ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

В-А-С-Н: "Этот безумный, безумный, безумный мир"

"Интересно, когда у них иссякнет фантазия?" - подумала я, разглядывая афишу с очередной программой камерного оркестра "В-А-С-Н". Программа производила странное впечатление: будто кто-то составил список мелодий, случайно услышанных в течение дня. Телевизор, радио, компьютер, проигрыватель со старыми пластинками у соседа-меломана…

Существование того или иного культурного феномена всегда объясняют - или, по крайней мере, стараются объяснить - определёнными условиями: сложившейся культурной средой, геополитическими, историческими факторами. Финансами, наконец. И в этом смысле Екатеринбургский муниципальный камерный оркестр "В-А-С-Н" - чудо чистейшей воды, сказочный цветок, который невесть каким образом вырос на холодном бетоне мегаполиса. И растёт вопреки капризам среднеуральского климата, хроническому безденежью и всевозможным неурядицам.

Всё у них "не как у людей". Муниципальный статус есть, международное признание есть - репетиционного помещения нет… Проекты есть, гастроли есть - постоянного дирижёра нет… Академическое качество исполнения есть - академической серьёзности не было, нет и, похоже, не будет… Николай Усенко способен переложить "на струны" всё что угодно: от старинного танго до саундтрека из компьютерной игры. Не говоря о Гершвине, Пьяццолле, Меркьюри - старожилах репертуара.

…В этот раз классический инструментальный состав был дополнен синтезатором. И он был абсолютно уместен: ведь в программе звучала музыка наших дней. Концерт открылся "Звёздами" МакФеррена; холодноватые "синтетические" переливы, не диссонируя с тёплым звучанием струнных, сообщали ему что-то далёкое и космическое. Дальше - больше. Ирландские вариации на тему Concerto grosso Вивальди - каково сочетание, а? - вызвали в зале живейший отклик. По загадочному стечению обстоятельств этот концерт (из репертуара барочного ансамбля "Le Orfanelle della Pieta") прозвучал именно в день св. Патрика. Не покровитель ли Ирландии помог Алексею Панкратову отыграть своё соло так, что никто в зале и не догадался о повреждённой за несколько часов до выступления руке солиста?..

Первое, что "бросается в уши" при знакомстве с этим оркестром - удивительно чистое, изысканное звучание, которое нечасто услышишь даже у именитых ансамблей. Особые инструменты? Нет, инструменты самые что ни на есть обыкновенные. Образование? Оркестранты, все до одного - выпускники Уральской государственной консерватории. Так что же - другие руки? другие головы? "Не дать прозвучать ни одному звуку не той породы" - так сформулировал исполнительское кредо ансамбля один из его участников. Именно работа над качеством звучания - краеугольный камень оркестра, на котором он прочно стоит уже пятнадцать лет.

Дальше была музыка американского кино. Попурри-ретроспектива - от "Серенады Солнечной долины" до "Мулен Руж"; мелодии, перетекающие одна в другую, словно воскресили в памяти знакомые кадры - чёрно-белые, цветные… И если говорить о современном кино, то как обойти вниманием сериалы? Редкая мелодия оказывает на нас столь магическое действие, как "позывной" любимого сериала. И вот со сцены звучит "Танец спящего человека" из "Твин Пикс".

А ещё я обнаружила, что Нино Рота писал не только музыку для кино. Точнее, я это знала теоретически, но своими ушами услышала впервые. На моей памяти ни радио, ни телевидение не предоставили мне возможности познакомиться с Рота в академическом жанре. Был исполнен его Концерт для оркестра в 4 частях.

Летопись оркестра открывается маем 1990 г., когда по инициативе дирижёра С. Дьяченко объединились лучшие музыканты уральской столицы, а в декабре этого же года состоялись первые зарубежные гастроли в Риме. Сейчас в послужном списке "В-А-С-Н" - более пятнадцати международных фестивалей, ежегодные турне по странам Европы (не считая Тайваня и Мексики), совместные проекты с Лианой Исакадзе, Дорой Шварцберг, Михаилом Безверхним, фондовые записи, компакт-диски… А какие программы! От камерной классики - Бах, Моцарт, Шуберт - до терпкого "Аромата танго": это целая панорама жанра, от "Кумпарситы" до Шостаковича.

