ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"Турандот" в Киеве

премьера оперы Дж. Пуччини "Турандот" в Национальной опере Украины 14, 15 июня и 1 июля 2003 года

В Национальной опере Украины прошли три премьерных спектакля давно анонсированного совместного украинско-итальянского проекта - постановки оперы Джакомо Пуччини "Турандот" Первый спектакль транслировался в прямом эфире по одному из итальянских каналов, его же обещают показать и по Первому национальному телеканалу.

Дирижёр-постановщик - Владимир Кожухарь
Режиссёр-постановщик - Марио Корради
Хормейстер-постановщик - Лев Венедиктов
Художник-постановщик - Мария Левитская
Танцы в постановке Виктора Ярёменко
Хормейстеры - Владислав Згуровский, Анатолий Семенчук
В спектаклях принимал участие народный художественный коллектив "Детская опера" Подольского дома творчества. Художественный руководитель - Наталья Нехотяева.

14.06.2003
Принцесса Турандот - Татьяна Анисимова
Император Альтоум - Степан Фицыч
Тимур, татарский царь, изгнанник - Сергей Магера
Неизвестный принц (Калаф), сын Тимура - Владимир Кузьменко
Лю, юная рабыня - Лилия Гревцова
Пинг, великий министр - Пётр Приймак
Понг, великий советник - Николай Шуляк
Панг, великий повар - Дмитрий Попов
Мандарин - Михаил Киришев

15.06.2003
Принцесса Турандот - Лидия Забилястая
Император Альтоум - Степан Фицыч
Тимур, татарский царь, изгнанник - Валентин Пивоваров
Неизвестный принц (Калаф), сын Тимура - Марьян Талаба
Лю, юная рабыня - Светлана Добронравова
Пинг, великий министр - Пётр Приймак
Понг, великий советник - Николай Шуляк
Панг, великий повар - Дмитрий Попов
Мандарин - Владимир Опенько

01.07.2003
Принцесса Турандот - Татьяна Анимимова
Император Альтоум - Степан Фицыч
Тимур, татарский царь, изгнанник - Богдан Тарас
Неизвестный принц (Калаф), сын Тимура - Владимир Кузьменко
Лю, юная рабыня - Ольга Нагорная
Пинг, великий министр - Пётр Приймак
Понг, великий советник - Николай Шуляк
Панг, великий повар - Сергей Пащук
Мандарин - Михаил Киришев

Постановка действительно удалась. С каждым спектаклем билеты достать было всё трудней и трудней, а за неделю до 3-го спектакля уже все знали, что все билеты проданы.

Режиссёр Марио Корради (долго работавший помощником Жан-Пьера Поннеля) поставил весь спектакль с размахом, задействовав не только большое количество артистов хора, но также и миманс, и артистов балета. Таким образом, большую часть времени сцена была заполнена людьми "до отказа". Интересным было решение ролей Пинга, Понга и Панга, которые много поют и находятся на сцене, но в то же время они явно отличаются от остальных героев оперы. Эта троица была одета не в стилизированные под древний Китай костюмы, как хор и другие герои, а во фраки. Министры курили, нюхали наркотики, бросались черепами - в общем, разбавляли обстановку юмором, веселя зрителей. И в целом это эклектичное решение следует признать успешным, хотя в сцене пыток и смерти Лю подобный юмор был явно неуместен.

Ещё один интересный момент - сцена загадок. С каждой разгаданной загадкой Турандот лишалась части своего одеяния: с неё снимали наряды. Таким образом, после третьей загадки она осталась в белом платье, которое могло означать как и чистый лёд, так и наготу - что и подчеркнул режиссёр. Этот момент как бы показал, что без загадок Турандот стала беззащитной. Остановлюсь ещё на одном моменте, который был прекрасно сделан на первом спектакле, но уже в третьем полностью пропал: в момент появления Турандот на несколько секунд, за её спиной располагался зеркальный диск, освещённый сильным прожектором. В результате зрители были ослеплены - получалось, что ослепляла красота Турандот! Более того: я даже не могу сказать, вышла ли в первом спектакле Турандот или нет, поскольку был ослеплён. Этот момент казался маленьким чудом! В остальном же спектакль был вполне добротным.

