть многие величайшие инструменты Европы. Поскольку органы уже давно ценятся не только в качестве музыкальных инструментов, но и носителей истории и культуры, Европейский Союз учредил специальное исследование инструментов, голоса которых ныне внезапно оказались под угрозой.

"Органы были персональными компьютерами своего времени - наиболее сложными созданиями человеческих рук, - говорит Карл Йоган Бергштен, инженер-исследователь и органист из шведского Гётеборгского Университета. - Они соединяли столько различных дисциплин - как научных, так и из области искусства, что это само по себе делает орган центральной фигурой, без которой невозможно обойтись в общем культурном наследии Европы."

Г-н Бергштен возглавляет команду химиков, металлургов, историков музыки и других экспертов, которые получили финансовую поддержку от ЕС для комплексного исследования проблемы, из-за которой органные трубы инструментов по всей Европе стремительно коррозируют. Проблема получила название COLLAPSE - аббревиатура от "Corrosion of Lead and Lead-Tin Alloys of Organ Pipes in Europe" ("Коррозия свинцовых и свинцово-оловянных сплавов органных труб в Европе").

Органные трубы сделаны из различных сортов металла и дерева. Когда труба коррозирует, то в ней постепенно образуются раковины, каверны и трещины; воздух находит "лазейку" и звук искажается. "Коррозия начинается внутри нижней части трубы и постепенно движется вверх, по направлению к раструбу, где формируется звук, - объясняет г-н Бергштен. - Если ничего не сделать, то трубы будут испорчены безвозвратно".

Проблема эта не нова. Отдельные случаи происходили с церковными органами и в прошлом, включая коррозию из-за "оловянной чумы"; трубы инструментов часто изготовлялись из оловянно-свинцового сплава (примесь олова добавляла "возвышенности и приятности тону"), а исследователям давно известна особенность олова разлагаться в порошок при низких температурах. Суеверные прихожане расценивали это, как "работу дьявола"; попытку заставить замолчать инструмент, впрямую ассоциировавшийся с Богом.

Однако г-на Бергштена и его сотрудников более всего заботит какой-то новый вид коррозии, поражающий именно свинцовые органные трубы и очень быстро распространяющийся в последние годы, заражая всё большее количество органов. Проблема объявилась во весь рост в девяностые годы, когда коррозия заставила умолкнуть часть самых больших труб построенного в 1467 году и недавно отреставрированного органа Stellwagen в Церкви Святого Якоба в Любеке (Германия). Около полутора тысяч труб были очень сильно коррозированы, с трещинами и сквозными раковинами. Примерно пятьсот из этих труб были более чем пятисотлетнего возраста - но исследователям показалось странным, что, по всем признакам, коррозия началась лишь в последние десятилетия.

Как только эта новость получила распространение, другие соборы и церкви исследовали свои органы и идентифицировали новый вид разрушительной коррозии. В базилике Santa Maria di Collemaggio в итальянской провинции Л'Аквила, восемьдесят процентов всех органных труб оказались поражены таинственным недугом; разрушения труб в органах собора в Бордо (Франция) столь велики, что руководство церкви опасается, как бы трубы не рухнули под собственным весом.

Органист собора Св. Якоба попросил г-на Бергштена о помощи - это официальное заявление и легло в основу создания группы "COLLAPSE", которая ныне занимается исследованиями в Швеции, Италии, Дании и Германии для разностороннего изучения проблемы.

Никто точно не знает, сколько исторических органов Европы заражено новой напастью; "исторический" - значит "старый", а возраст многих и многих европейских органов исчисляется столетиями. Хотя многие из нас ассоциируют орган с церковными богослужениями, история этого инструмента до появления в храмах насчитывает более тысячи лет.

Инженер по имени Цебиус Александрийский, живший в III веке до нашей эры, получил кредит на изобретение органа, в то время - самого громкозвучащего механического инструмента на Земле. Впервые они были использованы на римских спортивных соревнованиях и спектаклях. Впервые органы с трубами начали появляться в соборах и монастырях примерно с 800 года.

