Анна Моффо
Не стало певицы, которая была щедро одарена от природы и красотой, и голосом
Сопрано Анна Моффо - Вэйн, Пенсильвания, 27 июня 1932 года - Нью-Йорк, 10 марта 2006 года.
Анну Моффо Всевышний одарил необычайно щедро - и не только ясным, звонким голосом, но и блестящим умом (качество, не так часто свойственное вокалистам). Родившаяся в небольшом городке Вэйн в штате Пенсильвания, она получила полную стипендию для образования в филадельфийском институте Кёртиса, где училась под руководством мадам Грегори - сестры знаменитой певицы Дусолины Джанини.
По окончании института Анна Моффо выиграла специальную награду - Fulbright scholarship - которая позволила ей продолжить обучение в Италии.
Сопрано Анна Моффо - Вэйн, Пенсильвания, 27 июня 1932 года - Нью-Йорк, 10 марта 2006 года.
Анну Моффо Всевышний одарил необычайно щедро - и не только ясным, звонким голосом, но и блестящим умом (качество, не так часто свойственное вокалистам). Родившаяся в небольшом городке Вэйн в штате Пенсильвания, она получила полную стипендию для образования в филадельфийском институте Кёртиса, где училась под руководством мадам Грегори - сестры знаменитой певицы Дусолины Джанини.
По окончании института Анна Моффо выиграла специальную награду - Fulbright scholarship - которая позволила ей продолжить обучение в Италии.
Аристократ русской оперы
Народный артист СССР Юрий Антонович МАЗУРОК родился в 1931 году. С 1963 года работал солистом Большого театра. Был Лауреатом международных вокальных конкурсов имени Дж. Энеску (Бухарест, 1961 год) и Международном конкурсе вокалистов в Монреале (1967).
В знак уважения к памяти великого (без преувеличения!) певца, мы перепечатываем замечательную статью Михаила Жирмунского - редкую не только для "НГ", но и для всей российской прессы вообще. Она была опубликована в 2001 году, к юбилею выдающегося певца...
ВЫДАЮЩИЙСЯ певец начинается с выхода на сцену - поступь и поза Юрия Мазурока неповторимы. В них точно отмерено величие и достоинство. Та же мера дана Мазуроку в пении. Краски и драматические акценты он кладет поверх идеальной вокальной линии и ясно произнесенного слова. Потому Мазурок узнаваем во всем. Узнаваем его уникальный прозрачной окраски лирический баритон, благодаря поразительному дыханию справляющийся с плотной фактурой драматических партий. Узнаваема "литературность" его вокала - кажется, что текст столь же выпукло подается в его пении, как и мелодический рисунок. Когда слышишь, как его голос спокойно долетает в любую точку зала Большого театра, как понятно каждое слово, невольно начинаешь уважать отношение певца к своему слушателю.
В знак уважения к памяти великого (без преувеличения!) певца, мы перепечатываем замечательную статью Михаила Жирмунского - редкую не только для "НГ", но и для всей российской прессы вообще. Она была опубликована в 2001 году, к юбилею выдающегося певца...
ВЫДАЮЩИЙСЯ певец начинается с выхода на сцену - поступь и поза Юрия Мазурока неповторимы. В них точно отмерено величие и достоинство. Та же мера дана Мазуроку в пении. Краски и драматические акценты он кладет поверх идеальной вокальной линии и ясно произнесенного слова. Потому Мазурок узнаваем во всем. Узнаваем его уникальный прозрачной окраски лирический баритон, благодаря поразительному дыханию справляющийся с плотной фактурой драматических партий. Узнаваема "литературность" его вокала - кажется, что текст столь же выпукло подается в его пении, как и мелодический рисунок. Когда слышишь, как его голос спокойно долетает в любую точку зала Большого театра, как понятно каждое слово, невольно начинаешь уважать отношение певца к своему слушателю.
Оперный репертуар Энрико Карузо
Указаны даты первого выступления Энрико Карузо в данной партии; спетые им мировые премьеры опер выделены жирным шрифтом.
