ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#5

"Многие педагоги консерватории газет не читают, в политике не разбираются..."
Что такое формализм, или Как готовилось постановление 1948 года

Больше полувека прошло со времени опубликования Постановления ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели". 11 февраля 1948 года страна взяла в руки "Правду", где величайшим художникам ХХ столетия Д. Шостаковичу и С. Прокофьеву, а также ведущим отечественным композиторам А. Хачатуряну, В. Шебалину, Г. Попову, Н. Мясковскому были предъявлены обвинения в "формалистических извращениях, антидемократических тенденциях в музыке, чуждых советскому народу и его художественным вкусам".
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#6

Синим карандашом Сталина (видимо, так выражалось полное одобрение) подчеркнут весь текст, после которого следовала краткая резолюция: "за" - И. Сталин. Далее проголосовали "за" Н. Вознесенский, Л. Берия, Г. Маленков, К. Ворошилов, В. Молотов, А. Микоян, Л. Каганович.
Итак, приведенный документ является образцом бюрократического стиля сталинского времени: "освободить", "утвердить", "обязать", "назначить", "рассмотреть", "поручить", "образовать"... И нигде ни слова о чеченцах и ингушах, о недостатках музыки оперы. Более того, нет ни слова о самой опере В. Мурадели.

Спустя 13 дней, 6 февраля, А. Жданов пишет:
"Тов. Сталину.
Направляю Вам переработанный проект постановления ЦК ВКП(б) об опере Мурадели".
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#7

Готовил к сдаче дела и М. Храпченко. Уже 30 января, через шесть дней после обсуждения первого проекта постановления (Храпченко уложился в рекомендованный ему для сдачи дел семидневный срок!), состоялось рабочее совещание начальника Агитпропа М. Суслова, на которое М. Храпченко был приглашен уже в качестве бывшего председателя Комитета по делам искусств. А 3 февраля в секретариат Суслова поступил "Отчет т. Храпченко М. Б. о работе Комитета по делам искусств в связи с окончанием работы Комиссии по сдаче и приему дел Комитета по делам искусств и принятием постановления ЦК ВКП(б)". То есть события развивались в полном соответствии с предписанным 24 января планом.

Отчет Храпченко вызывает интерес прежде всего тем, что в нем были названы имена "композиторов-формалистов", впервые озвученные Ждановым в его выступлении на январском совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б).
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#8

Например, синий карандаш вписал в текст постановления сентенцию о западной культуре: "Эта музыка сильно отдает духом современной модернистической буржуазии - музыки Европы и Америки, отражающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик". Снят же был пункт фактически настоящего политического обвинения в том, "что имеется отрыв ряда деятелей советской музыки от жизни партии, Советского государства и советского народа".

10 февраля А. Кузнецов, в секретариате которого документ, видимо, обрел свой окончательный вид, пишет Жданову: "Возвращаю оригинал (черновой и чистовой) и 1 экземпляр копии, сделанной у нас. Нашлось несколько пропусков запятых. Я их исправил и для "Правды", и для "ТАССа". В копии помечены галочками".
В таком виде постановление 11 февраля и было опубликовано.
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#9

Артур ЛУРЬЕ
Почему они это сделали?


Публикуемая ниже статья появилась в газете "Новое русское слово" 14 марта 1948 года как своеобразный "отклик на отклики" - то есть, на выступления советских композиторов, последовавшие за печально известным "постановлением" об опере "Великая дружба".

Я много раз слышал этот вопрос и каждый раз видел искреннее удивление, как если бы существовала загадка, которую нужно непременно решить, чтобы понять, в чем дело: очень уж все это кажется глупо и бессмысленно.
Зачем понадобился скандал по такому, как будто незначительному поводу, как музыка, к тому же в такой сложной политической обстановке? Никто не допускает, что нападение на музыку произошло зря, думают, что для чего-то оно понадобилось, и что, вероятно, какая-то вина лежит и на композиторах. С другой стороны, шум, поднятый здесь вокруг этой истории, по существу ничего не объяснил, и никто не сумел в ней разобраться. Все свелось к фарсу, к очередной антисоветской демонстрации, и все смеются.
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#10

За искусством всегда и везде кто-то стоял. Всегда что-то требовалось от искусства и в официальном порядке; будь то государство, церковь или меценаты, но чем культурнее были требования, тем большая свобода предоставлялась творчеству. Теперь борьба между практическим приспособлением и живым искусством - везде очень напряженная. Теперь артисты, предоставленные самим себе, влачат трудное существование, и никогда, быть может, искусство не было в таком унижении, как в наши дни.

