ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

ЧАРОДЕЙКА не очаровала...

Эндрю Кларк, "Файнэншл Таймс", 4 марта 2003 года.

Как мировая общественность должна праздновать трёхсотлетие Петербурга - это вопрос открытый. Всякий, имеющий время и лишние деньги, захочет поглощать культурные сокровища города непосредственно в Петербурге. Ну, а все остальные должны быть счастливы хотя бы "отгрызть кусочек издали" - и кусочки эти варьируются в размерах и качестве, в зависимости от воображения поставщика. Большинство западных столиц могут ожидать от Санкт-Петербурга культурного импорта того или иного рода, но главенствуют здесь импресарио, что приносят собственную дань.

Это именно то, что сделал Паоло Пинамонти, директор лиссабонского Национального театра Сан Карлос. Не удовлетворяясь символическими жестами, Пинамонти использует юбилей для исследования недооцененных пластов прошлого Петебурга - в данном случае, малоизвестной оперы Чайковского "Чародейка". Пинамонти организовал это, как совместную постановку с петербургской Мариинкой (где состоялась премьера оперы в 1887 году), таким образом разделив расходы и предоставив театр певцам Мариинского театра для "пробы" спектакля в постановке Дэвида Паунтни "где-нибудь" - до того, как в июне он будет дан в Петербурге.
Есть несколько городов, гораздо болee привлекательных с точки зрения посещения оперы, и существует немного меньше театров, чем исторический, но восхитительно отреставрированный театр Сан Карло. В его распоряжении - чудесный хор из восьмидесяти человек - значительный плюс для жанровых сцен Чайковского - и оркестр, который делит своё время между сезоном из восьми опер и активной концертной деятельностью. Судя по вкладу в исполнение "Чародейки", оркестр нуждается в более сильном руководитетеле, чем нынешний главный дирижёр, Золтан Пешко. Только в мощных катаклизмах четвёртого акта дирижёр начал проникать в душу партитуры Чайковского.
Но даже если считать неким образцом концертные спектакли Валерия Гергиева в Ройал Опера в 1998 году, "Чародейка" звучит довольно затянутой даже в хороших руках. Сам сугубо мелодраматический сюжет - в котором вольная в мыслях и поведении хозяйка постоялого двора Настасья запутывается в романтических отношениях с князем и княжеским сыном - оставляет всех либо мёртвыми, либо сумасшедшими. Для Паунтни это - классическая сказка XIX века, где патриархальным репрессиям противопоставляются чувства эротической и чувственной свободы, отражая страсти и воздержанность музыки и самой жизни Чайковского.
Это помогает объяснить, почему все четыре акта режиссёр поместил в одной декорации аристократического салона. Отсюда мы должны вывести, что Чародейка - это alter ego высокомерной жены князя. Они занимают одно и то же место, они бьются насмерть на поле боя мужской психики. Это интересный тезис, но его следовало оставить в черновиках. Дайте Паунтни ярд, он отхватит милю. Дикая драка в первом акте - кич чистейшей воды, который разбавлен сомнительного качества современной хореографией и ужасающе надуманным появлением Настасьи, опускаемой на скамеечке откуда-то сверху из-под софитов. Второй акт идёт от плохого к худшему: нечестивый Мамиров вовсю щупает княгиню, а невесть откуда взявшаяся в доме девочка (символ невинности, которой суждено скоро быть поруганной) носится кругами на лошадке… Интимные дуэты в третьем акте выглядят совершенно рутинно, зато в финале оформление художника Роберта Иннеса-Хопкинса представляет собой нечто вроде послевоенной разрухи.
Было бы большой неблагодарностью винить приглашённых русских артистов за вялое впечатление, что произвёл этот спектакль: я сомневаюсь, что западные артисты смогли бы найти во всей этой постановке хоть какой-то смысл… Ольга Сергеева создала образ этакой доблестной Настасьи - роль, для которой подошла бы Карита Маттила. Виктор Черноморцев, Ольга Савова, Александр Морозов и Владимир Гришко безуспешно старались изображать из себя аристократов. Любовь Соколова в роли Девушки вообще зря тратила время на сцене. Эти певцы скроены для классических постановок - таких, какой и должна быть "Чародейка".

© Перевод Кирилла Веселаго 


При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
 

Вам срочно понадобился эвакуатор, а у вас нет номера телефона для того, чтобы вызвать его? Тогда заходите к нам на сайт для того ,чтобы заранее записать его и всегда иметь возможность вызвать эвакуатор! Нет ничего хуже, чем ждать проезжающих мимо машин глубокой ночью, чтобы спрашивать у их владельцев помощи или номер телефона службы экстренной эвакуации автомобиля. Всего этого удовольствия вы будете лишены, если зайдете на наш сайт и запишите необходимый номер прямо сейчас!

Публикация: 4-03-2003
Просмотров: 1579
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.