ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ
Бывает так, что некоторые события в жизни человека совпадают дивным и таинственным образом, - а может, сам человек добивается того, чтобы оказаться "на нужном месте в нужное время"... Так или иначе, но нынешнему главному дирижеру Кировского театра несомненно повезло: занятие им этого ответственного поста совпало с эпохой "нового мышления" и крушения железного занавеса; Запад отныне стал открыт не только для "особо избранных", но и для всех остальных музыкантов, артистов, художников. О Kirov-opera заговорила западная критика, восторженно отзываясь о русских певцах, прекрасном оркестре Мариинки и великолепных классических постановках русских опер. Музыкальный мир узнал Кировскую оперу, - и первое знакомство, по большому счету, никого не разочаровало.
Однако история Мариинского театра началась не вчера и даже не с приходом к власти нового дирижера, как это порой утверждают "новейшие историки" нашей оперы (вдруг разом, как сговорившись, "позабывшие" о всех его предшественниках).
Однако история Мариинского театра началась не вчера и даже не с приходом к власти нового дирижера, как это порой утверждают "новейшие историки" нашей оперы (вдруг разом, как сговорившись, "позабывшие" о всех его предшественниках).
ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ#2
Через все - в том числе и советские - времена музыкальные руководители Кировского-Мариинского пронесли одну бережно хранимую традицию: тщательность репетиционной работы, серьезная подготовка солистов к выбранным партиям (и, что немаловажно - соответствие певческих голосов и партий!), добротная режиссура... Во все годы работа театра была направлена на то, чтобы качество спектаклей улучшалось от одного представления к другому, от одной постановки к другой...
Сейчас же, увы, приходится наблюдать картину, порой прямо противоположную пресловутым годам "застоя": если во времена не столь далекие Юрий Темирканов проводил до ста (!) репетиций перед выпуском новой постановки - и спектакль выходил на премьеру отшлифованный, как алмаз, до мельчайших нюансов - то ныне спектакли "пекутся" кое-как, наспех поставленные "режиссером" без соответствующего образования и таланта, который еще совсем недавно работал фаготистом в провинциальном театре.
Сейчас же, увы, приходится наблюдать картину, порой прямо противоположную пресловутым годам "застоя": если во времена не столь далекие Юрий Темирканов проводил до ста (!) репетиций перед выпуском новой постановки - и спектакль выходил на премьеру отшлифованный, как алмаз, до мельчайших нюансов - то ныне спектакли "пекутся" кое-как, наспех поставленные "режиссером" без соответствующего образования и таланта, который еще совсем недавно работал фаготистом в провинциальном театре.
ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ#3
Большее время года Kirov-opera проводит за пределами России; и прежнему возмущению петербургских любителей оперы при упоминании об этом уже давно пришло равнодушие. Не так давно я встретил на улице весьма пожилую даму, с которой мне частенько приходилось раньше и делиться впечатлениями, и спорить в антракте... Мы разговорились, и она обмолвилась, что "вот уже сто лет" не была в Мариинке. Рассмеявшись на мой неизбежный вопрос, она сказала: "Дорого и скучно, мой друг. Дорого и скучно"...
...Как-то я беседовал с Валерием Гергиевым в дни торжеств "года Моцарта", и спросил его: почему бы в столь знаменательный юбилей уж если не оперу Моцарта поставить, то хотя бы гала-концет в честь великого австрийца не устроить? - "У нас нет соответствующей традиции, и никто из солистов не сможет спеть Моцарта должным образом!" - заявил мне тогда маэстро.
...Как-то я беседовал с Валерием Гергиевым в дни торжеств "года Моцарта", и спросил его: почему бы в столь знаменательный юбилей уж если не оперу Моцарта поставить, то хотя бы гала-концет в честь великого австрийца не устроить? - "У нас нет соответствующей традиции, и никто из солистов не сможет спеть Моцарта должным образом!" - заявил мне тогда маэстро.
ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ#4
Гергиев - яркий представитель сравнительно новой для России генерации музыкантов-"политиков", музыкантов-экономистов, которых Бог, помимо несомненной музыкальной одаренности, наградил еще и прекрасным коммерческим чутьем. Ссылаясь на "тяжелые экономические условия", основное свое время он проводит в зарубежных гастрольных поездках - либо с оперой, либо просто с оркестром (и легко представить, какого уровня спектакли идут в это время на сцене театра)! Впрочем, даже и в полном составе оперная труппа неспособна уже более ни на что, кроме спектаклей самого усредненного уровня: замученные бесконечными и беспорядочными репетициями (ибо в театре часто нет расписания спектаклей и работ даже на месяц вперед), артисты хора и оркестра порой живут во время западных гастролей в дешевых отелях и получают лишь 20-30 долларов в сутки; ничего более. (Впрочем, за недавние выступления на фестивале в финском городке Миккеле оркестр и хор денег вообще не получили). Возмущаться никому не приходит в голову: ведь это значило бы никогда не поехать на гастроли вновь и лишиться даже подобного мизера!
ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ#5
Сегодня весь Мариинский театр служит лишь одной цели: благополучной карьере дирижера Гергиева. О хорошей карьере мечтает, наверное, почти каждый - и я вовсе не собираюсь упрекать за это молодого маэстро. Бесспорно, он входит в "топ-десятку" лучших дирижеров мира, если их десять - или в тридцатку, если их тридцать. Но молодым и талантливым дирижерам дорога в театр закрыта: все ассистенты и коллеги маэстро существуют лишь для фона, на котором все достоинства Валерия Гергиева выглядят наиболее эффектно. Маэстро единолично доминирует во всем: будь то распределение денег на западных гастролях или выплата премий водителям театрального гаража. По этой же причине нет в театре ярких режиссеров, не приживаются там и солисты-вокалисты, сумевшие сделать самостоятельную оперную карьеру на Западе: Сергей Лейферкус, Владимир Чернов, Елена Прокина, Валерий Алексеев, Алексей Стеблянко, Лариса Шевченко... "Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще еще сильнее", - заметил как-то Ларошфуко. "Я вот здесь мучаюсь с вами, а мог бы давно уже спокойно себе работать в каком-нибудь западном оркестре", - заявил однажды Гергиев оркестру. "Что же вам мешает?" - последовала реплика из оркестра. Надо ли говорить, что чрезмерно "разговорчивый" оркестрант был вскорости уволен?
ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ#6
Разумеется, сравнивать Гергиева и Направника было бы также нелепо, как и проводить параллели между, скажем, Борисом Ельциным и Петром Первым. Каждое время приносит своих героев: кому-то суждено оставить свой след в истории на долгие годы - будь то Наполеон или Герострат; кого-то забывают назавтра.
...Бывает так, что некоторые события в жизни человека совпадают дивным и таинственным образом, - а может, сам человек добивается того, чтобы оказаться "на нужном месте в нужное время"... Так или иначе, но нынешнему главному дирижеру Кировского театра несомненно повезло: занятие им этого ответственного поста совпало с эпохой "нового мышления" и крушения железного занавеса; расцвет же его деятельности пришелся на тяжелое безвременье, когда культурные ценности, в стремлении валютного заработка, разбазариваются так же, как сырьевые запасы России или ее радиоактивные материалы. В ряду многочисленных чиновников-управленцев в области культуры нет ни одного авторитетного в мире искусства человека; считать же деньги умеют все...
...Бывает так, что некоторые события в жизни человека совпадают дивным и таинственным образом, - а может, сам человек добивается того, чтобы оказаться "на нужном месте в нужное время"... Так или иначе, но нынешнему главному дирижеру Кировского театра несомненно повезло: занятие им этого ответственного поста совпало с эпохой "нового мышления" и крушения железного занавеса; расцвет же его деятельности пришелся на тяжелое безвременье, когда культурные ценности, в стремлении валютного заработка, разбазариваются так же, как сырьевые запасы России или ее радиоактивные материалы. В ряду многочисленных чиновников-управленцев в области культуры нет ни одного авторитетного в мире искусства человека; считать же деньги умеют все...
"СТИФФЕЛИО": ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ...
1. НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ЗАБВЕНИЕ
Разобраться в оперных судьбах нелегко: и скандальные провалы на премьерах порой лишь служили залогом долгой и успешной жизни того или другого опуса - вспомним "Травиату" или "Кармен". С другой стороны, в творчестве такого признанного мастера оперного жанра, как Джузеппе Верди, казалось бы, "белых пятен" даже для рядового меломана уже просто не существует. Однако на вопрос: какая же из опер Верди находится в забвении совершенно несправедливо? - можно с уверенностью ответить: "Стиффелио". Ах, - воскликнет просвещенный любитель музыки, - просто опера мастеру не удалась (такое бывает), и семь лет спустя он собственноручно переработал ее в "Арольдо". Однако в запутанной и драматичной истории со "Стиффелио" все далеко не так просто.
Разобраться в оперных судьбах нелегко: и скандальные провалы на премьерах порой лишь служили залогом долгой и успешной жизни того или другого опуса - вспомним "Травиату" или "Кармен". С другой стороны, в творчестве такого признанного мастера оперного жанра, как Джузеппе Верди, казалось бы, "белых пятен" даже для рядового меломана уже просто не существует. Однако на вопрос: какая же из опер Верди находится в забвении совершенно несправедливо? - можно с уверенностью ответить: "Стиффелио". Ах, - воскликнет просвещенный любитель музыки, - просто опера мастеру не удалась (такое бывает), и семь лет спустя он собственноручно переработал ее в "Арольдо". Однако в запутанной и драматичной истории со "Стиффелио" все далеко не так просто.
"СТИФФЕЛИО": ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ...#2
2. Возрождение.