Опера, композитор | роль | город | театр | дата |
---|---|---|---|---|
Друг Франческо, Морелли | Франческо | Неаполь | Nuovo | 15 марта 1895 |
Фауст, Гуно | Фауст | Казерта | Cimarosa | 28 марта 1895 |
Сельская честь, Масканьи | Туридду | Казерта | Cimarosa | 23 апреля 1895 |
Лучано Паваротти
не стало великого певца ХХ века
Личность такого масштаба, как Лучано Паваротти, вообще в некрологах не нуждается. Оперная звезда, впервые в современной истории обретшая статус поп-звезды. Человек, так и не освоивший нотную грамоту - и ставший желанным гостем самых прославленных оперных театров. Тучный, любивший поесть и мало заботившийся о своём гардеробе - именно он стал пионером "оперного гламура". Очень любивший петь сам (и не любивший слушать партнёров), Паваротти стал основоположником жанра оперных концертов на стадионах, аренах и площадях. Не ахти какой искушённый артист, он привёл в оперу огромное количество народу. Человек, породнивший оперу с попсой, остался непревзойдённым на оперном олимпе, ибо первых и крупнейших успехов он достиг именно на оперной сцене.
Личность такого масштаба, как Лучано Паваротти, вообще в некрологах не нуждается. Оперная звезда, впервые в современной истории обретшая статус поп-звезды. Человек, так и не освоивший нотную грамоту - и ставший желанным гостем самых прославленных оперных театров. Тучный, любивший поесть и мало заботившийся о своём гардеробе - именно он стал пионером "оперного гламура". Очень любивший петь сам (и не любивший слушать партнёров), Паваротти стал основоположником жанра оперных концертов на стадионах, аренах и площадях. Не ахти какой искушённый артист, он привёл в оперу огромное количество народу. Человек, породнивший оперу с попсой, остался непревзойдённым на оперном олимпе, ибо первых и крупнейших успехов он достиг именно на оперной сцене.
Роберто Аланья в Петербурге
1 ноября знаменитый тенор Роберто Аланья выступил в Михайловском театре с единственным концертом.
Певец находится в великолепной вокальной и технической форме; он строен, подтянут и переполнен энергией. Его настоящий спинтовый тенор, звонкий наверху и достаточно плотный в нижней части регистра, хорошо наполняет театр. Аланья исполнял традиционный для него репертуар: арии Верди "среднего веса", Гуно, Доницетти, Пуччини.
Однако порадовала и нетривиальность концертной программы: в знак уважения и симпатии к русской публике он спел Строфы Нерона из оперы Антона Рубинштейна "Нерон". Забавно, но тем самым Аланья как бы "утёр нос" всем русским певцам и руководителям от музыки: эта опера ставилась в России только в XIX веке, и с тех пор у нас только баритоны иногда пели знаменитую "Эпиталаму" ("Пою тебе, бог Гименей!") - а между тем, теноровые Строфы Нерона записаны даже великим Карузо; в исполнении же русских теноров существует только одна запись: солист Императорских театров Лев Клементьев записал их в 1903 и 1909 годах. Кроме этого, Аланья спел развёрнутый и экспрессивный монолог из оперы своего брата Давида "Последний день приговоренного к смерти" - интересный опыт, если можно так сказать, нео-веризма.
Как и водится в концертах подобного рода, была привезена вполне безвестного уровня певица - сопрано из Ирландии Селин Бёрн, показавшая в нескольких ариях и дуэтах ужасное владение иностранными языками и весьма посредственные вокальные данные.
Певец находится в великолепной вокальной и технической форме; он строен, подтянут и переполнен энергией. Его настоящий спинтовый тенор, звонкий наверху и достаточно плотный в нижней части регистра, хорошо наполняет театр. Аланья исполнял традиционный для него репертуар: арии Верди "среднего веса", Гуно, Доницетти, Пуччини.
Однако порадовала и нетривиальность концертной программы: в знак уважения и симпатии к русской публике он спел Строфы Нерона из оперы Антона Рубинштейна "Нерон". Забавно, но тем самым Аланья как бы "утёр нос" всем русским певцам и руководителям от музыки: эта опера ставилась в России только в XIX веке, и с тех пор у нас только баритоны иногда пели знаменитую "Эпиталаму" ("Пою тебе, бог Гименей!") - а между тем, теноровые Строфы Нерона записаны даже великим Карузо; в исполнении же русских теноров существует только одна запись: солист Императорских театров Лев Клементьев записал их в 1903 и 1909 годах. Кроме этого, Аланья спел развёрнутый и экспрессивный монолог из оперы своего брата Давида "Последний день приговоренного к смерти" - интересный опыт, если можно так сказать, нео-веризма.