Джон Пайк Мэндер (John Pike Mander), представитель "Mander Organs in London" - семейной фирмы, создающей и реставрирующей органы с XVIII века, сказал, что органы за пределами континентальной Европы никогда не становились жертвами коррозии. "Однако мы действительно, встречались с коррозией на трубах органов, которые ремонтировала наша фирма на территории Великобритании", - добавил он.

После того, как проект вступил в фазу исследований, группа Бергштена выяснила, что коррозия также нападает на органы современной постройки, и сообщила, что органы в США и других частях света также могут быть в опасности. Детали исследований, а также конкретные инструменты и степень их поражения "недугом" не назывались.

Группа г-на Бергштена, в попытке открыть тайну "органной болезни", сравнивает группы "здоровых" и "больных" инструментов, чтобы установить возможные причины в особенностях окружающей среды и других факторах. Учёные фиксировали температуру воздуха и влажность в церквях, а также проверяли образцы, взятые с "больных" и "здоровых" труб, используя такие высокотехнологичные методы, как флуоресцентная рентгенография и ядерная спектроскопия.

Первые находки указали на центральное отопление - для большинства европейских соборов вещь сравнительно новую - как на главного "подозреваемого". Анализы многих коррозированных органных труб показали неожиданно высокий уровень уксусной кислоты, которая обладает разрушительным действием на металлы. Эта кислота входит в состав древесины дуба - материала, используемого для конструкции некоторых элементов органа. Исследователи подозревают, что благодаря центральному отоплению дуб может выделять большее количество уксусной кислоты. Как бы то ни было, очень многие органы, созданные и отреставрированные с использованием дубовой древесины, остались нетронутыми "болезнью". Коррозийные загрязнения окружающего воздуха - это ещё одна возможная причина коррозии.

"Итальянские сотрудники группы "COLLAPSE" обнаружили, что повреждённые органные трубы содержали менее двух процентов олова: этот металл тогда был очень дорогим, и органные мастера старались сэкономить, используя немецкий рецепт сплава, который требовал гораздо меньше олова, - сказал г-н Бергштен. - А в Великобритании, где олово добывалось внутри страны и стоимость его была гораздо ниже, мастера использовали до двадцати процентов этого металла в составе труб, и случаи коррозии в них очень редки".

Исследователи группы "COLLAPSE" не просто ищут причину коррозии: они также изыскивают наилучшие пути восстановления повреждённых инструментов и обработки органных труб с тем, чтобы избежать их разрушения в будущем. "Мы надеемся, что результаты этой работы будут особенно полезны для стран Центральной и Восточной Европы с их огромным историческим наследием - около десяти тысяч инструментов," - добавил г-н Бергштен.

Как рассказал г-н Мэндер, на сегодня "ампутация" - самый общепринятый способ "лечения" поражённых труб при сильной коррозии, которой чаще всего подвергается основание, или "нога" трубы. "Если коррозирована только "нога", самое основание трубы, - говорит он, - то часто можно обрезать трубу примерно на фут выше повреждённого места, и сделать новую "ногу" абсолютно той же формы и того же материала, что и старая", - объяснил г-н Мэндер. Новая секция трубы может быть настроена и по высоте, и по тембру точно так же, как звучала старая часть. Подобное "хирургическое вмешательство" - единственный путь к спасению органных труб, находящихся под угрозой полного разрушения.

"Если же органная труба разрушается полностью, то никакого иного способа, как только заменить исторические трубы новоделами, нет; - сказал г-н Бергштен. - И в этом случае историческое качество звука будет утрачено, а часть культурного наследия, воплощающаяся в звуке, будет утеряна навсегда".

© Призрак Оперы 
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
  

Публикация: 29-04-2005
Просмотров: 2421
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.