МУСОРГСКИЙ УЛЕТЕЛ, ПУСКАЯ ШУТИХИ
Субботним вечером на Дворцовой силами оркестра Мариинки и его солистов был дан гала-концерт.
Погода была ветреная, но приманкой для многих зрителей служило имя Пласидо Доминго – подлинной «звезды» международного класса. К ночи (концерт начался где-то после десяти вечера) ветер усилился; похолодало. До выхода Доминго оркестр активно «разогревал» публику – которая, впрочем, не столько внимала звукам музыки, сколько активно обсуждала вопрос: выйдет ли Доминго (у которого во вторник – премьера «Валькирии»), петь в такой ветер и холод?
На площади стоял гомон; да и немудрено: скверно выставленный баланс групп оркестра, доносимый зрителю через пару башнеподобных акустических колонок, даже вполне безобидный Марш из оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» превратил едва ли не в какофонию.
А те, кто ещё помнит первомайские демонстрации с выкрикиванием бесконечных «Да здравствует!..», легко представят, как многократно отражённые от стен Главного штаба и Зимнего фразы певцов мешались со следующими, образуя некую акустическую кашу. Режиссёры, впрочем, без устали работали за пультами: и, когда надо было подчеркнуть звучание скрипок, над площадью победно гремели литавры и тромбоны; вместо деревянных духовых вдруг «вылезали» оглушительно воющие виолончели… Понятно, конечно, что опыта «площадных» исполнений классики, да и необходимой для этого техники у нас нет, но…
Но зато у нас есть пиво, которое буквально текло рекой. Возвращавшиеся со стадиона фанаты «Зенита», увидев взмывшую над площадью гигантскую надувную пивную бочку с логотипом «Балтика», радостно устремились пить пиво. Подстраиваясь под невнятно звучавший оркестр, они внятно пели: «Зенит» – чемпион!», и вообще, были очень довольны.
Кстати, пивоваренный гигант «Балтика» вручил этим вечером артистам свои премии. Первая премия досталась солисту Мариинки Сергею Алексашкину, Гран-При – альтисту Юрию Башмету; премий были также удостоены Ульяна Лопаткина и (заочно) артисты балета Мариинки, находящиеся сейчас на гастролях в Лондоне.
Как бы то ни было, Доминго не обманул ожиданий и выступил во всём своём блеске, невзирая на неблагоприятные метеоусловия. Хотя и для него микрофон был настроен таким образом, что у александрийского столпа уже ничего не было слышно. Кроме того, звёздному тенору, без сомнения, помог опыт многочисленных выступлений на стадионах – которого явно не хватает пока Ольге Бородиной, «киксанувшей» несколько раз на вполне, казалось бы, безобидных нотах. Пласидо же был великолепен, и даже наградил поклонников исполнением ариозо Германа на русском языке. Большая часть VIP-кресел, билеты на которые (по цене в 1000 руб.) свободно предлагались в кассе театра еще за несколько часов до начала концерта, осталась пустой. Может, и к лучшему: во время исполнения «Картинок с выставки» совершенно неожиданно у эстрады вдруг начали взрываться петарды и шутихи. Похоже, были использованы китайские фейерверки с вышедшим сроком годности: от клубов едкого дыма, мгновенно скрывшего оркестровый подиум, принялись чихать и кашлять даже те счастливцы, что стояли вплотную у металлических ограждений. Так что сказать, что концерт стал «праздником музыки», было бы сильным преувеличением.
А ведь мы имеем и положительный опыт! Вспоминается гала-концерт, который как-то проводил в Филармонии Юрий Темирканов. Концерт шёл в Большом зале, но сотни зрителей, не доставших билета, могли слушать Йо-Йо-Ма, божественную Джесси Норман и других звёзд прямо на площади Искусств, куда (очень качественно!) был выведен звук и вывешен огромнейший телемонитор. А в финале, когда исполнялась увертюра «1812 год», «заговорили» предусмотренные композитором в партитуре пушки, стоявшие на площади. Вот это был праздник!
А на сей раз мы скорее стали свидетелями очередной попытки приобщения к мировому опыту. И, согласно бессмертному афоризму Черномырдина, хотели, как лучше – а вышло, как всегда.