Как и водится в концертах подобного рода, была привезена вполне безвестного уровня певица - сопрано из Ирландии Селин Бёрн, показавшая в нескольких ариях и дуэтах ужасное владение иностранными языками и весьма посредственные вокальные данные.
Агния Лазовская
Блестящее сопрано медсестры
"Вас ведь предупреждали, что без высшего музыкального образования в театр не возьмут?" - повторил директор театра оперы и балета им. С. М. Кирова. И Агнии вдруг показалось, что эти слова будут преследовать её всю жизнь. "Да не могу я взять вас в театр, не имею права!" - будто бы самого себя убеждал Асланов, а на столе лежал вердикт комиссии: "Блестящее лирико-колоратурное сопрано… имеет право работать в театре", подписанный выдающимися музыкантами - Преображенской, Пазовским, Андреевым, Нэлеппом. Позже она узнала, что именно Павел Захарович Андреев сумел-таки настоять на ее приеме в театр…
Агния Каракосова родилась в Петербурге 12 декабря 1907 года. В доме словно колокольчики развесили - с утра до вечера звенел легкий голосок. Но родители, придерживающиеся консервативных взглядов, не могли и представить, чтобы младшая дочь стала артисткой. А она, дожидаясь занятий в школьном хоре, по слуху пела понравившиеся оперные арии, и на церковных службах - семья жила около церкви Михаила Архангела - с замирающим сердцем наблюдала, как красиво дирижировал хором прославленный баритон академической оперы Николай Куклин. Скоро под церковными сводами зазвучит и её голос…
Повзрослев, Агния закончила медтехникум, вышла замуж за врача Лазовского, устроилась медсестрой на фабрику им. Самойловой. "Ваш голос поставлен от природы!" - сказал ей руководитель фабричной самодеятельности, известный в прошлом солист Мариинского театра Александр Смирнов. И начал разучивать с Агнией дуэты из опер Верди и Доницетти. В жизни наступали кардинальные изменения. В 1938 году обладательницу первой премии городской олимпиады художественной самодеятельности направляют в Москву на конкурс "Лучшая самодеятельность СССР" - и вновь победа.
"Вас ведь предупреждали, что без высшего музыкального образования в театр не возьмут?" - повторил директор театра оперы и балета им. С. М. Кирова. И Агнии вдруг показалось, что эти слова будут преследовать её всю жизнь. "Да не могу я взять вас в театр, не имею права!" - будто бы самого себя убеждал Асланов, а на столе лежал вердикт комиссии: "Блестящее лирико-колоратурное сопрано… имеет право работать в театре", подписанный выдающимися музыкантами - Преображенской, Пазовским, Андреевым, Нэлеппом. Позже она узнала, что именно Павел Захарович Андреев сумел-таки настоять на ее приеме в театр…
Агния Каракосова родилась в Петербурге 12 декабря 1907 года. В доме словно колокольчики развесили - с утра до вечера звенел легкий голосок. Но родители, придерживающиеся консервативных взглядов, не могли и представить, чтобы младшая дочь стала артисткой. А она, дожидаясь занятий в школьном хоре, по слуху пела понравившиеся оперные арии, и на церковных службах - семья жила около церкви Михаила Архангела - с замирающим сердцем наблюдала, как красиво дирижировал хором прославленный баритон академической оперы Николай Куклин. Скоро под церковными сводами зазвучит и её голос…
Повзрослев, Агния закончила медтехникум, вышла замуж за врача Лазовского, устроилась медсестрой на фабрику им. Самойловой. "Ваш голос поставлен от природы!" - сказал ей руководитель фабричной самодеятельности, известный в прошлом солист Мариинского театра Александр Смирнов. И начал разучивать с Агнией дуэты из опер Верди и Доницетти. В жизни наступали кардинальные изменения. В 1938 году обладательницу первой премии городской олимпиады художественной самодеятельности направляют в Москву на конкурс "Лучшая самодеятельность СССР" - и вновь победа.
Самоварный блеск "золотого" сопрано
В минувшее воскресенье ежегодный фестиваль «Дворцы Петербурга» завершился эффектной кодой: концертом американской оперной дивы, сопрано Рене Флеминг. В США певица рекламируется довольно агрессивно, эксклюзивную приму звукозаписывающей компании «Decca» там часто именуют «золотым стандартом сопрано» и прочими броскими эпитетами. Теперь же питерские меломаны – точнее говоря, та их часть, что сумела купить или «достать» билеты в арендованный по такому случаю фестивалем Михайловский театр – смогли составить о певице собственное мнение.
