ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Вести из Киева

Наш постоянный киевский автор Владимир Милованов делится своими впечатлениями от спектаклей, которые он посетил в Национальной опере Украины им. Тараса Шевченко

Впечатления одного зрителя от премьерных представлений оперы Петра Ильича Чайковского "Мазепа"

Дирижёр-постановщик - Владимир Кожухарь
Режиссёр-постановщик - Дмитрий Гнатюк
Хормейстер-постановщик - Лев Венедиктов
Художник-постановщик - Мария Левитская
Постановка танцев Виктора Литвинова
Хореография Джона Пиклика (Канада)
Дирижёр - Александр Барвинский

Мазепа - Роман Майборода, Иван Пономаренко
Кочубей - Тарас Штонда, Николай Шопша
Любовь Кочубей - Татьяна Пиминова, Елена Бихунова
Мария - Оксана Дыкая, Светлана Добронравова
Андрей - Дмитрий Попов, Дмитрий Кузьмин, Александр Востряков
Орлик - Олег Сычёв, Сергей Ковнир
Искра - Степан Фицыч
Пьяный казак - Сергей Пащук
Палач - Олег Сычёв, Богдан Тарас

Дирижёры - Владимир Кожухарь, Александр Барвинский

Мазепа - один из известнейших украинских гетманов. Его легендарное имя является для многих символом борьбы украинцев за независимость, для иных - синонимом предательства. Довольно долго одноимённая опера П. И. Чайковского по мотивам поэмы А. С. Пушкина "Полтава" отсутствовала в репертуаре главного оперного театра Украины. Первая премьера нынешнего сезона вернула зрителям произведение двух гениев.

Однако… Режиссёр-постановщик Дмитрий Гнатюк, который сам много раз пел заглавную партию в предыдущих постановках, на сей раз возобновлял спектакль. Но вся его деятельность свелась к тому, чтобы развести по разным сторонам солистов, расставить хор и указать им направление движения. Иными словами, режиссура в спектакле отсутствовала! Солисты использовали приёмы и движения, выученные в других постановках. Если быть откровенным, полное отсутствие режиссерской мысли произвело крайне удручающее впечатление. Не должен на главной оперной сцене Украины идти спектакль в такой примитивной постановке.
Оформление спектакля вообще приводило в ужас: декорации были взяты из других постановок ("Тоска", "Царская невеста", "Война и мир", "Борис Годунов", "Набукко" и др.). Традиционные украинские костюмы хора соседствовали с декорациями, которые следовало бы отнести к авангардным направлениям (это следствие компиляции). А костюмы солистов явно относились к различным историческим периодам. И мне не ясно, чем занималась Мария Левитская, готовясь к этой премьере.

Постановка танцев Виктором Литвиновым в хореографии Джона Пихлика оказалась ниже всякой критики, но ещё ниже был уровень исполнения, особенно мужские танцы. Вообще, для постановки украинских танцев необходимо приглашать хореографов (а для исполнения - и солистов) Ансамбля им. Вирского: там украинские танцы ставят и танцуют так, что двухчасовой концерт смотрится на одном дыхании. Здесь же пять минут танца были скучнее, чем вся оставшаяся опера.

Однако, если визуальная часть постановки ужасает, то музыкальная всё-таки больше радует.

Владимир Кожухарь провёл спектакль в довольно странном ритме. Я бы назвал его "угловатым": паузы, даже мельчайшие, несколько удлинялись, акцентировались. А учитывая то, что и сама опера написана в достаточно "рваном" темпе, трактовка мне не понравилась. Осталось непонятным для меня и выпячивание партий медных духовых, оркестр у Кожухаря порой заглушал солистов. Александр Барвинский (который дирижировал вторым и третьим спектаклями) сделал оперу гораздо более мягко, а оркестровые группы сбалансировал между собой, уважительно и бережно отнёсшись к голосам солистов. В итоге - прекрасный результат.

