ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Блистательные рогоносцы

Блистательные рогоносцыРоссийский роговой оркестр справил первый юбилей

Среди немногочисленных культурных программ августовского Петербурга первые юбилейные концерты молодого музыкального коллектива не могли остаться незамеченными: играл Российский роговой оркестр, воссозданный только лишь в августе прошлого года.

Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, подобной которой аналогов в мире никогда не существовало.

Русские егеря не знали других инструментов кроме старинных медных рогов, имевших конусообразную прямую или слегка изогнутую форму. Сколь мало на этом инструменте надо было учиться играть, столь мало и приятного и благозвучного из него можно было извлечь: низкий и грубый звук его был сродни реву дикого животного, но никак не музыке. Такие охотничьи инструменты имели одинаковую форму - а следовательно, имели одинаковый звук. Когда на охоте десять или более егерей дули вместе в свои рога, то лес и окрестность потрясал сильный ревущий звук, распугивавший дичь.

Вот и подумал Нарышкин: а не создать ли оркестр, состоящий исключительно из охотничьих рогов? По указанию графа искусный придворный валторнист Ян Мареш (родом из Богемии) усовершенствовал эти инструменты простым их видоизменением: одни были уменьшены, другие - увеличены, третьи же сохранили прежнюю форму. Как и раньше, каждый рог издавал лишь один звук - однако теперь каждый имел уже свой определенный тон. Капельмейстер Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый по тембру роговой оркестр. Изготовляли инструменты из листовой латуни, придавая им коническую форму. От длины рога зависела высота звучания, поэтому чтобы составить хроматический звукоряд делали инструменты разной длины - от десяти сантиметров до почти трёхметровых исполинов. Поскольку каждый рог был настроен только на один звук, то количество музыкантов обуславливало диапазон звучания исполняемой музыки, а вся хитрость игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Репертуар состоял из пьес Гайдна, Моцарта, Глюка и других композиторов. Для записи музыки рогового оркестра использовалась специальная нотация.

По звучанию роговой оркестр напоминает нечто среднее между ансамблем валторн и органом - поэтому роговую музыку иногда называли "русским органом". Своим звучанием и устройством оркестр не оставлял равнодушным как любителя музыки, так и профессионального музыканта. Слушателей поражало звучание, а профессионалам было непонятно, как музыканты, каждый из которых играет только одну ноту, создают целостное музыкальное произведение. Успех был ошеломляющий.

Первый роговой оркестр состоял всего из шестнадцати музыкантов, но вскоре их количество уже достигало трёхсот человек. Музыкантов набирали исключительно из крепостных, одевали их в расписные зеленые камзолы и треуголки, называли их "рожечниками". Как правило, рожечников звали не по именам, а по названию той ноты, которую тот "выдувал" из своего рога. Граф В. Соллогуб писал о роговой музыке Нарышкина: "В саду его играла знаменитая роговая музыка, оркестр звучности очаровательной… Такая живая шарманка с ее эоловыми дуновениями внушала восторг. Рассказывают, что два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал: "Я - нарышкинский Ми-с"; другой отвечал: "Я - нарышкинский До-диез второй".

Один из удивленных иностранцев ядовито заметил, что подобный оркестр "мог быть организован только в стране, где существует рабство" - ведь разучивание таким оркестром даже одного произведения требовало немало времени, терпения и сил. Однако труд этот сполна окупался особенным звучанием, несравнимым ни с чем. "В конце лета я часто навещал Дельвигов и нередко слышал на Неве роговую музыку Нарышкина. В особенности производила волшебный эффект пьеса Шимановской "Вилия", состоящая вся из арпеджий", - писал в одном из писем композитор Михаил Глинка. Необычайно впечатлён необыкновенными звуками был и Михаил Ломоносов:

Что было грубостей в охотничьих трубах,
Нарышкин умягчил при наших берегах;
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятностей сыскали".

На императрицу Елизавету звучание оркестра произвело настолько сильное впечатление, что она приказала организовать при дворе целых два роговых оркестра, а вскоре подобные оркестры были сформированы при Егерском и Конногвардейском полках. Примеру царицы последовали также Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин. "Барская выдумка" превратилась в искусство. Летний "увеселительный" дом графа Петра Борисовича Шереметева в подмосковном Кусково не раз поражал современников необычными сюрпризами, театральными и музыкальными представлениями. Пушечной пальбой с яхты на Большом пруду, пышными фейерверками в ночном небе и особенно роговой музыкой, звучавшей на праздниках в начале XIX в. славилась усадьба Свиблово. Когда в 1835 году музыкальные празднества прекратились, А. С. Пушкин писал: "Роговая музыка не гремит в рощах Свиблова". Сегодня об этом напоминает герб этого района Москвы, на котором изображен пастушеский рожок.

Однако с течением времени музыкальные вкусы менялись, духовые и симфонические оркестры постепенно вытеснили роговые, которые просуществовали в русской музыкальной культуре около ста лет. Роговые оркестры были забыты. Историки и музыковеды уже давно считали роговую музыку, как художественное явление, безвозвратно утерянной.

Кому же и зачем понадобилось восстанавливать роговой оркестр? - на этот вопрос отвечает художественный руководитель и главный дирижёр Российского рогового оркестра Сергей Поляничко:

— Попытки восстановления таких оркестров предпринимались довольно регулярно: в 1882 году. барон Штакельберг занялся возрождением роговой музыки, приурочив это событие к церемонии коронации Александра Третьего, позже попытка возродить роговой оркестр была предпринята в 1896 году ко дню коронования императора Николая Второго, но обе попытки потерпели неудачу. В более поздние времена даже артисты оркестра Мариинского театра хотели возродить роговой оркестр, и тоже ничего не вышло. Это ведь очень похоже на некий трюк: один человек - одна нота, а это требует от участников не только ансамблевости и высшей степени сыгранности, но и просто железной дисциплины. Размеры инструментов - от семи сантиметров до трёх метров в длину. Конструкция и инструментов и подставок - всё разработано и сделано мастером Владимиром Головешко. Мы отказались от изогнутых рогов: прямые инструменты по тембру очень близки по тембру к звучанию органа, и нам это нравится: недаром роговые оркестры называли "русским органом". Конечно, играть что-либо таким оркестром безумно сложно: но созвучия, состоящие исключительно из натуральных звуков, производят на слушателей буквально магическое впечатление.

Надо сказать, что становление оркестра не было простым: энтузиаст и руководитель оркестра Сергей Поляничко долго, как он сам признался, копил деньги на "Мерседес" - но они все ушли на изготовление инструментов. Где их держать, где репетировать? - в силу каких-то случайных обстоятельств церковь Петра и Павла, что во дворе РПГУ им. Герцена, дала кров музыкантам.

Сейчас у оркестра есть вполне солидный репертуар; увидел свет первый диск ансамбля. Когда-то ни одно значимое событие в жизни Петербурга не проходило без участия Рогового оркестра: дипломатические приемы, официальные торжества, царские свадьбы, балы, охота и народные гуляния. Судя по всему, эта далеко не самая худшая российская традиция обретает "второе дыхание".

© Кирилл Веселаго
 

Если вы причисляете себя к категории меломанов, тогда наш сайт готов предоставить вам все, что нужно. Не стоит больше терзать себя вопросом, где прослушать музыку бесплатно. Просто посетите наш сайт прямо сейчас и легко получите доступ к самой качественной музыке. Если даже вы высоко требовательный потребитель, не стесняйтесь, заходите на сайт и вы не пожалеете. Удобная навигация и множество возможностей позволят вам получить истинное наслаждение.

Публикация: 24-08-2007
Просмотров: 2710
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.