Программу первого отделения (две арии Манон из оперы Пуччини «Манон Леско» и ещё две арии Манон, но уже из «Манон» Жюля Массне) можно было бы назвать изящной, если бы не увертюра к оперетте Оффенбаха «Орфей в аду», непонятно с какого перепугу вклинившаяся в оперную программу.
Нельзя не отметить и другое: подобные концерты уже давно стали «обязательными мероприятиями» для той части публики, которую мы привычно зовём «новыми русскими».
Программу первого отделения (две арии Манон из оперы Пуччини «Манон Леско» и ещё две арии Манон, но уже из «Манон» Жюля Массне) можно было бы назвать изящной, если бы не увертюра к оперетте Оффенбаха «Орфей в аду», непонятно с какого перепугу вклинившаяся в оперную программу.
Нельзя не отметить и другое: подобные концерты уже давно стали «обязательными мероприятиями» для той части публики, которую мы привычно зовём «новыми русскими».
ВСПОМИНАЯ ЛЮБУ ВЕЛИЧ
"Я не немецкая пейзанка, а сексуальная болгарка", - как-то игриво сказала сопрано Люба Велич, отвечая на вопрос, почему она никогда не пела Вагнера. Этот ответ - не самолюбование знаменитой певицы. Он точно отражает не только ее самоощущение, но и восприятие её публикой в Европе и Америке: как единственную в своем роде богиню чувственности на оперном олимпе. Ее темперамент, ее открытая экспрессия, сумасшедшая энергетика, своего рода квинтэссенция музыкально-драматического эротизма, которой она одаривала зрителя-слушателя сполна, оставили о ней память, как об уникальном явлении в мире оперы.
Люба Величкова родилась 10 июля 1913 г. в болгарской провинции, в небольшом селении Славяново, что неподалеку от крупнейшего порта страны Варны - после первой мировой войны городок был переименован в Борисово в честь тогдашнего болгарского царя Бориса III, поэтому в большинстве справочников указано именно это название в качестве родины певицы. Родители Любы - Ангел и Рада - происходили из Пиринского края (юго-запад страны), имели македонские корни.
Музыкальное образование будущая певица начала еще в детстве, обучаясь игре на скрипке. По настоянию родителей, желавших дать дочери "серьезную" специальность, изучала философию в Софийском университете, параллельно пела в хоре столичного кафедрального собора Александра Невского. Однако тяга к музыке и артистические способности все-таки привели будущую певицу в Софийскую консерваторию, где она училась в классе профессора Георгия Златева. Учась в консерватории, Величкова пела в хоре Софийской оперы, здесь же состоялся ее дебют: в 1934 г. она спела маленькую партию продавщицы птиц в "Луизе" Г. Шарпантье; второй ролью стал царевич Федор в "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского, причем в титульной роли в тот вечер выступал знаменитый гастролер - великий Шаляпин.
Люба Величкова родилась 10 июля 1913 г. в болгарской провинции, в небольшом селении Славяново, что неподалеку от крупнейшего порта страны Варны - после первой мировой войны городок был переименован в Борисово в честь тогдашнего болгарского царя Бориса III, поэтому в большинстве справочников указано именно это название в качестве родины певицы. Родители Любы - Ангел и Рада - происходили из Пиринского края (юго-запад страны), имели македонские корни.
Музыкальное образование будущая певица начала еще в детстве, обучаясь игре на скрипке. По настоянию родителей, желавших дать дочери "серьезную" специальность, изучала философию в Софийском университете, параллельно пела в хоре столичного кафедрального собора Александра Невского. Однако тяга к музыке и артистические способности все-таки привели будущую певицу в Софийскую консерваторию, где она училась в классе профессора Георгия Златева. Учась в консерватории, Величкова пела в хоре Софийской оперы, здесь же состоялся ее дебют: в 1934 г. она спела маленькую партию продавщицы птиц в "Луизе" Г. Шарпантье; второй ролью стал царевич Федор в "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского, причем в титульной роли в тот вечер выступал знаменитый гастролер - великий Шаляпин.
Аргентинский "священник" причастил петербуржцев
В Петербурге состоялся первый концерт звезды мировой оперы, аргентинского тенора Хосе Куры. Почему же поклонники оперы после концерта вспоминали бочку мёда с ложкой дёгтя?