У исполнителей заглавной партии принципиальное отличие в характерах было следующим: Мазепа Романа Майбороды - страшен, зол, тоталитарен, могуч и коварен. А Иван Пономаренко больший упор делает на чувства к Марии, во всех его действиях чувствуется влюблённость; его Мазепа скорее человек-политик, чем самодержец.
Что касается пения, то оба исполнителя были в равной степени интересны, давали сбалансированный звук, фальшивили мало. Однако Роману Майбороде явно не хватало дыхания - правда, пел он чисто. Пономаренко же, наоборот, выдавал великолепные legato, но много хрипел со второго акта и далее. Знаменитую арию "О Мария, Мария…" оба героя спели неплохо, оба взяли "запредельное" ля-бемоль, но оба плохо с него сошли, чуть лучше это удалось Пономаренко.

Исполнительницы партии Марии имели свои плюсы и минусы. Опытная Светлана Добронравова создала великолепный образ, прекрасно взаимодействовала с оркестром, но её верхние ноты звучали невыносимо плохо, а средний и нижний регистр, напротив - хорошо.
Оксана Дыкая прекрасно звучала во всех регистрах, её голос легко "покрывал" оркестр и хор, но молодости всегда не хватает понимания, не хватает мастерства, и как результат - образ Марии получился слишком простым, "плоским".
Правда, стоит отметить, что молодость Оксаны, её внешние данные, типично украинские черты лица во многом сглаживали недостатки её актёрского мастерства. Я предпочитаю Оксану Дыкую в этой партии, я верю, что с каждым спектаклем её Мария будет становиться всё интересней и интересней!

Главным героем первого премьерного спектакля стал Тарас Штонда. Солист Национальной оперы Украины и Большого театра Российской Федерации исполнял партию Кочубея. Полноценный образ, изученный в Большом театре с Робертом Стуруа, ещё раз подчеркнул отсутствие режиссуры в нашей постановке, поскольку то, что делал Штонда, не мог поставить Гнатюк, и это подтвердил Николай Шопша, исполнявший эту партию в двух следующих спектаклях. Мимика, жесты, движение, все действия Штонды показывали на сцене Кочубея.
То, как справился с труднейшей вокальной партией Штонда, заслуживает уважения, а результат - восхищения. Великолепно расставленные акценты, насыщенные низы, полный звук в верхних нотах, которые в этой партии уж очень высоки для баса, кажущаяся лёгкость переходов от одних к другим, не могли не вызвать восторга. Николай Шопша, имеющий за плечами огромный опыт выступления в партии Кочубея, показал образ, традиционный для киевских постановок. Он легко справился с ролью (впрочем, для него тяжёлых образов в репертуаре нет). А вот вокальная сторона была заметно хуже. Возраст не позволял петь свободно, певец часто переходил даже на крик, иногда пел фальшиво, а верхние ноты давались крайне тяжело, и мною дважды давал "петуха". Хотя Шопша заметно уступает в этой партии Штонде, слушать его можно спокойно. Однако если вы узнаете, что поёт Тарас Штонда - не поленитесь, сходите на спектакль! Получите массу удовольствия!

В партии Андрея зрители смогли послушать сразу трёх исполнителей. Новая "звезда" Национальной оперы Дмитрий Попов продемонстрировал полное непонимание образа в первой картине первого действия, и до примитивности просто сыграл в третьем акте. Несмотря на крик, силы звука певца часто не хватало, хотя виной этому был не только он, но и "усилия" Владимира Кожухаря. Но у певца достаточно красивый голос, он почти не фальшивил, неплохо звучали все регистры, хотя верхний заметно хуже остальных. Дмитрий Кузьмин создал также простой, но гораздо более логичный образ, его голос отличается чистотой и силой, у него есть огромный потенциал. Однако вокальная техника певца очень слаба, певец слабо держит звук, время от времени фальшивит, и главная его беда - это "шатание" голоса. А до уровня исполнения великих теноров певцу ещё предстоит очень-очень длинная и тяжёлая дорога.
В целом, Кузьмин мне понравился больше Попова, хотя последний пел лучше. Если Кузьмин будет много и упорно заниматься, скоро он превзойдёт коллегу и по качеству вокала.

