ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

И. И. Соллертинский#6

Слишком примитивен, слишком обеднен показ больших положительных героев в наших операх о Разине, Пугачеве, Болотникове. Слишком много они резонерствуют, произносят отвлеченные, не согретые эмоциональным огнем монологи и тирады. Поэтому судьба таких героев в оперном преломлении не слишком волнует зрителей, и когда этих героев ведут на казнь, то зритель, не успевший или не сумевший полюбить схематический образ героя, испытывает, так сказать, теоретическое сострадание; жаль не человека, а “движущую силу исторического процесса”!

Из этого не следует, что нужно, изображая Чапаева или Котовского, наделять их маленькими человеческими недостатками. Нужно показать характер героя в движении, в росте, в действии, показать так, как показал Чапаева Фурманов, т. е. дать становление советского героя.
Подробней

СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ

СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ"редакционная" статья газеты "Правда" от 28 января 1936 года

Наверное, в практике наших публикаций в рубрике "перечитывая заново" эта статья наименее всего нуждается в комментариях. Дремучее невежество, заносчивая поучительность, граничащая с идиотизмом, смехотворная аргументация... - всё это ныне встречается только в Госдуме да на интернет-форумах "любителей пения", когда те или другие новые оперы обсуждают...
Это всё было бы смешно, но в то время статья не только на долгие годы определила путь развития (если это слово здесь подходит) советской музыки, но и "аукнулась" многим выдающимся художникам и композиторам таким "принятием мер", что... сами знаете.
Прекрасно зная цену своей "публицистике", авторы этого официального доноса свой пасквиль не подписали.
Убедившись, что полный текст этой статьи в Интернете не так-то легко найти (кроме упоминаний пресловутой публикации, да ссылок на неё - или использования этой, уже ставшей нарицательной, фразы - в Сети практически ничего нет), мы решили опубликовать её у себя на сайте.

Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории.
Подробней

Вступительная речь тов. А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б)

Вступительная речь тов. А. А. ЖдановаМы продолжаем публикацию исторических документов, связанных с травлей композиторов Сталиным, Ждановым и их приспешниками в тридцатые годы прошлого столетия. Сегодня вашему вниманию мы хотим предложить речь выдающегося меломана и знатока музыки в СССР, крупного специалиста в области композиции - некоего А. А. Жданова.
Стилистика его выступлений, манера высказывания и аргументация очень сильно напоминают нынешних депутатов Госдумы по поводу оперы "Дети Розенталя" - или оперы и Большого театра вообще.
С одной лишь разницей: не менее невежественные слова нынешних депутатов пока так и остаются пустозвонством и саморекламой, а вот "выступления" тов. Жданова имели куда более страшные последствия...

Товарищи, Центральный Комитет партии решил собрать совещание деятелей советской музыки по следующему поводу.
Подробней

Вступительная речь тов. А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б)#2

Вступительная речь тов. А. А. ЖдановаЕсли на сцене изображаются казаки, — а они играют большую роль в опере, — то их появление на сцене ни в музыке, ни в пении не отмечается ничем характерным для казаков, их песен и музыки. То же самое относится и к горским народам. Если по ходу действия исполняется лезгинка, то мелодия ее ничем не напоминает известные популярные мелодии лезгинки. В погоне за оригинальностью автор дал свою музыку лезгинки, маловразумительную, скучную, гораздо менее содержательную и красивую, чем обычная народная музыка лезгинки.

Претензия на оригинальность пронизывает всю партитуру оперы. Музыка действует на зрителя, я бы сказал, ошарашивающе. Отдельные строфы и сцены элегического или полумелодийного характера или претендующие на мелодичность внезапно прерываются шумом и криком в два форте, тогда музыка начинает напоминать шум на строительной площадке в момент, когда работают экскаваторы, камнедробилки и бетономешалки. Эти шумы, чуждые нормальному человеческому слуху, дезорганизуют слушателя.
Подробней

Вступительная речь тов. А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б)#3

Вступительная речь тов. А. А. ЖдановаКомитет по делам искусств, eго руководитель тов. Храпченко несет главную ответственность за это дело. Он всячески рекламировал оперу «Великая дружба». Мало того: не будучи еще просмотренной и одобренной общественностью, опера уже была пущена в ход в ряде городов — в Свердловске, Риге, Ленинграде. Только в московском Большом театре на ее постановку было затрачено, как утверждает Комитет, 600 тысяч рублей.