Если уж "Стиффелио" действительно столь хорош по сравнению с "Арольдо", то соответствующий вопрос возникает сам собой: почему же театры давным-давно не вернулись к оригинальной версии оперы? Прежде всего потому, что сам Верди, определенно решившись переделать свой опус в "Арольдо", по своему обыкновению, вставил страницы с переработанной музыкой в оригинальную рукопись, выкинув или разорвав в клочья все то, что счел к тому моменту уже ненужным. Существовавшие издания музыки "Стиффелио" не были полными, включая в себя, в основном, отдельные арии и реже - ансамбли. Войны и нередкие в прошлом пожары в оперных театрах заставляли предположить, что оригинальный нотный текст оперы утерян навсегда.
Однако в конце 60-х годов нынешнего века в библиотеке Неаполитанской консерватории были обнаружены две рукописные копии партитуры: одна - "Стиффелио" и другая - "Гульельмо Веллингроде". Изобиловавшие ошибками, неточностями и несуразными моментами - по всей видимости, благодаря "радению" неизвестных переписчиков - они, тем не менее, уже давали возможность некоего цельного представления.
Если уж "Стиффелио" действительно столь хорош по сравнению с "Арольдо", то соответствующий вопрос возникает сам собой: почему же театры давным-давно не вернулись к оригинальной версии оперы? Прежде всего потому, что сам Верди, определенно решившись переделать свой опус в "Арольдо", по своему обыкновению, вставил страницы с переработанной музыкой в оригинальную рукопись, выкинув или разорвав в клочья все то, что счел к тому моменту уже ненужным. Существовавшие издания музыки "Стиффелио" не были полными, включая в себя, в основном, отдельные арии и реже - ансамбли. Войны и нередкие в прошлом пожары в оперных театрах заставляли предположить, что оригинальный нотный текст оперы утерян навсегда.
Однако в конце 60-х годов нынешнего века в библиотеке Неаполитанской консерватории были обнаружены две рукописные копии партитуры: одна - "Стиффелио" и другая - "Гульельмо Веллингроде". Изобиловавшие ошибками, неточностями и несуразными моментами - по всей видимости, благодаря "радению" неизвестных переписчиков - они, тем не менее, уже давали возможность некоего цельного представления.
О ПОЛЬЗЕ ВОСПИТАНИЯ - 2
Из цикла "Тусклые беседы" (Ювенильная тетрадь)
Наше рыночное книгопечатание время от времени угощает нас неожиданными улыбками. О чём я говорю?.. Одну минутку терпения.
В лавине так называемой коммерческой книгопродукции подчас можно встретить престранные диковинки. Вот, такова, например, свежая книга профессора Арк. Новского "Новое воспитание в свете точных наук". Я сейчас не стану говорить о книге в целом. Она слишком свежа и слишком нова для желтоватой газетной страницы. Но и вовсе замолчать о ней, простите, не смогу. В одной из глав этой книги мы находим слишком важные для нас выводы, специально посвящённые музыкальному воспитанию.
Наше рыночное книгопечатание время от времени угощает нас неожиданными улыбками. О чём я говорю?.. Одну минутку терпения.
В лавине так называемой коммерческой книгопродукции подчас можно встретить престранные диковинки. Вот, такова, например, свежая книга профессора Арк. Новского "Новое воспитание в свете точных наук". Я сейчас не стану говорить о книге в целом. Она слишком свежа и слишком нова для желтоватой газетной страницы. Но и вовсе замолчать о ней, простите, не смогу. В одной из глав этой книги мы находим слишком важные для нас выводы, специально посвящённые музыкальному воспитанию.
МОЖНО ЛИ МОЛЧАТЬ
Из цикла "Тусклые беседы" (Ювенильная тетрадь)
На первый взгляд вроде бы сразу же напрашивается самый что ни на есть самоочевидный ответ, что-мол: НЕТ, конечно, нельзя. Однако давайте не будем так сильно торопиться с ответом и сначала прочитаем по порядку всю эту более чем сомнительную статью.
В конце прошлой недели печально известный журнал "Отеческие записки" имел неосторожность опубликовать жирный и грязный пасквиль в мой адрес. Причём автор этого пасквиля по старой доброй традиции даже не нашёл в себе смелости обнаружить свою персону и поэтому подписался весьма невнятными инициалами П.Р., которые к тому же не соответствуют действительности! Что ж, господа, совсем неплохо для молодого начинающего пасквилянта!
На первый взгляд вроде бы сразу же напрашивается самый что ни на есть самоочевидный ответ, что-мол: НЕТ, конечно, нельзя. Однако давайте не будем так сильно торопиться с ответом и сначала прочитаем по порядку всю эту более чем сомнительную статью.
В конце прошлой недели печально известный журнал "Отеческие записки" имел неосторожность опубликовать жирный и грязный пасквиль в мой адрес. Причём автор этого пасквиля по старой доброй традиции даже не нашёл в себе смелости обнаружить свою персону и поэтому подписался весьма невнятными инициалами П.Р., которые к тому же не соответствуют действительности! Что ж, господа, совсем неплохо для молодого начинающего пасквилянта!
