ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Игра Доминго не смогла спасти тоскливых "Николая и Александру"

"Я - странствующий хранитель, бродяга, который избран, чтобы спасти эту страну", - пел Пласидо Доминго на мировой премьере оперы Деборы Драттел (Deborah Drattell) "Николай и Александра" в Опере Лос-Анджелеса 16 сентября. Но персонаж, которого исполнял Доминго, Распутин, не смог спасти имперскую Россию от революции. И Пласидо Доминго, генеральный директор и суперзвезда Лос-Анджелесской оперы, не смог спасти "Николая и Александру" от провала.

Заказанное театром, амбициозное, трехактное произведение было скучной и холодной с музыкальной точки зрения иллюстрацией событий из жизни обреченной царской семьи и "безумного монаха" Распутина, который облегчал страдания больного гемофилией наследника престола. В воскресенье во время первого из пяти представлений в Павильоне Дороти Чэндлер прозвучала почти вся музыка, которую можно услышать на православной литургии, но все молитвы о новом прекрасном пополнении оперного репертуара остались безответными.
Не улучшило положения и то, что Распутин, наиболее интересный персонаж, появился только в четвертой сцене. Было бы лучше, если бы Драттел и либреттист Николас фон Хоффман сделали его главным действующим лицом и назвали оперу "Распутин". Вместо этого либретто мечется взад и вперед от 1894 до 1918 года, года гибели царского семейства.
Частично историческая трагедия, частично история любви, опера производит наибольшее впечатление в сценах, передающих страдания царицы Александры, связанные с болезнью сына и меньше убеждает в эпизодах, иллюстрирующих сексуальные похождения Распутина (сцена оргии вызвала в зале откровенное хихиканье).
Доминго пел, несмотря на болезнь горла, что заставило артистического директора Эдгара Байцеля сделать после антракта объявление о том, что "несмотря на советы врача Доминго решил продолжать выступление и просит вас о снисходительном отношении".
В этом не было необходимости. Фанаты Доминго были счастливы "оказывать ему снисхождение". Режиссер Энн Богарт сделала его персонажа скорее утешителем, чем сумасшедшим, и он выглядел поразительно чисто для человека, который редко мылся. 62-летний тенор пел прекрасно, преодолевая некоторую хрипотцу своего крепкого, темного голоса.
Родни Гилфри в партии Николая звучал положительно по-царски, хотя его игра была несколько искусственна, как ожившая живопись маслом. Нэнси Густафсон воплотила очень яркий образ Александры, выразительный как с музыкальной, так и с драматической точки зрения. Заслуживают одобрения исполнители второстепенных партий и хор под руководством легендарного Мстислава Ростроповича, для которого это был дебют на сцене театра.
Главная проблема была не в певцах, а в музыке. Хотя уроженка Бруклина Драттел показала себя большим специалистом в пассажах кларнета и кульминациях торжественной меди, музыка была слишком далека от описываемых событий. Не надейтесь на незабываемые арии. Как и в большинстве современных опер, музыка "Николая и Александры" испытывает почти патологический страх перед тем, чтобы не показаться приятной, броской или мелодичной, как будто доходчивость уменьшила бы ее художественную ценность и свела до уровня бродвейского мюзикла.
Но яркий стиль "брызги шампанского" - это как раз то, что нужно опере, которая идет 2 часа 45 минут (включая антракт). Вместо этого представление шло в построенных Робертом Израэлем движущихся пятнисто-зеленых стенах, которые должны были символизировать прогнивший царский режим. Художник по костюмам Кэтрин Цубер предложила артистам элегантные платья и мундиры, которые, однако, не помогали понять, что за таинственные фигуры появляются время от времени из-за кулис и принимают загадочные и искусственные позы.
Безвкусные, невоспитанные и бессовестные революционеры, конечно, все как один - негодяи. Но опера "Николай и Александра" виновна кое в чем еще: она - скучна.

Дирижер: Мстислав Ростропович
Режиссер: Энн Богарт
Художник: Роберт Израэль
Художник по костюмам: Кэтрин Цубер
Свет: Кристофер Акерлинд
Хормейстер: Уильям Вендис.
Партии исполняли: Пласидо Доминго, Родни Гилфри, Нэнси Густафсон, Кейт Элдрич, Лоррейн Эрнст, Виталий Ковалев, Джозеф Франк, Гэри Райдаут, Джонатан Прайс.

© Валери Шер, "San Diego Union-Tribune"
Перевод Ольги Гуровой, 2003.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить авторов сайта в известность.

Публикация: 21-09-2003
Просмотров: 3366
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.