ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Сказание об умерщвлении Игоря

или о том, как эпопея Бородина превращается в кошмарную шутку.
(Пётр Каминский о "Князе Игоре" в Национальной Опере Рейна - Страсбург)


Последние оперные премьеры в Страсбурге, как тиски, выдавливают безотчётную тревогу: кажется, что постановки опер в наши дни обречены на незавидную альтернативу - либо дирижёры, помимо своего основного занятия, попутно импровизируют в роли режиссёра-постановщика, либо в дело решительно вступают священнослужители "Regie-Theater".

Альфред Кирхнер, видимо, чересчур нагляделся "Гладиатора": действие "его Игоря" разворачивается на арене цирка, который в первом и последнем актах трансформируется в Кремлёвскую (прим. перев: так в оригинале; мы её кличем Красная, конечно) площадь, заполненную бомжами и панками, вооружёнными отвратительно воющими трещотками. Что же до самого "народа", то он, распластанный вдоль Кремлёвских стен, образует громадную очередь, подобно увековеченной Ахматовой в своём Реквиеме.
Подробней

ОЛЕНЕВОДЧЕСКАЯ КОРРИДА

ОЛЕНЕВОДЧЕСКАЯ КОРРИДА,
ИЛИ
КАК НАДО ПЕТЬ, НО НЕ НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ "КАРМЕН"


"Я ехала домой, душа была полна"… То есть, ехал я вовсе даже не домой, но в очаровательный город Цюрих. Душа, действительно, была полна: ожиданий, предчувствий - как-никак, премьера оперы "Кармен"! И, хотя опера эта моей горячей любовью никогда не пользовалась, слова Петра Ильича Чайковского (не путать с другим Ильичом! Чайковский - это второе "наше всё" после Пушкина) оказались пророческими: ещё в 1880 году он метко заметил, что "скоро эта опера станет одной из популярнейших в мире". М-да.
Подробней

АЭРОВОКЗАЛЬНАЯ "ТОСКА" НЕ ВДОХНОВЛЯЕТ…

из газеты "Financial Times"

Поскольку на сегодняшний день Метрополитен опера в Нью-Йорке уже представила большинство своих новых постановок, внимание естественным образом смещается в сторону возобновлений старых, которые также служат для представления певцов в новых партиях или артистических дебютов в этом театре. Таким образом, первая "Тоска" в этом году была также первой интерпретацией заглавной роли в Мет для Катерины Малфитано. Это не стало событием.

Постановка Франко Дзеффирелли была сделана в 1985 году, и прошедшее с тех пор время сказалось на ней не лучшим образом. В последнем акте бесконечное движение, непрестанные входы-выходы артистов превратили крепость Сант-Анжело в некое подобие аэропорта. Печально, но музыкальная сторона спектакля была в равной степени скучной. Даниель Орен дирижировал "тяжёлыми руками", без каких бы то ни было нюансов и импульсов.
Подробней

СНОСНЫЙ ВЕРДИ

Джордж Лумис, "Financial Times" - перевод Кирилла Веселаго.

"Сила судьбы" Верди - первая в этом сезоне новая постановка сезона Большого театра, если только продукцию 1982 года, занятую из неаполитанского театра "Сан Карло", можно действительно называть "новой". В самом деле, оформление Антонио Мастроматтеи, с его сводчатыми арками и расписными задниками, можно было бы принять за один из старомодных реликтов Советской эры, что до сих пор популярны в репертуаре Большого театра.
Возобновление Пьером Франческо Маэстрини постановки своего отца Карло, хоть и надёжной, никак не работает на репутацию Большого, как обновляемого и современного театра. Изменения пока больше касаются работы театра. Впрочем, вряд ли могло быть иначе после внезапного ухода прошлым летом артистического директора Геннадия Рождественского, проработавшего там менее года. Более важно то, что Большой наконец-то начал какие-то шаги в финансовом плане, необходимые для поднятия былого престижа. Была реорганизована система продажи билетов, и выручка сейчас доходит до 60 процентов. Похоже, спонсорство заняло своё необходимое место.
Подробней

РУССКИЕ - САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО

Русские идут! Русские идут! Метрополитен Опера восстановила свою продукцию двадцатидвухлетней давности вердиевской абсолютно итальянской оперы "Дон Карлос", и четверо из шести главных персонажей были русскими - так же, как и дирижёр. Назовём это знаком времени.

