ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

ВСПОМИНАЯ ЛЮБУ ВЕЛИЧ

ВСПОМИНАЯ ЛЮБУ ВЕЛИЧ"Я не немецкая пейзанка, а сексуальная болгарка", - как-то игриво сказала сопрано Люба Велич, отвечая на вопрос, почему она никогда не пела Вагнера. Этот ответ - не самолюбование знаменитой певицы. Он точно отражает не только ее самоощущение, но и восприятие её публикой в Европе и Америке: как единственную в своем роде богиню чувственности на оперном олимпе. Ее темперамент, ее открытая экспрессия, сумасшедшая энергетика, своего рода квинтэссенция музыкально-драматического эротизма, которой она одаривала зрителя-слушателя сполна, оставили о ней память, как об уникальном явлении в мире оперы. 

Люба Величкова родилась 10 июля 1913 г. в болгарской провинции, в небольшом селении Славяново, что неподалеку от крупнейшего порта страны Варны - после первой мировой войны городок был переименован в Борисово в честь тогдашнего болгарского царя Бориса III, поэтому в большинстве справочников указано именно это название в качестве родины певицы. Родители Любы - Ангел и Рада - происходили из Пиринского края (юго-запад страны), имели македонские корни.

Музыкальное образование будущая певица начала еще в детстве, обучаясь игре на скрипке. По настоянию родителей, желавших дать дочери "серьезную" специальность, изучала философию в Софийском университете, параллельно пела в хоре столичного кафедрального собора Александра Невского. Однако тяга к музыке и артистические способности все-таки привели будущую певицу в Софийскую консерваторию, где она училась в классе профессора Георгия Златева. Учась в консерватории, Величкова пела в хоре Софийской оперы, здесь же состоялся ее дебют: в 1934 г. она спела маленькую партию продавщицы птиц в "Луизе" Г. Шарпантье; второй ролью стал царевич Федор в "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского, причем в титульной роли в тот вечер выступал знаменитый гастролер - великий Шаляпин.

Позже Люба Величкова совершенствовала свое вокальное мастерство в Венской академии музыки. За время обучения в Вене произошло приобщение Величковой к австро-немецкой музыкальной культуре и дальнейшее ее становление как оперной артистки связано преимущественно с немецкими сценами. Тогда же она "укорачивает" свою славянскую фамилию, делая ее более привычной немецкому уху: так из Величковой появляется Велич - имя, впоследствии ставшее знаменитым по обе стороны Атлантики. В 1936 г. Люба Велич подписывает свой первый австрийский контракт и до 1940 г. поет в Граце преимущественно в итальянском репертуаре (среди ролей тех лет - Дездемона в опере Дж. Верди "Отелло", партии в операх Дж. Пуччини - Мими в "Богеме", Чио-Чио-сан в "Мадам Баттерфляй", Манон в "Манон Леско" и др.).

В период второй мировой войны Велич поет в Германии, став одной из самых знаменитых певиц третьего рейха: в 1940-1943 гг. она солистка старейшего оперного театра Германии в Гамбурге, в 1943-1945 гг. - солистка Баварской оперы в Мюнхене. Кроме того, часто выступает на других ведущих немецких сценах, среди которых прежде всего Саксонская "Земпер-опер" в Дрездене и Государственная опера в Берлине. Блистательная карьера в фашистской Германии позже никак не отразилась на международных успехах Велич: в отличие от многих немецких или европейских музыкантов, процветавших во времена Гитлера (например, Р. Штраус, Г. Караян, В. Фуртвенглер, К. Флагстад и др.), певица счастливо избежала денацификации.

В то же время она не порывает и с Веной, которая в результате аншлюса хотя и перестала быть столичным городом, но не утеряла своего значения в качестве мирового музыкального центра: в 1942 г. Люба впервые поет в венской Фольксопер партию Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, ставшую ее визитной карточкой. В этой же роли она дебютирует в 1944 г. Венской государственной опере на праздновании 80-летия Р. Штрауса, который был в восторге от ее интерпретации. С 1946 г. Люба Велич становится штатной солисткой Венской оперы, где она сделала головокружительную карьеру, итогом которой стало присвоение ей в 1962 г. почетного звания "Каммерзенгерин".

