Лучано Паваротти
не стало великого певца ХХ века
Личность такого масштаба, как Лучано Паваротти, вообще в некрологах не нуждается. Оперная звезда, впервые в современной истории обретшая статус поп-звезды. Человек, так и не освоивший нотную грамоту - и ставший желанным гостем самых прославленных оперных театров. Тучный, любивший поесть и мало заботившийся о своём гардеробе - именно он стал пионером "оперного гламура". Очень любивший петь сам (и не любивший слушать партнёров), Паваротти стал основоположником жанра оперных концертов на стадионах, аренах и площадях. Не ахти какой искушённый артист, он привёл в оперу огромное количество народу. Человек, породнивший оперу с попсой, остался непревзойдённым на оперном олимпе, ибо первых и крупнейших успехов он достиг именно на оперной сцене.
Паваротти - тогда ещё без бороды и худенький - дебютировал в "Богеме" Пуччини в партии Рудольфа 29 апреля 1961 года в Реджо Эмилия. Немедленный успех привёл к ангажементам в Италии, Амстердаме, Вене, Цюрихе - и далее везде. Его американский дебют состоялся в феврале 1965 года в Майами в дуэте с Джоан Сазерленд - партнёрство, ставшее впоследствии легендарным.
А "феномен Паваротти" начался 17 февраля 1972 года в нью-йоркской Метрополитен Опера: после исполнения тенором арии Тонио в "Дочери полка" Доницетти с девятью блистательными верхними "до" публика сошла с ума: овации длились бесконечно, а слава Паваротти шагнула за пределы оперных театров и мира классики. Его записи становились бестселлерами сразу после выхода, будь то концерты, сборники арий или итальянские песни.
Паваротти часто появлялся на ТВ в музыкальных передачах и ток-шоу; он собирал рекордные толпы на аренах и под открытым небом. Его концерт в лондонском Гайд-парке в присутствии Чарльза и Дианы, принца и принцессы Уэльских, стал первым в истории концертом, собравшим рекордное количество публики в 150 000 человек. В июне 1993 года Паваротти собрал более 500 000 поклонников на концерте в нью-йоркском Центральном парке - и одновременно миллионы людей смотрели этот концерт по ТВ. Проект "Три тенора" с Доминго и Каррерасом стал самым успешным и прибыльным проектом в шоу-бизнесе, побив все рекорды рок- и поп-проектов.
Пожалуй, Лучано Паваротти стал самым известным в мире оперным певцом за всю историю оперы. Люди, далёкие от мира оперы и классической музыки вообще, тем не менее прекрасно знают, кто такой Паваротти. Сын пекаря из провинциальной Модены стал иконой, которой могут позавидовать звёзды Голливуда и шоу-бизнеса.
Наверное, всё дело в том, что у этого человека был голос. Яркий, полётный, звонкий, легко узнаваемый и прекрасно ложившийся на запись. Голос, который почти никогда не подводил своего владельца. "Господь поцеловал меня в связки!" - сказал когда-то Лучано. Похоже, он был прав, и лучше не скажешь.
© Кирилл Веселаго
Личность такого масштаба, как Лучано Паваротти, вообще в некрологах не нуждается. Оперная звезда, впервые в современной истории обретшая статус поп-звезды. Человек, так и не освоивший нотную грамоту - и ставший желанным гостем самых прославленных оперных театров. Тучный, любивший поесть и мало заботившийся о своём гардеробе - именно он стал пионером "оперного гламура". Очень любивший петь сам (и не любивший слушать партнёров), Паваротти стал основоположником жанра оперных концертов на стадионах, аренах и площадях. Не ахти какой искушённый артист, он привёл в оперу огромное количество народу. Человек, породнивший оперу с попсой, остался непревзойдённым на оперном олимпе, ибо первых и крупнейших успехов он достиг именно на оперной сцене.
Паваротти - тогда ещё без бороды и худенький - дебютировал в "Богеме" Пуччини в партии Рудольфа 29 апреля 1961 года в Реджо Эмилия. Немедленный успех привёл к ангажементам в Италии, Амстердаме, Вене, Цюрихе - и далее везде. Его американский дебют состоялся в феврале 1965 года в Майами в дуэте с Джоан Сазерленд - партнёрство, ставшее впоследствии легендарным.
А "феномен Паваротти" начался 17 февраля 1972 года в нью-йоркской Метрополитен Опера: после исполнения тенором арии Тонио в "Дочери полка" Доницетти с девятью блистательными верхними "до" публика сошла с ума: овации длились бесконечно, а слава Паваротти шагнула за пределы оперных театров и мира классики. Его записи становились бестселлерами сразу после выхода, будь то концерты, сборники арий или итальянские песни.
Паваротти часто появлялся на ТВ в музыкальных передачах и ток-шоу; он собирал рекордные толпы на аренах и под открытым небом. Его концерт в лондонском Гайд-парке в присутствии Чарльза и Дианы, принца и принцессы Уэльских, стал первым в истории концертом, собравшим рекордное количество публики в 150 000 человек. В июне 1993 года Паваротти собрал более 500 000 поклонников на концерте в нью-йоркском Центральном парке - и одновременно миллионы людей смотрели этот концерт по ТВ. Проект "Три тенора" с Доминго и Каррерасом стал самым успешным и прибыльным проектом в шоу-бизнесе, побив все рекорды рок- и поп-проектов.
Пожалуй, Лучано Паваротти стал самым известным в мире оперным певцом за всю историю оперы. Люди, далёкие от мира оперы и классической музыки вообще, тем не менее прекрасно знают, кто такой Паваротти. Сын пекаря из провинциальной Модены стал иконой, которой могут позавидовать звёзды Голливуда и шоу-бизнеса.
Наверное, всё дело в том, что у этого человека был голос. Яркий, полётный, звонкий, легко узнаваемый и прекрасно ложившийся на запись. Голос, который почти никогда не подводил своего владельца. "Господь поцеловал меня в связки!" - сказал когда-то Лучано. Похоже, он был прав, и лучше не скажешь.
© Кирилл Веселаго
Публикация: 3-05-2009
Просмотров: 8939
Категория: Вокалисты
Комментарии: 0