© Кирилл Веселаго, 2001.
Погода была ветреная, но приманкой для многих зрителей служило имя Пласидо Доминго – подлинной «звезды» международного класса. К ночи (концерт начался где-то после десяти вечера) ветер усилился; похолодало. До выхода Доминго оркестр активно «разогревал» публику – которая, впрочем, не столько внимала звукам музыки, сколько активно обсуждала вопрос: выйдет ли Доминго (у которого во вторник – премьера «Валькирии»), петь в такой ветер и холод?
На площади стоял гомон; да и немудрено: скверно выставленный баланс групп оркестра, доносимый зрителю через пару башнеподобных акустических колонок, даже вполне безобидный Марш из оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» превратил едва ли не в какофонию.
А те, кто ещё помнит первомайские демонстрации с выкрикиванием бесконечных «Да здравствует!..», легко представят, как многократно отражённые от стен Главного штаба и Зимнего фразы певцов мешались со следующими, образуя некую акустическую кашу. Режиссёры, впрочем, без устали работали за пультами: и, когда надо было подчеркнуть звучание скрипок, над площадью победно гремели литавры и тромбоны; вместо деревянных духовых вдруг «вылезали» оглушительно воющие виолончели… Понятно, конечно, что опыта «площадных» исполнений классики, да и необходимой для этого техники у нас нет, но…
Но зато у нас есть пиво, которое буквально текло рекой. Возвращавшиеся со стадиона фанаты «Зенита», увидев взмывшую над площадью гигантскую надувную пивную бочку с логотипом «Балтика», радостно устремились пить пиво. Подстраиваясь под невнятно звучавший оркестр, они внятно пели: «Зенит» – чемпион!», и вообще, были очень довольны.
Кстати, пивоваренный гигант «Балтика» вручил этим вечером артистам свои премии. Первая премия досталась солисту Мариинки Сергею Алексашкину, Гран-При – альтисту Юрию Башмету; премий были также удостоены Ульяна Лопаткина и (заочно) артисты балета Мариинки, находящиеся сейчас на гастролях в Лондоне.
Как бы то ни было, Доминго не обманул ожиданий и выступил во всём своём блеске, невзирая на неблагоприятные метеоусловия. Хотя и для него микрофон был настроен таким образом, что у александрийского столпа уже ничего не было слышно. Кроме того, звёздному тенору, без сомнения, помог опыт многочисленных выступлений на стадионах – которого явно не хватает пока Ольге Бородиной, «киксанувшей» несколько раз на вполне, казалось бы, безобидных нотах. Пласидо же был великолепен, и даже наградил поклонников исполнением ариозо Германа на русском языке. Большая часть VIP-кресел, билеты на которые (по цене в 1000 руб.) свободно предлагались в кассе театра еще за несколько часов до начала концерта, осталась пустой. Может, и к лучшему: во время исполнения «Картинок с выставки» совершенно неожиданно у эстрады вдруг начали взрываться петарды и шутихи. Похоже, были использованы китайские фейерверки с вышедшим сроком годности: от клубов едкого дыма, мгновенно скрывшего оркестровый подиум, принялись чихать и кашлять даже те счастливцы, что стояли вплотную у металлических ограждений. Так что сказать, что концерт стал «праздником музыки», было бы сильным преувеличением.
А ведь мы имеем и положительный опыт! Вспоминается гала-концерт, который как-то проводил в Филармонии Юрий Темирканов. Концерт шёл в Большом зале, но сотни зрителей, не доставших билета, могли слушать Йо-Йо-Ма, божественную Джесси Норман и других звёзд прямо на площади Искусств, куда (очень качественно!) был выведен звук и вывешен огромнейший телемонитор. А в финале, когда исполнялась увертюра «1812 год», «заговорили» предусмотренные композитором в партитуре пушки, стоявшие на площади. Вот это был праздник!
А на сей раз мы скорее стали свидетелями очередной попытки приобщения к мировому опыту. И, согласно бессмертному афоризму Черномырдина, хотели, как лучше – а вышло, как всегда.
© Кирилл Веселаго, 2001.
Публикация: 4-08-2001
Просмотров: 3566
Категория: Рецензии
Комментарии: 0