В 1947 г. с этим театром она впервые выступила на сцене лондонского "Ковент-Гарден" - опять же в своей коронной партии Саломеи. Успех был велик, и певица получает персональный контракт в старейшем английском театре, где постоянно поет до 1952 г. такие партии, как Донна Анна в "Дон Жуане" В. А. Моцарта, Мюзетта в "Богеме" Дж. Пуччини, Лиза в "Пиковой даме" П. И. Чайковского, Аида в "Аиде" Дж. Верди, Тоска в "Тоске" Дж. Пуччини и др. Специально в расчете на ее исполнение в сезоне 1949/50 гг. была поставлена "Саломея", соединившая талант певицы с гениальной режиссурой Питера Брука и экстравагантной сценографией Сальвадора Дали.

Вершиной карьеры Любы Велич стали три сезона в нью-йоркской "Метрополитен-опера", где она дебютировала в 1949 году - и вновь в партии Саломеи (этот спектакль под управлением дирижёра Фрица Райнера записан, и по сей день остается одной из лучших интерпретаций штраусовской оперы). На сцене нью-йоркского театра Велич пела свой основной репертуар: кроме Саломеи - это Аида, Тоска, Донна Анна, Мюзетта. Помимо Вены, Лондона и Нью-Йорка певица появлялась и на других мировых сценах, среди которых наиболее знаменательны Зальцбургский фестиваль, где в 1946 г. и 1950 г. она исполнила партию Донны Анны, а также Глайндборнский и Эдинбургский фестивали, на которых в 1949 г. по приглашению знаменитого импресарио Рудольфа Бинга она пела партию Амелии в "Бале-маскараде" Дж. Верди.

Блестящая карьера певицы была яркой, но недолгой, хотя официально завершилась лишь в 1981 г. В середине 1950-х гг. у нее начались проблемы с голосом, потребовавшие операцию на связках. Причина этого кроется, вероятно, в том, что певица в самом начале карьеры отказалась от чисто лирического амплуа, чему в большей степени соответствовала природа ее голоса, в пользу более драматических ролей. После 1955 г. она выступала редко (в Вене до 1964 г.), преимущественно в небольших партиях: ее последней большой ролью стала Ярославна в "Князе Игоре" А. П. Бородина. В 1972 г. состоялось возвращение Велич на сцену "Метрополитен-опера": вместе с Дж. Сазерленд и Л. Паваротти она выступила в опере Г. Доницетти "Дочь полка". И хотя ее роль (Герцогиня фон Кракенторп) была маленькой и разговорной, публика горячо приветствовала великую болгарку.

Голос Любы Велич был весьма неординарным явлением в истории вокала. Не обладая особой красотой и богатством тона, он в то же время имел качества, выделявшие певицу среди других примадонн. Для лирического сопрано Велич характерны безупречная чистота интонации, инструментальность звучания, свежий, "девический" тембр (делавший ее незаменимой в партиях юных героинь, таких как Саломея, Баттерфляй, Мюзетта и др.) и необыкновенная полетность, даже пронзительность звука, позволявшая певице без труда "прорезать" любой, самый мощный оркестр. Все эти качества, по мнению многих, делали Велич идеальной исполнительницей для вагнеровского репертуара - к которому певица, однако, на протяжении всей своей карьеры оставалась совершенно равнодушной, считая драматургию опер Вагнера неприемлемой и неинтересной для ее огненного темперамента.

В истории оперы Велич осталась прежде всего как блестящая исполнительница Саломеи, хотя несправедливо считать ее артисткой одной роли, поскольку значительного успеха она добилась и в ряде других партий (всего в репертуаре певицы их было около полусотни), успешно выступала и в оперетте (ее Розалинду в "Летучей мыши" И. Штрауса на сцене "Метрополитен" многие ценили не меньше, чем Саломею). Она обладала выдающимся талантом драматической актрисы, что в докалласовскую эпоху было не таким уж частым явлением на оперной сцене. В то же время темперамент подчас захлёстывал ее, приводя к курьезным, если не трагикомическим ситуациям на сцене. Так, в роли Тоски в спектакле "Метрополитен-опера" она буквально избила своего партнера, исполнявшего роль ее мучителя барона Скарпиа: такое решение образа встретило восторг публики, но после спектакля доставило немало хлопот дирекции театра.

Актерское мастерство позволило Любе Велич после ухода с большой сцены сделать вторую карьеру, снимаясь в кино и на телевидении. Среди работ в кино кинолента "Человек между…" (1953 г.), где певица играет роль оперной дивы опять же в "Саломее"; музыкальные фильмы "Голубка" (1959 г., с участием Луи Армстронга), "Заключительный аккорд" (1960 г., с участием Марио дель Монако) и другие. Всего фильмография Любы Велич включает 26 кинолент. Скончалась певица 2 сентября 1996 г. в Вене.

© Александр Матусевич

Публикация: 13-02-2009
Просмотров: 4071
Категория: Вокалисты
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.