ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

ПРИЗРАКЪ ОПЕРЫ#3

Большее время года Kirov-opera проводит за пределами России; и прежнему возмущению петербургских любителей оперы при упоминании об этом уже давно пришло равнодушие. Не так давно я встретил на улице весьма пожилую даму, с которой мне частенько приходилось раньше и делиться впечатлениями, и спорить в антракте... Мы разговорились, и она обмолвилась, что "вот уже сто лет" не была в Мариинке. Рассмеявшись на мой неизбежный вопрос, она сказала: "Дорого и скучно, мой друг. Дорого и скучно"...

...Как-то я беседовал с Валерием Гергиевым в дни торжеств "года Моцарта", и спросил его: почему бы в столь знаменательный юбилей уж если не оперу Моцарта поставить, то хотя бы гала-концет в честь великого австрийца не устроить? - "У нас нет соответствующей традиции, и никто из солистов не сможет спеть Моцарта должным образом!" - заявил мне тогда маэстро. Впрочем, изменил свое мнение насчет Моцарта дирижер довольно скоро: богатый меценат и более чем посредственный дирижер Юстус Франц не поскупился в деньгах, пригласив оперную труппу вместе с Гергиевым на Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль - за что и получил счастливую возможность обратить сцену Императорского театра в свой учебный класс. О прошедших здесь под управлением Юстуса Франца "Волшебной флейте" и "Свадьбе Фигаро" оркестранты вспоминают с завидным единодушием: "никогда еще мы так не смеялись"... А безвестный голландский дирижер Джулиан Рейнольдс (вяло продирижировавший в Петербурге двумя-тремя спектаклями до того, как окончательно "похоронить" себя для нашей публики одним из "Дон Карлосов"), рекламирует себя за границей, как... "главного приглашенного дирижера of the Kirov-opera". Подобное предоставление дирижерского подиума на коммерческой основе наносит непоправимый вред культуре и авторитету Мариинки на родине. И пускай сейчас руководство театра демонстративно отворачивается от "своей" публики - рано или поздно труппа вновь ощутит потребность в поддержке дома, ибо ни одна западная компания не будет содержать чужой театр двенадцать месяцев в году.

Валерий Гергиев стал главным дирижером Кировской оперы в 1988 году. Сам он воспринял это назначение как далеко не самый лучший вариант творческой биографии. "Одно время я с вожделением поглядывал на подиум филармонического оркестра", - рассказывал Гергиев автору этих строк. И сетовал в интервью газете "Смена", данном вскоре прихода к власти в театре: "При том количестве приглашений на выступления с лучшими советскими и зарубежными оркестрами, которые я получаю в последнее время, моя творческая жизнь должна состоять из руководства отдельными спектаклями в театре и гастрольными поездками в качестве симфониста-дирижера". Однако подиум филармонического оркестра оказался достаточно прочно занят более старшим коллегой, а в работе с престижным музыкальным коллективом в России уже возникала настоятельная потребность: не может же молодой талант быть совершенно не признанным на родине.

Скрипач Виктор Вальтер, бывший на протяжении 24-х лет концертмейстером в оркестре Направника, оставил свои воспоминаня о дирижере: "...Я отнюдь не хочу сказать, что Направник всегда бывает прав в своих мнениях и поступках: он тоже человек и может ошибаться, но всегда главный мотив его мнений и поведения - это идеальное служение искусству... Даже среди самых ярых противников Направника в артистической среде не найдется ни одного, кто решился бы сказать, что маэстро при оценке какой-либо оперы или при исполнении ее под его управлением руководился бы другим каким-либо мотивом, кроме идеального, то есть мотива бескорыстного и самоотверженного служения искусству. Вот именно преобладание идеального мотива в поведении Направника создало тот непререкаемый авторитет, авторитет моральной, а не физической власти, который подчиняет ему всех артистов, даже наиболее необузданных. Я думаю, что наилучше проиллюстрирую свою мысль, если скажу, что с Направником не имел столкновений даже Ф.И.Шаляпин".

Публикация: 4-01-1995
Просмотров: 2234
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.