ЖИЗНЬ АМЕРИКАНСКОЙ БОГЕМЫ
Большая и провинциальная опера Майами
Историки оперы утверждают, что великое искусство бельканто начало распространяться в Соединенных Штатах достаточно поздно - а первым, кому удалось на этом пути добиться существенных успехов, то есть привить вкус и привычку американской публики (точнее ее элитарной части) к опере, в начале XIX века стал Мануэль Гарсиа, известный испанский певец и вокальный педагог, отец великих примадонн Марии Малибран и Полины Виардо.
Самый известный американский театр, нью-йоркская "Метрополитен-опера", имеет не такую уж продолжительную историю - всего век с четвертью, а оперные театры в таких крупных городах как Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес или Вашингтон появились только во второй половине XX века - можно сказать, на нашей памяти.
Историки оперы утверждают, что великое искусство бельканто начало распространяться в Соединенных Штатах достаточно поздно - а первым, кому удалось на этом пути добиться существенных успехов, то есть привить вкус и привычку американской публики (точнее ее элитарной части) к опере, в начале XIX века стал Мануэль Гарсиа, известный испанский певец и вокальный педагог, отец великих примадонн Марии Малибран и Полины Виардо.
Самый известный американский театр, нью-йоркская "Метрополитен-опера", имеет не такую уж продолжительную историю - всего век с четвертью, а оперные театры в таких крупных городах как Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес или Вашингтон появились только во второй половине XX века - можно сказать, на нашей памяти.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА

В Михайловском театре отметили юбилей: 175-летие со дня основания театра. Любой юбилей - это всегда подведение итогов. Прозвучали парадные речи и поздравления, а затем был дан праздничный концерт, который весьма ярко продемонстрировал нынешнее положение дел в театре.
Начиналось всё на подходе к театру, на Площади искусств: то действо, которое обозначалось в анонсах, как "феерия", на деле представляло собою несколько праздношатавшихся артистов, облачённых в причудливые костюмы. Кто-то с помощью палки от швабры, выкрашенной бронзовой краской, изображал флейту. Другой ряженый на манер тех людей, что ходят по Невскому со щитом с надписью "регистрация и разрешение на работу", таскал на шее двухмерную модель виолончели из картона. Артистов явственно познабливало от холода. Всё это происходило под всполохи каких-то дискотечных прожекторов и чудовищную звуковую "нарезку": кусочки из первого акта "Травиаты", "разбавленные" почему-то такими же обрывочными фрагментами из балета "Коппелия", транслировались из уличных колонок нон-стоп и с неимоверной громкостью.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА#2

И если тот факт, что западные советники-агенты "впаривают" ему обветшавшие и устаревшие продукции, можно объяснить собственными словами Кехмана: "Я в этой ОТРАСЛИ недавно", то приглашение Николая Баскова на роль Канио в грядущей постановке "Паяцев" уже свидетельствует об определённых проблемах со вкусом у новоиспечённого директора.
"Заслуге" - заслуженная любовь

Однако Юрия Темирканова можно поздравить и с другим событием: 15 октября состоялось последнее из пяти представлений оперы "Травиата" под управлением Юрия Темирканова на Фестивале Верди в Парме, и эта работа превратилась в триумф петербургского дирижера. Критика с удивлением отметила, что маэстро, в последние десятилетия посвящающий себя главным образом симфоническому дирижированию, за пульт оперных оркестров встает не часто, а к музыке Верди вообще обратился впервые. Эта творческая победа Юрия Темирканова тем значительней, что она случилась в Италии, где музыка Верди - национальная святыня, "Травиату" буквально все, от мала до велика, знают наизусть, да ещё и в Парме - самого центра итальянского "культа Верди".
Блистательные рогоносцы

Среди немногочисленных культурных программ августовского Петербурга первые юбилейные концерты молодого музыкального коллектива не могли остаться незамеченными: играл Российский роговой оркестр, воссозданный только лишь в августе прошлого года.
Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, подобной которой аналогов в мире никогда не существовало.
гламурная жесть, или приглашение в оперу

