ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Паваротти осчастливил Киев

Впечатление одного зрителя от сольного концерта ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ во дворце "Украина" 13 апреля 2005 года
(в рамках заключительного концертного турне "Farewell tour 2005").


Свершилось! В Киеве первый и последний раз дал концерт последний из Великих итальянских теноров - Лучано Паваротти.
Известие о том, что певец даст концерт и в нашем городе, появилось ещё в феврале этого года, и запланирован он был на 14 марта, однако через несколько недель стало известно, что концерт перенесён на 13 апреля.

 Ещё месяца за полтора до концерта по всему городу были развешены рекламные плакаты и щиты с портретами певца, по многим телеканалам и по радиостанциям пошла реклама. Совершенно точно можно сказать, что так часто по радио и ТВ голос знаменитого тенора киевляне ещё не 
слышали. А за день до концерта новостные программы тоже начали анонсировать знаменательное событие, а заодно и уверять, что Паваротти - личный гость Президента Украины.

…Чтобы пройти ко дворцу "Украина" в день концерта, надо было пройти от метро сквозь строй шикарных автомобилей с государственными и частными номерами: ведь концерт Паваротти вызвал интерес не только у любителей классической музыки, но и у тех, кому она абсолютно чужда, однако правила "тусовки" обязывали, вот они и пожаловали. Впрочем, на эту категорию посетителей и рассчитывали организаторы концерта, ибо билеты по цене от 60 до 900 долларов США практически недоступны широкому кругу украинских меломанов. Хотя даже среди обладателей "дешёвых" билетов было много тех, кто пришёл не для того, чтобы послушать концерт, а для того, чтобы "на других посмотреть и себя показать"…

Конечно, самые пылкие любители из тех, что не смогли купить билет, всё же устроили осаду у входа. Политикам и бизнесменам пришлось проходить массированный опрос о наличии "лишнего" билетика, причём эти люди предлагали отдать билет им… бесплатно! Впрочем, именно этот путь был для них единственно возможным, однако получить вожделенный "билетик", конечно, удалось очень немногим.

Концертный зал дворца "Украина" изначально предназначен для эстрадных и рок-концертов - соответственно, и акустика там соответствующая, потому выступающим здесь мастерам классической музыки (среди которых уже побывали Хосе Каррерас, Монсеррат Кабалье, Елена Образцова, Зураб Соткилава, оркестр Мариинского театра под управлением В. Гергиева и др.) приходится использовать микрофоны - иначе даже оркестр дальше третьего ряда партера не слышно!

Партнёрами знаменитого певца в этот вечер были сопрано Кармела Ремиджио (Carmela Remigio), концертмейстер и дирижёр Леонe Маджиера (Leone Magiera) и симфонический оркестр Национальной филармонии Украины.

Итальянская певица обладает широким оперным репертуаром от Монтеверди до Пуччини и уже работала с такими великими дирижёрами, как Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Лорин Маазель, Риккардо Шайи, Мьюн Вун Чанг, однако в крупных мировых театрах пока не выступала. В 1992 году она завоевала Первый приз на Международном вокальном конкурсе Лучано Паваротти в Филадельфии.

Леоне Маджиера известен и как пианист (он выступал с концертами на сцене Ла Скала, Метрополитен опера, Зальцбургском и Флорентийском (Maggio Musicale) фестивалях, Венском Мюзикферайн), и как дирижёр - сотрудничал с Берлинским симфоническим оркестром, оркестром Ла Скала и др., но и его имя, кончено, не на слуху даже у искушённых меломанов.

Впрочем, зрители уже заняли свои места и ждут начала концерта. В зал входит Президент Украины Виктор Ющенко - ему-то и достаются первые аплодисменты в этот вечер.
После этого открывается занавес, и уже Лучано Паваротти - главный герой вечера. Трёхминутную овацию он получил, даже не успев открыть рот; видимо, эти аплодисменты тенор получил за свой вклад в мировую музыкальную культуру.

Первые семь номеров концерта исполнялись под фортепианный аккомпанемент Леоне Маджиеры. Безусловно, в этом был огромный смысл: весь концерт певец сидел, а рояль отчасти скрыл этот факт, на рояле лежали ноты (тенор пользовался ими постоянно), там же стоял стаканчик с жидкостью, которую Паваротти частенько попивал.