Голос живой совести, где он? Кто говорит об этом, не прикрашивая слова и называя вещи их именами? Глухое молчание создалось само собой, как бы по уговору. У одних оно от отвращения, презрения или усталости; у других - в силу личных причин, или же от оппортунизма. Советы отлично учитывают хаотическое состояние современной культуры и им пользуются.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕРИ. И. СОЛЛЕРТИНСКИЙ
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
1936


 Иван Иванович СОЛЛЕРТИНСКИЙ (1902-1944), российский музыковед, литературовед и театровед, был человеком с просто феноменальной памятью, знал двадцать языков, был необыкновенно эрудирован в истории литературы, философии, музыки и театра - и, помимо всего перечисленного, обладал необыкновенным остроумием. Исследователь и пропагандист отечественного и зарубежного театрального искусства, Соллертинский был лектором (с 1929 г.), а с 1940 года - художественным руководителем Ленинградской филармонии.
Профессор Ленинградской консерватории (с 1939 г.), он внес важный вклад в разработку проблем симфонической драматургии и оперного либретто.
Соллертинский окончил Институт истории искусств и романо-германское отделение ЛГУ (1924 г.), учился в аспирантуре. С начала 1920-х годов преподавал в Хореографическом училище, Театральном институте, Институте истории искусств (история музыкального театра), Педагогическом институте, в Консерватории.
Он входил в худсоветы музыкальных театров, влиял на выбор произведений для постановки.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#2

В одной из многочисленных бесед Гете с Эккерманом как-то зашла речь о музыке к "Фаусту". - Я все же не теряю надежды, сказал Эккерман, что к "Фаусту" будет написана подходящая музыка.
- Это совершенно невозможно, - ответил Гете. - То отталкивающее, отвратительное, страшное, что она местами должна в себе заключать, противоречит духу времени. Музыка должна бы быть здесь такого же характера, как в "Дон Жуане"; Моцарт мог бы написать музыку для "Фауста". Быть может, это удалось бы Мейерберу, но едва ли он будет иметь охоту взяться за что-либо подобное; он слишком тесно связал себя с итальянскими театрами.
(Эккерман. "Разговоры с Гете в последние годы его жизни", запись от 12 февраля 1829 г.)


Эта высокая и парадоксальная оценка Мейербера со стороны патриарха немецкой литературы, современника Бетховена и Шуберта (впрочем, так и не сумевшего постигнуть их творчество), в дальнейшем неоднократно вызывала недоумения у музыкантов XIX столетия.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#3

ПРЕЖДЕ всего - какой национальной культуре принадлежит Мейербер? Уже современники затруднялись ответить на этот вопрос. Мейербер - типичный европейский космополит, как в быту, так и в творчестве. "В его музыке мелодика итальянская, гармония - немецкая, а ритмика - французская", так исстари повелось аттестовать творческую продукцию Мейербера.
Жизненные условия крайне способствовали тому, чтобы композитор превратился в "гражданина Европы". История музыки знает много трагических биографий. Назовем Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Гуго Вольфа, Малера, Мусоргского, в известной мере - Вагнера. Среди этих имен Мейербер выступает баловнем судьбы, настоящим счастливцем.
Подробней

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР#4

МЕЙЕРБЕР не ошибся: именно Париж дал ему мировую известность. Подобно Гейне и Оффенбаху, в Париже Мейербер нашел вторую родину.

Париж этих лет представлял собой великолепное и увлекательное зрелище. Франция быстро оправлялась от поражений 1814-1815 гг. Подавленность, имевшая место в первые годы Реставрации, сменилась тайным и даже открытым брожением умов. Правда, еще царила "мировая скорбь", еще зачитывались байроновскими поэмами, еще бредили Чайльд-Гарольдом; но это была скорее литературная мода. Бурбоны доживали последние сроки: их непопулярность была ясна малым детям. Либеральная буржуазия воспряла духом.
Банкиры действовали вовсю, субсидируя подготовляющуюся ликвидацию монархии Карла X. Рождалась "Наполеоновская легенда", прославляющая героическое прошлое. Еще живы были ветераны Сен-Жан-д'Акры, Маренго и Аустерлица. Распространялись идеи утопического социализма. В литературе уже кипела "романтическая революция".
Подробней