Но, пожалуй, самый уникальный проект оркестра - программа "Волшебство Queen", целиком составленная из композиций этой группы и на данный момент включающая уже 15 произведений. С этой программой коллектив объездил многие города России. Сама мысль исполнить подобную музыку средствами камерного оркестра кажется безумием или профанацией, но факт остаётся фактом: неизменный успех. Интересно, что Николай Усенко, автор всех аранжировок, работал безо всякого нотного материала, пользуясь исключительно аудиозаписями. Согласно последним данным, впечатлённые англичане дали добро на запись альбома "баховских" аранжировок "Queen".

"Ну, и как "Queen"?" - спросите вы. Реакция публики простирается во всём диапазоне чувств, от полного неприятия до восторга на грани поросячьего визга. О собственных впечатлениях распространяться не буду, упомяну лишь последний запомнившийся эпизод. Октябрь 2004 года, киноконцертный зал "Космос" в Екатеринбурге. Выступление было, к сожалению, организовано не лучшим образом - не по вине оркестра. Несколько опечаленная, я не слишком-то внимательно слушала новую для меня аранжировку - "39-й" Брайана Мея. И вдруг поймала себя на мысли: а ведь в камерном оркестре БАНДЖО НЕТ! Я вытянула шею и какое-то время вглядывалась близорукими глазами в сцену, чтобы убедиться, что это лишь пиццикато скрипочек. Мираж был абсолютно убедителен.

Как я уже говорила, с дирижёрами у "В-А-С-Н" ситуация не вполне необычная. Шеф-дирижёр Миша Кац (Франция) имеет возможность выступать с коллективом лишь несколько раз в году. И если уж он добрался до Екатеринбурга, значит, в зале Филармонии опять будет яблоку негде упасть: Мишу Каца мало слушать, на него надо СМОТРЕТЬ! А пока шеф-дирижёра нет, львиную долю работы делают художественный руководитель оркестра и концертмейстер группы виолончелей Сергей Пешков, концертмейстер оркестра и солистка Софья Уманская (скрипка) и Николай Усенко, который репетирует и выступает с оркестром в качестве дирижёра.

Вот и сегодня он у пульта. Как обычно, со своими аранжировками. Музыка из компьютерной игры "Макс Пейн-2", исполненная совместными усилиями струнных и синтезатора, прозвучала не по-компьютерному благородно. А на десерт слушателям предоставили музыку Нелле Каражича (Доктор Нелле), написанную к фильмам Э. Кустурицы. Последнее произведение - "Жаворонка" Динику - отыграли с таким огоньком, что зрители дружно потребовали его на "бис!" Даже трудно припомнить, когда я в последний раз узнала столько новых вещей за один вечер.

В этом году оркестру "В-А-С-Н" исполняется 15 лет. Тинейджерский возраст. И действительно, чем-то он напоминает одарённого и активного подростка - с ворохом идей в голове и готовностью воплотить любой безумный проект. Год за годом "В-А-С-Н" творит неизменное чудо: переворачивает традиционные представления о возможностях камерного оркестра. Недавно коллективу было присвоено имя "Солисты России", но под этим именем они будут выступать лишь за рубежом. Для отечественных же слушателей "Вася", как успели его ласково окрестить поклонники, сохранит прежнее название.

NB: 14 апреля в 18.30 "В-А-С-Н" будет отмечать свой день рождения в киноконцертном зале "Космос" г. Екатеринбурга, куда я с удовольствием приглашаю всех желающих. В концерте принимают участие Дора Шварцберг (скрипка) и аргентинский виолончелист и композитор Хорхе Боссо.

© Лариса Прудникова , 2005.
Екатеринбург.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.

Публикация: 12-04-2005
Просмотров: 2269
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.