На заре эпохи барокко флорентинцы подарили миру новый сценический жанр - оперу. Со временем опера как синтетический жанр, как музыкальная драма, станет источником новых традиций в музыке, в архитектуре (появление оперных театров), живописи (оформление сцены, эскизы костюмов), актерском мастерстве, и так далее.
В России опера развивалась своим путём, довольно отличным от европейского (да и кто бы сомневался?) - но, как и на Западе, всегда зависела от социальных, культурных и политических условий своего времени. В Италии поначалу театры не имели кресел в партере; там были "стоячие места" для небогатых и военных: знать располагалась в ложах бельэтажа, а из бенуара девицы лёгкого поведения предлагали обитателям партера свои услуги. Затем с течением времени архитектурно-социальное деление публики в опере пришло к тому виду, в котором существует и поныне: для каждой части зрительного зала существуют свои коды социального поведения.
Между "детьми райка", или галёркой, и "светской чернью", населяющей партер и бельэтаж, издревле ведётся необъявленная "холодная война".
гламурная жесть, или приглашение в оперу#2
Если зажигают звёзды, значит это кому-то нужно
И ой, как нужно: ведь много звёзд бывает только в небе. Их куда как меньше на эстраде, а уж в опере - и вообще, как говорится, кот наплакал. Ну, не может их быть много, просто по определению: потому ведь и помнят народы мира имена Корелли, Каллас, Бастьянини, Атлантова, Вишневской, Мазурока или Образцовой - потому что всегда они были в единственном числе, они были совершенно уникальны, единственны и неповторимы. Были, кстати, единственны и неповторимы и дирижёры оперных театров - Мелик-Пашаев, Самосуд, Дранишников, Грикуров, Хайкин. Каждый по-своему.
Но тогда время было немножко иным. Тогда ещё ценились так называемые "рабочие лошадки" - иными словами, певцы и певицы, которые "тянули" на себе весь репертуар театров. Причём неплохо тянули, по чести-то говоря. Да и правда: любители оперы жаждут спектаклей семь дней в неделю, шли они (спектакли) действительно почти каждый день. Где же на них "звёзд"-то набрать?
И ой, как нужно: ведь много звёзд бывает только в небе. Их куда как меньше на эстраде, а уж в опере - и вообще, как говорится, кот наплакал. Ну, не может их быть много, просто по определению: потому ведь и помнят народы мира имена Корелли, Каллас, Бастьянини, Атлантова, Вишневской, Мазурока или Образцовой - потому что всегда они были в единственном числе, они были совершенно уникальны, единственны и неповторимы. Были, кстати, единственны и неповторимы и дирижёры оперных театров - Мелик-Пашаев, Самосуд, Дранишников, Грикуров, Хайкин. Каждый по-своему.
Но тогда время было немножко иным. Тогда ещё ценились так называемые "рабочие лошадки" - иными словами, певцы и певицы, которые "тянули" на себе весь репертуар театров. Причём неплохо тянули, по чести-то говоря. Да и правда: любители оперы жаждут спектаклей семь дней в неделю, шли они (спектакли) действительно почти каждый день. Где же на них "звёзд"-то набрать?
гламурная жесть, или приглашение в оперу#3
Покупайте два в одном: опера плюс стриптиз
Как сорта породистого сыра, гламур немыслим без лёгкого душка скандала. Виолетта в "Травиате" - дешёвая уличная путана, Марина Мнишек - польская стриптизёрша на шесте, Дон Жуан - естественно, педик, вступающий в беспорядочные связи и с Лепорелло, и с Мазетто, и с Доном Оттавио.