Третьим, самым опытным Андреем, был Александр Востряков. Александр - драматический тенор с огромным репертуаром, есть в нём и партия Андрея. Хотя к этому выступлению, как мне показалось, певец подошёл "спустя рукава". Его образ во многом уступал работе Кузьмина, хотя и превосходил Попова. К сожалению, Востряков и пел также "спустя рукава": несколько фальшиво, местами ему явно не хватало мягкости, кантилены, однако в героических моментах он был уже "на коне", верхние ноты поражали уверенностью и мощью, а ферматы - своей длительностью.

Сложная партия Любови покорилась Татьяне Пиминовой. Моя любимая меццо-сопрано Национальной оперы в своих двух спектаклях показала себя с самых лучших сторон. Великолепно звучали верхние ноты, насыщенно - низкие. Адекватно и убедительно сыграла Пиминова жену-героиню. Сильный характер, стремление к достижению своей цели - вот что легко увидеть в созданном образе.

А вот Елене Бихуновой партия далась с большими трудностями, особенно тяжело - в вокальном отношении. Крикливые верхи были лишены красоты и полноты звука, ввиду вокальных трудностей работа над образом отошла на второй план, оставшись в минимальном количестве. Остаётся (в который раз) пожалеть об отсутствии должной режиссуры, которая могла бы смягчить неопытность певицы, скрыть вокальные трудности.

Следует также отметить Сергея Ковнира в партии Орлика, который порадовал красотой и ровностью звука, убедительным образом, однако и другие исполнители небольших партий оперы не испортили.

В заключение скажу, что опера, в первую очередь - благодаря великолепной музыке, производит неизгладимое впечатление, а усилия солистов, хора и оркестра приводят к хорошему музыкальному результату. Рекомендую всем, кто ещё не успел, посетить в Национальной опере Украины оперу Петра Чайковского "Мазепа", с оговоркой, что за режиссёрское решение и оформление спектакля рецензент "ответственности не несёт".
Сопрано поёт мало, но хорошо
"Риголетто" в Национальной опере Украины

Впечатления одного зрителя - 12.12.2004 (воскресенье).

Риголетто - Иван Пономаренко
Джильда - Сусанна Чахоян
Герцог Мантуанский - Игорь Борко
Маддалена - Татьяна Пиминова
Спарафучиле - Василий Колибабьюк
Граф Монтероне - Василий Путченко
Джованна - Светлана Кислая
Граф Чепрано - Сергей Ковнир
Графиня Чепрано - Наталья Моисеева
Марулло - Николай Киришев
Борса - Сергей Пащук
Паж - Людмила Семененко
Дирижёр - Николай Дядюра

Спектакли с участием Сусанны Чахоян в Национальной опере Украины, к сожалению - событие не частое. Но во второе воскресенье декабря лучшее колоратурное сопрано Украины и одна из любимейших киевской публикой солисток исполнила партию Джильды в опере Верди "Риголетто".

Для этой партии Сусанна имеет великолепные внешние данные, она молода и красива. Однако одного этого, разумеется, в опере недостаточно - но артистка порадовала и в вокальном отношении: великолепное звучание голоса во всех регистрах, изумительный тембр, кажущаяся лёгкость преодоления сложнейших колоратур, звенящие и яркие верхние ноты (хоть чуткое ухо дотошных ценителей и уловило лёгкую зажатость некоторых верхних нот) - всё это доставило массу удовольствия и тем впервые посетил оперу, до опытных меломанов и завсегдатаев театра.
Но не вокалом единым радовала зрителей Чахоян. Детально продуманный образ, подлинность чувств, ясная дикция не могли оставить равнодушными зрителей!