Мария Левитская, готовившая к этой постановке декорации и костюмы, заметно изменила свой прежний стиль, чем и порадовала зрителей. Цветовая палитра её значительно обогатилась. В целом её работа порадовала. Но запоминающихся находок, интересных решений или впечатления полной гармонии нет. Так, например, странно выглядят парики у хора, костюм Калафа, задник в третьем акте, изображающий Великую китайскую стену с маленькой луной в центре.

Значительно лучше была решена музыкальная часть спектакля. Чувствовалось, что дирижёр Владимир Кожухарь хорошо поработал с оркестром. Вся опера исполнялась чётко, осмысленно. Что касается темпов, то они были несколько замедленны, но от этого, мне кажется, опера в чём-то выиграла, приобретя благоговейный пафос. Слаженная работа хора - результат великолепной работы Льва Венедиктова, который уже много лет является главным хормейстером театра.

Что касается исполнителей, то Татьяна Анисимова, исполнявшая заглавную партию в первом и третьем спектаклях очень хорошо справилась со своей задачей, став главной героиней всех представлений. Её мощнейший голос с неким металлическим оттенком, уверенными низами и оглушающими верхами как нельзя лучше подходил для этой партии. Татьяна представила Турандот умной, злой, коварной, но в то же время и женственной. А любовь Калафа и его поцелуй лишь избавили её от "негатива", оставив ум и женственность. Опытная Лидия Забилястая хоть и справилась с партией пристойно, но интонация уже утратила идеальную чистоту; мощь уже не та - таким образом, она уступала Анисимовой. Забилястая изображала лёд на сцене, что, быть может более традиционно, чем решение Анисимовой, но её лёд, к сожалению, так и не растаял.
Калаф Владимира Кузьменко, специально приглашённого на эту партию, в первом спектакле ужасающе орал. Его бесконечное staccato и форсирование привело к тому, что партия была загублена начисто, и лишь после знаменитой арии "Nessum dorma" ему удалось спеть в дуэте с Турандот нечто удобоваримое. Третий спектакль прошёл более удачно: Калаф Марьяна Талабы был лучше, хотя и ему не удалось красиво спеть знаменитую арию - однако пел он звучно, отлично "отоварив" все регистры. Покорились Талабе и те ноты, включая вставное "до" во втором акте, которые оба раза "упустил" Кузьменко. Но, к сожалению, глубиной образа наши Калафы не отличались.

Из трёх Лю первый акт лучше всех получился у Ольги Нагорной, а третий - у Лилии Гревцовой. Все три исполнительницы продемонстрировал хорошую образность, владение техникой. Ольга и Лилия доставили зрителям немало приятных минут, а вот Светлана Добронравова показала, что её голос уже явно не подходит для этой партии.

Прекрасно исполнил партию Тимура редкий гость нашей сцены Валентин Пивоваров. Его бархатные низы и ошеломительные ферматы продемонстрировали, что он пребывает в прекрасной вокальной форме - ну, а опыта и понимания партии ему не занимать. Хорошо справился с партией и Богдан Тарас, в отличие от разочаровавшего Сергея Магера.

Министры на всех спектаклях пели слаженно и ровно, порадовав зрителей хорошей образностью и вокалом. Учитывая то, что им досталось наибольшее количество перемещений по сцене, это стоит особенно отметить.

Император Альтоум Степана Фицыча был слабым и безголосым.
В очередной раз испугал вокалом Михаил Киришев (Мандарин в 1-ом и 3-м спектаклях). Подобный уровень вокала неприемлем не только на премьере, но и вообще в музыкальном театре. В отличие от упомянутого певца, Владимир Опенько исполнил эту партию очень хорошо. В целом спектакль мне, да и всем зрителям, понравился, а успех нарастает с каждым спектаклем.

© Владимир Милованов, 2003.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить авторов сайта в известность.

Публикация: 31-07-2003
Просмотров: 6147
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.