ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Новый сезон в чикагской Лирик-опера#4

Р. Штраус, "Кавалер роз"

Действующие лица и исполнители:
Октавиан, юный аристократ - Сьюзэн Грэхем
Маршалина, княгиня Верденберг - Анне Шваневилмс (дебют)
Софи - Камилла Тиллинг (дебют), Офелиа Сала (дебют 13 февраля и 8 марта 2006 г.)
Барон Окс - Франц Хавлата

Дирижер - сэр Эндрю Дэвис
Режиссер-постановщик - Брюс Доннел (дебют)
4 февраля - 11 марта 2006 года (одиннадцать спектаклей)

Музыка Рихарда Штрауса не звучала на сцене Лирик-оперы с 1998 года, а "Кавалер роз" последний раз был поставлен в 1989 году. Интересны исполнители главных партий в опере. Октавиан - одна из лучших партий американской певицы Сьюзан Грэхем, а немецкая сопрано Анне Шваневилмс - признанная Маршалина нашего времени. Постановка создана для оперы Сан-Франциско.

Глюк, "Орфей и Эвридика"

Действующие лица и исполнители:
Орфей - Дэвид Дэниелс
Эвридика - Изабель Байракдарян
Амур - Офелиа Сала

Дирижер - Гэрри Бикет
Режиссер-постановщик - Роберт Карсен.
Хореограф - Филипп Жироду.
Оригинальная постановка.
25 февраля - 26 марта 2006 года (девять спектаклей)

Прошло 28 лет с тех пор, как на сцене чикагского театра показывали оперу Глюка "Орфей и Эвридика". Хореографом спектакля был великий Джордж Баланчин. Заканчивая сезон 2005-06 годов, Лирик-опера представляет оригинальную постановку Роберта Карсена с обладателем божественного контральто Дэвидом Дэниелсом в партии Орфея. Предыдущими работами Карсена в Лирик-опере были получившие широкую известность постановки опер "Мефистофель" А. Бойто и "Альцина" Генделя. Дэниелс дебютировал на сцене театра в сезоне 2002-03 годов в опере Генделя "Партенопа" (партия Арзаче). В партии Эвридики - канадская певица армянского происхождения Изабель Байракдарян. Из последних ролей певицы на сцене Лирик-оперы отмечу партии Церлины ("Дон Жуан") и Марчеллины ("Фиделио") в сезоне 2004-05 годов.

В репертуаре будущего сезона бросаются в глаза некоторые изменения по сравнению с предыдущими годами. Например, впервые за пятнадцать лет чикагский зритель не увидит американской оперы. Не знаю, случайно ли это, но данное решение совпало со сменой артистического директора Лирик-оперы. Мэттью Эпштейн, занимавший этот пост с 1999 года, НЕ продлил пятилетний контракт с театром (он истек 30 апреля 2005 года), а ведь не секрет, что именно он является горячим пропагандистом современной американской оперы. Четверть века Эпштейн был связан с театром, придя в него в 32 года и пройдя все ступеньки административной лестницы. Он начинал еще при создателе Лирик-оперы Кэрол Фокс, долгие годы работал с Ардис Крейник. Три года (с 1991 по 1994 годы) Эпштейн был генеральным менеджером Национальной оперы Уэльса. Недавно он объявил, что возвращается в родной Нью-Йорк, в компанию "Columbia Artists Management Inc.", то есть туда, где, собственно, и началась его биография.

Эпштейн долгое время являлся ключевой фигурой в театре. Окончательное слово было за Крейник и Мэйсоном (нынешним генеральным директором оперы), но обсуждения всегда проходили вчетвером - к упоминавшемуся выше дуэту присоединялись бессменный главный дирижер театра Бруно Бартолетти и Мэттью Эпштейн. В театре их называли "Бандой четырех", а для публики Эпштейн был практически незаметен. Он избегал давать интервью, предпочитая черновую работу в театре. Эпштейн пытался изменить консервативные вкусы чикагской публики, с опаской воспринимающей эксперименты на оперной сцене. Именно с его именем связан знаменитый проект "Навстречу XXI веку", в рамках которого на сцене театра были представлены десять европейских и десять американских опер XX века, именно по его инициативе в театре были показаны такие "некассовые" оперы, как "Партенопа" Генделя и "Енуфа" Яначека.
По приглашению Эпштейна на сцене театра регулярно выступали звезды оперной сцены, американцы Сэмюэль Реми и Рене Флеминг. Конечно, как у любой яркой личности, у Эпштейна хватало недоброжелателей. Он не боялся не только иметь свое мнение, но и высказывать его. Чего стоят, например, такие его слова, сказанные в мае этого года на прощальной пресс-конференции: "Мне кажется, мы находимся в очень опасном периоде культурного кризиса. Кризиса не только в опере, но и в симфонической музыке, в танце, в театре, но особенно в области классической музыки. Нам следует серьезно задуматься о положении культуры в Америке. Эта страна всегда имела две крайности - склонность к авангарду с одной стороны и весьма консервативный подход к искусству с другой. В настоящее время консервативный подход к музыке побеждает. Огромная часть публики хочет слушать только классические шедевры в исполнении лучших певцов. Это совершенно нездоровый культурный феномен, когда публика склонна думать, что существует лишь строго ограниченный список шедевров. Если это не Брамс, Бетховен, Мендельсон или Верди, то эта музыка заранее списывается со счета, она как бы априори не заслуживает внимания. Пожилая аудитория хочет слушать лишь то, что она знает". Политикой Эпштейна в театре была как раз балансирование между старыми, до боли знакомыми операми, и открытием новых имен и новой музыки. Примером этого является прошлый сезон. Начавшись бессмертным моцартовским "Дон Жуаном", театр представил мировую премьеру оперы У.Болкома "Свадьба", музыка которой неразрывно связана с традицией типично американского жанра - мюзикла. Процитирую еще одно высказывание Эпштейна: "Для меня постановка, которая повышает давление, дороже той, что клонит ко сну. Храп зрителя - это худшее, что есть в опере. Если в момент спектакля вам скучно и вы хотите быть где-нибудь в другом месте, значит, это плохое искусство. Если же вы взволнованы и полны эмоций, значит, это искусство вас по-настоящему трогает. Такое искусство - настоящее".

Итак, место артистического директора Лирик-оперы вакантно. Кто будет следующим, и как это скажется на репертуарной политике театра? Посмотрим... А возвращаясь к предстоящему сезону, отмечу новые появления на сцене Лирик-оперы выдающихся мастеров, лидеров современной оперной режиссуры Оливье Тамбози ("Манон Леско" Пуччини) и Роберта Карсена ("Орфей и Эвридика" Глюка), встречи со ставшими уже классическими постановками Жана-Пьера Поннеля и Августа Эвердинга. Чикагских зрителей ждет встреча со звездами мировой оперной сцены сегодняшнего и (кто знает?) завтрашнего дня. Интерес к опере в городе огромен. В прошлом сезоне было продано 95 процентов билетов. Для сравнения, аналогичный процент продаж у вечного конкурента Лирик-оперы - нью-йоркской Метрополитен-оперы - гораздо ниже и составляет лишь 80 процентов. Поэтому разговоры о кризисе или даже смерти оперы мне кажутся несколько преувеличенными. Или просто очень хочется быть оптимистом в этом вопросе?..

© Сергей Элькин, 2005.
Чикаго

Публикация: 15-07-2005
Просмотров: 4375
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.