Во многих отношениях это хороший знак. Опера всё время выигрывает за счёт новых лиц, новых голосов, новых взглядов. В данном случае, как бы то ни было, преимущества были не столь очевидны. Проблемы начались в оркестровой яме. Валерий Гергиев может быть желанным гостем музыкальных городов по обе стороны Атлантики, и сейчас служит в Мет как официальный приглашённый дирижёр. Но, хронический бродяга, стремящийся добиться потенциально невозможного, он начинает показывать свои пределы. И Верди - это не Чайковский.
Подробней

СТРАШНЫЙ ВЕЧЕР, или ужасное происшествие в Мариинском театре 17 декабря 2001 года

Это было ужасно. Впрочем, по порядку. Так о чём это я? - а, это я об опере. Только не подумайте, что это я глобально - скажем, "об оперном искусстве вообще". И даже к одной конкретной опере - признанному шедевру оперной классики, моцартовской "Свадьбе Фигаро" - не только не имею претензий, но даже отношусь с некоторой любовью. "Так в чём же дело?!" - слышу я возмущённые крики из зала. Друзья, я сам размышлял об этом всю ночь, и сейчас постараюсь вам свою точку зрения прояснить.

Как вы уже могли заметить, я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Более того: я всегда охотно соглашаюсь с крикунами, меня "разоблачающими": типа, "да кто он таков?!", да он-де, необразован, дремуч, и звать его никак.
Подробней

МУСОРГСКИЙ УЛЕТЕЛ, ПУСКАЯ ШУТИХИ

Субботним вечером на Дворцовой силами оркестра Мариинки и его солистов был дан гала-концерт.
Погода была ветреная, но приманкой для многих зрителей служило имя Пласидо Доминго – подлинной «звезды» международного класса. К ночи (концерт начался где-то после десяти вечера) ветер усилился; похолодало. До выхода Доминго оркестр активно «разогревал» публику – которая, впрочем, не столько внимала звукам музыки, сколько активно обсуждала вопрос: выйдет ли Доминго (у которого во вторник – премьера «Валькирии»), петь в такой ветер и холод?
Подробней

ТЫ ПРЯЧЕШЬ ЗА МАСКОЙ ЛИЦО, ЧТО МНЕ ЗНАКОМО…

Заметки злобного зрителя

13-го и 14-го мая Мариинский театр давал премьеру оперы Джузеппе Верди «Бал-Маскарад». Ваш корреспондент посетил второй спектакль – в понедельник, 14-го.

ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, что Михалков-Кончаловский способен испортить своей режиссурой любой оперный спектакль, мне стало ясно уже много лет назад – ещё с тех пор, как он изуродовал «Пиковую даму» в Венской опере (а дело было давно). Затем Кончаловский, дойдя до Кировского-Мариинского, истоптал своими «низкими истинами» великую оперу «Война и мир»; а вот нынче добрался и до Верди.
Подробней

Непонятые пророчества

Макбет, или мышиный король

Первая оперная премьера сезона. Да еще какая! "Макбет" Верди в постановке знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса! Казалось бы, аншлаг обеспечен, особенно если учесть, что спектакль поставлен на Новой сцене Большого театра, которая по габаритам сильно уступает основной. И, тем не менее, свободных мест в зале было достаточно…
Подробней

ПРАЗДНИК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

В соответствии с поговоркой «лучше поздно, чем никогда», Мариинский театр решил, наконец, дать «Богему»; этот шедевр Пуччини (пожалуй, одна из самых «репертуарных» опер во всём мире) не давался на мариинской сцене уже более восьмидесяти лет. Ваш корреспондент посетил первый премьерный спектакль, данный 15-го марта. 

Опровергнув нехорошие предчувствия, выпестованные постановочной практикой Мариинки последних лет, наибольшую радость доставила именно постановка спектакля. Режиссёр Йэн Джадж когда-то дебютировал в знаменитых театрах Королевской Шекспировской Компании Лондона и Стратфорда, затем работал с целым рядом оперных и театральных компаний по всему миру; художник-постановщик Тим Гудчайлд тоже имеет большой опыт работы в лучших драматических театрах, в драме и на телевидении.
Подробней