 Это означает, что Комитет по делам искусств, выдав плохую оперу за хорошую, не только оказался несостоятельным в деле руководства искусством, но и проявил безответственность, введя государство в большие неоправданные затраты средств.

Тот факт, что ЦК проводит второе совещание по опере Мурадели, показывает, какое значение придается этому вопросу. На первом совещании, где присутствовали в основном работники Большого театра, тов. Мурадели после критики объяснял свою неудачу также рядом общих причин.
Тов. Мурадели, очевидно, здесь сам выступит, но я бы хотел напомнить некоторые положения из его речи, поскольку они имеют прямое отношение к поставленному вопросу. Тов. Мурадели говорил, что он понимает требования, которые предъявляют партия и народ к советской опере.
Подробней

Вступительная речь тов. А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б)#4

Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы.

Автору «Леди Макбет Мценского уезда» пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям».

Еще несколько выдержек из статьи: «В то время как наша критика — в том числе и музыкальная — клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший натурализм... И все это грубо, примитивно, вульгарно...
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"

Признаться, мы в редколлегии всерьёз не очень-то и задумывались о публикации этого документа, откладывая эту перспективу "на потом".
Однако различные события - в частности, истерия в некоторых средствах массовой информации и большинства "народных" депутатов Госдумы, окружавшие премьеру оперы "Дети Розенталя" в Большом театре, как-то очень живо воскресили в памяти былое.

"...является порочным... антихудожественным произведением"... "Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней нет ни одной запоминающейся мелодии или арии. Она ... построена на сплошных диссонансах, на режущих слух звукосочетаниях... Вокальная часть оперы - хоровое,сольное и ансамблевое пение - производит убогое впечатление"... "Композитор не воспользовался богатством народных мелодий, песен, напевов, танцевальных и плясовых мотивов, которыми так богато творчество народов СССР"... "композитор пренебрег лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в oсобенности, отличающейся внутренней содержательностью, богатством мелодий и широтой диапазона, народностью, изящной, красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире, любимым и доступным широким слоям народа жанром музыки"... - Не правда ли, знакомые слова?
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#2

Еще в 1936 году, в связи с появлением оперы Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", в органе ЦК ВКП(б) "Правда" были подвергнуты острой критике антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича и разоблачен вред и опасность этого направления для судеб развития советской музыки.

"Правда", выступавшая тогда по указанию ЦК ВКП(б), ясно сформулировала требования, которые предъявляет к своим композиторам советский народ.

Несмотря на эти предупреждения, а также вопреки тем указаниям, какие были даны Центральным Комитетом ВКП(б) в его решениях о журналах "Звезда" и "Ленинград", о кинофильме "Большая жизнь", о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, в советской музыке не было произведено никакой перестройки.
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#3

Отрыв некоторых деятелей советской музыки от народа дошел до того, что в их среде получила распространение гнилая "теория", в силу которой непонимание музыки многих современных советских композиторов народом объясняется тем, что народ якобы "не дорос" еще до понимания их сложной музыки, что он поймет ее через столетия и что не стоит смущаться, если некоторые музыкальные произведения не находят слушателей. Эта насквозь индивидуалистическая, в корне противонародная теория в еще большей степени способствовала некоторым композиторам и музыковедам отгородиться от народа, от критики советской общественности и замкнуться в свою скорлупу.

Культивирование всех этих и им подобных взглядов наносит величайший вред советскому музыкальному искусству. Терпимое отношение к этим взглядам означает распространение среди деятелей советской музыкальной культуры чуждых ей тенденций, ведущих к тупику в развитии музыки, к ликвидации музыкального искусства.
Подробней

Постановление "Об опере "Великая дружба" Мурадели"#4

Оргкомитет Союза советских композиторов превратился в орудие группы композиторов-формалистов, стал основным рассадником формалистических извращений. В Оргкомитете создалась затхлая атмосфера, отсутствуют творческие дискуссии. Руководители

Который год из этих славных стен
Идет чреда бесславных смен.
Идут, идут -
Хоть караул кричи!
Все маленькие шостаковичи!"
(Карикатура из журнала "Советская музыка" № 1 за 1948 г.)
Подробней