Время не стоит на месте: после дикого (во времена оно!) скандала по поводу участия в спектакле почти раздетой дамы, на оперную сцену явились батальоны абсолютно голых женщин; Мефистофель уже выезжал на сцену в чёрном "Шевроле Каприс Классик" (разумеется, в пику белому "Харлей-Дэвидсону" Фауста!). В "Катерине Измайловой", после почти невинных занятий любовью главных героев на багажнике автомобиля (понятно, что тело убиенного Бориса Тимофеевича аккурат в этот багажник и загрузили!), в следующей постановке этой оперы плотским утехам под музыку Шостаковича предаётся сразу около сорока работников - причём проделывают они это с… тушами забитых свиней…
Как сорта породистого сыра, гламур немыслим без лёгкого душка скандала. Виолетта в "Травиате" - дешёвая уличная путана, Марина Мнишек - польская стриптизёрша на шесте, Дон Жуан - естественно, педик, вступающий в беспорядочные связи и с Лепорелло, и с Мазетто, и с Доном Оттавио.
Время не стоит на месте: после дикого (во времена оно!) скандала по поводу участия в спектакле почти раздетой дамы, на оперную сцену явились батальоны абсолютно голых женщин; Мефистофель уже выезжал на сцену в чёрном "Шевроле Каприс Классик" (разумеется, в пику белому "Харлей-Дэвидсону" Фауста!). В "Катерине Измайловой", после почти невинных занятий любовью главных героев на багажнике автомобиля (понятно, что тело убиенного Бориса Тимофеевича аккурат в этот багажник и загрузили!), в следующей постановке этой оперы плотским утехам под музыку Шостаковича предаётся сразу около сорока работников - причём проделывают они это с… тушами забитых свиней…
ария бананово-лимонного гостя
Рублевый миллиардер Владимир Кехман, сенсационно назначенный петербургскими властями генеральным директором академического Театра оперы и балета имени Мусоргского (в просторечии – Малого оперного или МАЛЕГОТа), встретился с труппой.
На прошлой неделе решение Комитета по культуре Санкт-Петербурга из области слухов перекочевало в реальную жизнь: миллиардер Владимир Кехман назначен генеральным директором академического Театра оперы и балета имени Мусоргского (в просторечии - Малого оперного, МАЛЕГОТа или Михайловского театра).
Ранее господин Кехман, один из владельцев компании JFC, занимающейся поставками фруктов. (JFC - лидер по продаже бананов в России) в оперно-балетных пристрастиях замечен не был. Комментариев по поводу своей новой должности он не дает, отделываясь пустыми репликами типа: "Мне очень нравится адрес: площадь Искусств, дом один" или: "Я очень давно работаю во фруктовом бизнесе, а в этом театре очень красивый оранжевый цвет кресел - это наш цвет".
На прошлой неделе решение Комитета по культуре Санкт-Петербурга из области слухов перекочевало в реальную жизнь: миллиардер Владимир Кехман назначен генеральным директором академического Театра оперы и балета имени Мусоргского (в просторечии - Малого оперного, МАЛЕГОТа или Михайловского театра).
Ранее господин Кехман, один из владельцев компании JFC, занимающейся поставками фруктов. (JFC - лидер по продаже бананов в России) в оперно-балетных пристрастиях замечен не был. Комментариев по поводу своей новой должности он не дает, отделываясь пустыми репликами типа: "Мне очень нравится адрес: площадь Искусств, дом один" или: "Я очень давно работаю во фруктовом бизнесе, а в этом театре очень красивый оранжевый цвет кресел - это наш цвет".
ПРАГА ЗИМОЙ

Но для туриста, ориентированного на академическую музыку, богемская земля - просто клад. Причём клад ещё мало известный, мало разрекламированный как на Западе, так и у нас в России. Бытует мнение, что наиболее продвинутыми в музыкальном отношении являются немецкоговорящие страны Европы - Германия, Австрия, отчасти Швейцария, где что ни город (пусть самый маленький и заштатный), так обязательно музыкальный центр, со своими театром, консерваторией и оркестром (а то и не одним).