Первое, о чём говорили все меломаны, которым посчастливилось попасть на концерт знаменитого аргентинца - это обман. "На афишах было написано "Гала-концерт Хосе Куры" - а вместо этого нам подсунули концерт солистов Михайловского при участии знаменитого тенора!" - примерно так можно выразить суть всех претензий. Безосновательными их не назовёшь: за весь концерт Кура спел четыре сольных фрагмента и один дуэт. Зато солисты, хор и оркестр Михайловского были представлены в изобилии почти чрезмерном. Практически весь первый акт как будто бы шла репетиция грядущей постановки "Паяцев": на сцене без декораций пребывал хор без костюмов, одетый пёстро и буднично, "по гражданке". Повседневная одежда как будто иллюстрировала "рабочее" состояние этой партитуры: оркестр играл "не вместе" и грязно, хор пел вразброд и нестройно.
В начале первого отделения Хосе Кура спел баритоновый "Пролог" из "Паяцев", сразу показав публике, что и на середине, и в нижнем регистре его голос звучит вполне богато и очень наполненно. Затем довольно долго демонстрировал своё неблагополучие хор, после чего арию Недды спела Светлана Мончак - обладательница очень хорошего лёгкого сопрано.
Первое, о чём говорили все меломаны, которым посчастливилось попасть на концерт знаменитого аргентинца - это обман. "На афишах было написано "Гала-концерт Хосе Куры" - а вместо этого нам подсунули концерт солистов Михайловского при участии знаменитого тенора!" - примерно так можно выразить суть всех претензий. Безосновательными их не назовёшь: за весь концерт Кура спел четыре сольных фрагмента и один дуэт. Зато солисты, хор и оркестр Михайловского были представлены в изобилии почти чрезмерном. Практически весь первый акт как будто бы шла репетиция грядущей постановки "Паяцев": на сцене без декораций пребывал хор без костюмов, одетый пёстро и буднично, "по гражданке". Повседневная одежда как будто иллюстрировала "рабочее" состояние этой партитуры: оркестр играл "не вместе" и грязно, хор пел вразброд и нестройно.
В начале первого отделения Хосе Кура спел баритоновый "Пролог" из "Паяцев", сразу показав публике, что и на середине, и в нижнем регистре его голос звучит вполне богато и очень наполненно. Затем довольно долго демонстрировал своё неблагополучие хор, после чего арию Недды спела Светлана Мончак - обладательница очень хорошего лёгкого сопрано.
«Манон Леско» - "опера страсти и отчаяния"
Беседа с певцом Владимиром Галузиным
После тридцатилетнего (!) перерыва на сцене чикагской Лирик-оперы поставлена одна из лучших опер Джакомо Пуччини - "Манон Леско". Режиссер спектакля - Оливье Тамбози, в главных партиях - Карита Маттилла (Манон) и знаменитый российский тенор Владимир Галузин (кавалер Де Грие), обладающий уникальным по тембру и энергетике бархатным голосом.
Галузин словно создан для театра. Он относится к тем немногим "синтетическим" певцам сегодняшней сцены, которые обладают великолепным сочетанием прекрасных вокальных данных и проникновенной актерской игры. Сегодня Владимир Галузин - один из самых востребованных теноров современности. Его контракты расписаны на пять лет вперед, его имя украшает афиши лучших оперных театров мира.
Мне посчастливилось познакомиться с тенором после одного из премьерных спектаклей, и он любезно согласился ответить на мои вопросы. Наш разговор начался, конечно, с оперы "Манон Леско".
После тридцатилетнего (!) перерыва на сцене чикагской Лирик-оперы поставлена одна из лучших опер Джакомо Пуччини - "Манон Леско". Режиссер спектакля - Оливье Тамбози, в главных партиях - Карита Маттилла (Манон) и знаменитый российский тенор Владимир Галузин (кавалер Де Грие), обладающий уникальным по тембру и энергетике бархатным голосом.
Галузин словно создан для театра. Он относится к тем немногим "синтетическим" певцам сегодняшней сцены, которые обладают великолепным сочетанием прекрасных вокальных данных и проникновенной актерской игры. Сегодня Владимир Галузин - один из самых востребованных теноров современности. Его контракты расписаны на пять лет вперед, его имя украшает афиши лучших оперных театров мира.
Мне посчастливилось познакомиться с тенором после одного из премьерных спектаклей, и он любезно согласился ответить на мои вопросы. Наш разговор начался, конечно, с оперы "Манон Леско".