Следует отметить некоторое отличие в деталях образа по сравнению с предыдущими спектаклями. На мой взгляд, эти изменения не вполне подходят к образу Джильды. Так, в первом акте Джильда, как мне показалось, была чуть более фривольной, а в арии второго акта было больше от обыкновенного рассказа, нежели от раскаяния и страдания. Это хоть и привнесло в образ индивидуальность, однако несколько уступает образу в предыдущем спектакле Чахоян, где исповедь Джильды трогала до слёз, да и была более логична.

Таким образом, ей ещё есть над чем работать, хотя достигнутым молодой солисткой уже можно восхищаться. Впрочем, эту певицу отличает ум, который виден и в концертах, и в вокале, и в созданных образах. Думаю, в следующем спектакле, а я надеюсь, дирекция нас не заставит уж слишком долго ждать его, мы увидим новые изменения в образе Джильды, созданном Сусанной Чахоян. Успех спектакля стал в первую очередь её заслугой, а успех был огромным! Сама Сусанна сорвала шквал аплодисментов и лестных криков "Брава!".

Заглавную партию исполнял опытный Иван Пономаренко. Хорошая вокальная форма и достойное исполнение технически трудной партии, умело созданный образ также доставили зрителям много приятных моментов. Насыщенный красивый звук приятного тембра, к сожалению, иногда сменялся хрипловатыми либо фальшивыми нотами, но всё же таких моментов было немного. Особенно удачно получился знаменитый монолог "Pari siamo!".
Следует отметить, что и Пономаренко продолжает работать над образом. В этот раз Риголетто был больше страдающим отцом, нежели раненым тигром. А зрители, пусть и в меньшем количестве, также награждали исполнителя выкриками "Браво!".

Публика всегда любит тенора, но это был явно не день Игоря Борко, исполнявшего партию герцога Мантуанского. Исполнитель почти всё время пел слабым или неясным звуком, грешил фальшивыми нотами и заметно упростил образ.

Уверенно исполнил партию Спарафучиле Василий Колибабьюк. Певец умело обращался с не совсем чистым от природы, но мощным голосом, а также хорошо впел и отрепетировал свою партию.

Лучшая на сегодня меццо-сопрано Национальной оперы Татьяна Пиминова исполнила небольшую, но яркую партию Маддалены. Эта роль уже давно отработана певицей до мельчайших деталей и её, как и большинство других партий в её репертуаре, Пиминова всегда поёт на высшем уровне.

Среди солистов, исполнивших партии второго плана выделился Сергей Ковнир.
В партии графа Монтероне дебютировал молодой Василий Путченко. И, как это часто бывает, первый "блин вышел комом".

Оркестр под управлением Николая Дядюры играл на редкость плохо, с множеством киксов. Было впечатление, что оркестранты забыли повторить (а некоторые - просто выучить) свои партии.

И всё же никому не удалось испортить великолепный спектакль, созданный усилиями Сусанны Чахоян, Ивана Пономаренко, Татьяны Пиминовой и Василия Колибабьюка. Такие спектакли на главной оперной сцене Украины, увы - редкость.

А тем, кто ещё не слышал Чахоян, я бы посоветовал обязательно сходить на спектакль с участием этой певицы.

© Владимир Милованов
Киев.
 

Если вы хотите по-настоящему ощутить украинское гостеприимство, пребывая в Петербурге, тогда гостиница Водограй – это ваш отличный выбор. Колоритные номера отеля, уникальная кухня, удобное расположение, выгодная ценовая политика – и это еще не все факторы, которые могут помочь вам сделать правильный выбор. Вы можете заглянуть на нашу страничку прямо сейчас, чтобы узнать более детальную информацию о данном предложении, ценовой политике, а также забронировать номер.

Публикация: 18-04-2005
Просмотров: 7314
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.