Кармела Ремиджио мне не понравилась - очень скучным, на мой взгляд, исполнением как песен, так и многих арий, крикливые, зажатые верхние ноты, отсутствие лёгкости звука (у меня почти всё время было ощущение, что певица слишком скованно поёт) - вот негативные черты. К позитивным следует отнести достаточно красиво звучание среднего регистра, наличие нижнего, понимание того, что она поёт. С точки зрения актёрского мастерства - посмотреть было на что. Несмотря на то, что это был не спектакль, итальянка была убедительна в Мими, Тоске и Виолетте. В музыкальном плане меньше всего мне понравилась ария Тоски, а больше всего - Мими. Отмечу, что в исполнении сцены из "Богемы" перечисленных недостатков почти не было. Кстати, и зал принимал певицу достаточно скромно.

Работу Леоне Маджиеры я бы назвал великолепной и скромной одновременно. Он отлично взаимодействовал с вокалистами как концертмейстер и дирижёр, легко управлялся с малознакомым оркестром, добившись своими ясными намерениями и жестами достаточной скоординированности и сбалансированности звучания оркестра.
Сольные номера в исполнении оркестра не были слушателям в тягость, а дали возможность насладиться музыкой. Хотя отдельные оркестранты (не по вине дирижёра) несколько раз всё же отличились киксами и другими неприятными моментами, один раз группа медных духовых уж очень неудачно вступила. Но всё же работа оркестра и дирижёра удостоилась отдельных и продолжительных аплодисментов зрителей.

…Но как же, как же он пел?! Пел великий Лучано Паваротти плохо. Годы взяли своё. В свои шестьдесят девять лет певец сохранил незабываемый тембр и фразировку, неплохо звучал средний диапазон… и это всё. Верхний регистр хоть и появлялся время от времени, однако наверху певец, если не хрипел-скрипел, то был так зажат, что радости это не доставляло (исключением стала небольшая фермата в конце дуэта "O soave fanciulla", которая ему всё же удалась). Удивило, насколько уменьшилось некогда "бесконечное" дыхание. В актёрском плане певец и вовсе ничего не представлял: полное отсутствие движения, маловыразительная мимика, взгляд, направленный в ноты. Было хорошо слышно, как быстро утомляются связки: первые номера концерта и первые номера после антракта были явно лучше остальных (лично мне больше всего понравились "Recondita armonia" и "Chitarra Romana"), но даже в каждом из этих номеров было явно слышно и даже видно, что начинает певец гораздо легче, середина же часто вовсе превращалась в сущий ад из скрипов, незаконченных фраз, прерванных нот и невразумительных звуков.

Впрочем, зал принимал "титана оперы" радушно. Редкое посещение классических концертов, давящие легендарное имя и реклама сделали своё дело: большинство зрителей были в полном восторге от его пения. После окончания концерта - море аплодисментов, крики "бис!" (иногда с указанием того, что именно надо бисировать: "Бис - "Caruso!"" или "Encore Nessun dorma!") и "стоячая" овация привели к тому, что певец исполнил приготовленные заранее номера "на бис". Следует отметить, что исполнил он их ещё хуже основной программы - видимо, ввиду накопившейся усталости. Ну, а перед последним номером великий итальянский тенор пригласил на сцену одного из самых известных украинских теноров - Владимира Гришко.

Концерт успешно закончился, длительные (по украинским меркам) овации сменились восторженными разговорами об удовольствии, полученном на концерте, которые плавно перешли в обсуждение об успешности знакомства с политиками, звёздами телевидения, эстрады (или созерцании последних).

У меня же осталось ощущение, что я увидел угасание оперной звезды-гиганта! Конечно, все, кто единожды был на концерте Паваротти, сможет рассказывать об этом внукам, и рассказать будет что, ведь иногда так важно почувствовать, что и ты прикоснулся к деяниям великих - пусть даже в период их заката и лишь однажды, но - "живьём"!

© Владимир Милованов , 2005.
Киев.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.

Публикация: 21-04-2005
Просмотров: 3079
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.