Набукко: Хор одной цивилизации
Страстное, но уравновешенное звучание оркестра Королевского театра оставляла ощущение, что музыканты играют "Набукко" по памяти (то же самое многие испытывали от симфоний Бетховена в исполнении Берлинского филармонического). Этот оркестр обладает исполнительскими качествами, независимыми от дирижера, которому, однако же, достается нелегкая задача раскрытия всего потенциала коллектива. Опытный Бруно Бартолетти испытание выдержал.
В качестве постановщика был приглашен Шарль Рубо, который вместе с Изабель Партио (сценография) и Катей Дюфло (костюмы) создал изысканную и ясную mise en scene, достойную высокого уровня события. Средний Восток "Набукко" - это земля писаний: древнееврейских из Библии и ассирийской клинописи, и Рубо позволил словам доминировать на сцене. Например, храм Израиля - это огромный черный зал, где на стенах золотом написаны библейские стихи на древнееврейском языке, в то время как Вавилонское царство изображено чередованием театральных кулис и легких занавесей, красных, как кровь или закат, с золотой клинописью. Божественная неизменность и надежность израильского храма противопоставлена эфемерности и театральной изменчивости ассиро-вавилонской власти и идолопоклонству. Смысл этого решения полностью раскрывается в сцене проклятия Навуходоносора, который, празднуя триумф над поверженным народом Сиона, провозглашает себя богом, и в результате падает под гневом Яхве. Его поражает не ураган "спецэффектов", а один простой и емкий библейский стих, словно скала, обрушившийся ему на голову, приводя к разорению и безумию, от которых его освободит только покорение Богу Израиля.
В этой постановке слово живет на сцене в двух плоскостях: иного и человеческого миров. Подобное явное присутствие написанного слова в оперной постановке нам приходилось видеть только в "Лоэнгрине" Maggio Musicale Fiorentino 1999 года в постановке Луки Ронкони. Там тоже, благодаря великолепной интуиции режиссера, слово (теперь уже либретто Вагнера) вплеталось в сценографию, проецируясь на занавеси и стены и создавая потрясающий символический эффект.
После оркестра, хора, дирижера и режиссера "пятый элемент" - это певцы. Даже если бы в "Набукко" главная роль принадлежала хору евреев, нельзя назвать второстепенными противостояние тирана и священника, обман рабыни, захватившей царский трон и отрекшейся от отца, а покаяние, обращение и подчинение божественной власти всегда остаются драматургическими и музыкальными основами оперы.
Баритон Лео Нуччи замечательно сыграл правителя Вавилона, роль, которая требует, помимо певческих, еще и незаурядных актерских качеств. Певец не разочаровал ни в первом, ни во втором. Одна маленькая деталь - плод режиссерской интуиции - поразила во время арии обращения и прощения, предшествующей возвращению к власти (IV акт: "Dio di Giuda! l'ara e il tempio/ A te sacri sorgeranno..."): Набукко появляется на сцене в разноцветном колпаке, почти как у Арлекина. Раздавленный Божьим гневом, лишенный трона Абигаиль, которая впоследствии оказывается рабыней, персонаж из царя превращается в шута, достойного мантии короля Лира. Актер-певец блестяще сыграл гениального безумца, наделив свой персонаж всеми необходимыми свойствами. Режиссерский выбор заставляет вспомнить об одном драматургическом направлении, которое завершится Риголетто: правители, отцы, лишенные самого дорогого, цари и шуты, балансирующие между властью и безумием, силой и бессилием, заново переживают свои страдания в операх Верди.
Абигаиль Сузанны Невес обладает незаурядными вокальными достоинствами, однако не слишком убедительна в острых сценах, недостаточно передает оттенки, которые драматургия требует от "Anch'io dischiuso un giorno" (II акт, первая сцена), где необходим "патетический" эффект. Интересно, что Абигаиль - единственный персонаж женского пола, облаченный в платье с широким шлейфом, напоминающим о тщеславном семнадцатом столетии и спорах о длине одеяний примадонн, знаке иерархической значимости роли. Ферруччо Фурланетто придает Первосвященнику евреев Захарии (бас) необходимый вес и характер. Вспомним, что Псалмы Давида часто предваряются словами "начальнику хора", после чего следует указание о музыке.
Никола Росси Джордано (Измаеле) и Глория Скальки (Фенена), двое влюбленных, находящиеся в разных лагерях, достойно исполнили свои роли, пусть и не главные в опере, целиком посвященной Богу. Хороши были и остальные: Энрико Турко (жрец), Розарио Ла Спина (Абдалло), Сабрина Модена (Анна), чей голос иногда выделялся в ансамблях.
Однако, "Набукко" - это прежде всего хор, многоголосие. Знаменитый "Va' pensiero..." - редкий момент слияния публики и сцены, артистов и зрителей, момент невероятной гармонии музыки, драматургии и общества. В Парме обнаруживается вся тайная природа этой славнейшей из оперных страниц: это хор общества, которое познавало себя в театре, слушало (и сейчас слушает) свой голос со сцены, это память об общине, которая соблюдала свои обычаи на сцене, галерке и в фойе. Не будем забывать, что театр, прежде всего оперный, но также и драматический, в восемнадцатом веке был одним из важнейших факторов формирования итальянского общества, чего сейчас, к сожалению, уже нет. В постановке есть указание на эту связь: сначала несколько хористов встают со своих мест (среди них - некто очень напоминающий Иисуса Пазолини), переглядываются, наконец, медленно на крещендо продвигаются к авансцене.
Парма - город, неотделимый от своего хора и оркестра, своего театра и своей высокоразвитой цивилизации.
Не обошлось и без биса, который лишь усилил первое неповторимое впечатление. Хор "Набукко" этой великолепной постановки был хором цивилизации… театральной.
© Джанни Чикали
© Перевод - Мария Козлова
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить авторов сайта в известность.
Высококачественная и поистине изумительная итальянская мебель всегда ценилась во многих странах мира. Если и вы хотите оформить ваш дом с надлежащим шиком и красотой, вам предлагается итальянская мебель галерея, где вы сможете найти именно то, что давно искали. Огромный выбор, отличное качество и широкий диапазон стоимости изделий приятно вас порадуют. Посетите наш сайт уже сейчас, чтобы легко и удобно подобрать мебель для воплощения ваших идей.
Публикация: 28-08-2003
Просмотров: 3455
Категория: Рецензии
Комментарии: 0