ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Кароль Шимановскийю "Король Рогер"

Вот и начались Гастроли Польской Национальной оперы в Москве, открывшиеся оперой Кароля Шимановского "Король Рогер". Эта опера была создана на основе романа Ярослава Ивашкевича, герой которого - реальный исторический персонаж - король Роджер II, правивший Сицилийским королевством в XII веке. Опера посвящена религиозным исканиям, борьбе христианства и язычества за душу человека. Само по себе действие довольно статично и не изобилует яркими сюжетными ходами. В Сицилийском королевстве появляется некий Пастух-лжепророк, который соблазняет народ и призывает к служению Дионису и чувственным наслаждениям. Король Рогер, по требованию Архиерея и Дьяконессы, назначает суд над святотатцем, однако во время выступления перед судом Пастуху удается соблазнить своим учением народ Сицилии и королеву Роксану, которая оставляет Рогера и уходит с Пастухом. Король погружен в мрачные раздумья, он не может жить без Роксаны и решает склониться перед Пастухом. Восходящее солнце ослепляет Короля, и он приносит в жертву солнцу свое сердце.

Кароль Шимановский
"Король Рогер"
Опера в 3 действиях
Либретто Ярослава Ивашкевича и Кароля Шимановского
Действующие лица и исполнители:
Рогер II, король Сицилии (баритон) - Войтек ДРАБОВИЧ
Роксана (сопрано) - Зофья КИЛЯНОВИЧ
Эдриси, арабский мудрец (тенор) - Кшиштоф ШМЫТ
Пастух (тенор) - Рышард МИНКЕВИЧ
Архиерей (бас) - Петр НОВАЦКИЙ
Дьяконесса (меццо-сопрано) - Агнешка ЗВЕРКО
Солисты, хор и оркестр Польской Национальной Оперы
Детский хор Большого театра России

Дирижер - Яцек КАСПШИК Режиссер - Мариуш ТРЕЛИНЬСКИЙ Сценограф - Борис Ф. КУДЛИЧКА Костюмы -Магдалена ТЕСЛАВСКА, Павел ГРАБАРЧИК

Музыка оперы, начатой Шимановским в 1918 году, после путешествия в Италию и на Сицилию и под впечатлением от "Пеллеаса и Мелисанды" Дебюсси, - просто роскошна: импрессионизм, густо замешанный на романтизме, богатство тембров и красок, непрерывный, плавно льющийся, как мёд, звуковой поток… Поистине, для воплощения этой роскоши на сцене нужен выдающийся исполнительский коллектив. И следует сказать, что для дирижера и оркестра эта постановка - несомненная удача.

Оркестр звучал превосходно: хорошо была разработана изысканная и тонко детализированная фактура, прихотливые ритмы сплетались в фантастические узоры, партитура словно сверкала и переливалась, рифмуясь с фосфоресцирующими, мерцающими силуэтами на сцене. По сравнению с этим пряным оркестровым великолепием хор звучал чуть грубовато и как-то "прозаично", но в полном ладу с оркестром, - что следует расценить как немалое достоинство, учитывая то, что хористы располагались на 4-м ярусе, весьма и весьма далеко от сцены.

Постановка и сценография оперы также впечатляющи, хотя постановщиками используются ставшие уже традиционными приемы современной оперной режиссуры, которые, в общем-то, хорошо знакомы зрителю: игра в профанацию христианской символики, дозированная эротика, современные сценические технологии, скрытое и не очень скрытое цитирование общеизвестных театральных и кинематографических образов. Все эти компоненты умело гармонизованы и вступают с музыкой Шимановского в диалог, который проясняет внутренний смысл оперы и придает сценическому действию динамику, отсутствующую в сюжете спектакля.

Все это музыкальное и постановочное пиршество было на должном уровне поддержано только одним из главных действующих лиц - известным баритоном Войтеком Драбовичем, исполнившим заглавную партию. Драбович - обладатель красивого, хотя и не очень сильного баритона благородного тембра. Кроме голоса певец обладает достойной вокальной и сценической культурой, умением создать интересный образ. Нельзя не отметить и несомненное наличие харизмы у певца, его умения приковать к себе внимание зрителей и не отпускать его даже в те моменты, когда он молчит и только слушает других участников спектакля. В целом можно отметить, что Драбович был главной и единственной "звездой" спектакля.

К сожалению, остальные певцы не только не поддержали высокого уровня постановки, но и просто не показали того качества исполнения, которое можно было бы ожидать от артистов главного оперного театра Польши.

Главная женская партия - королевы Роксаны - едва ли не самая выигрышная в опере. Прозрачная оркестровая фактура не требует от певицы ни особой силы звука, ни каких-то специальных вокальных или драматических красок, - но лишь умения петь очень чисто и точно. Голос уподоблен таинственному музыкальному инструменту, мелодическая линия, вплетаясь в звучание оркестра, образует причудливую готическую вязь. Неточная интонация здесь - страшное зло, губящее композиторский замысел. И мы вынуждены с грустью заметить, что Зофья Килянович со своей ролью не очень-то справилась, иными словами - она просто-напросто пела фальшиво.

Исполнитель едва ли не главной партии Пастуха тенор Рышард Минкевич имел в голосе только две или три прилично звучавшие ноты, и когда он на них попадал, то хоть что-то можно было услышать… Остальных же солистов было элементарно не слышно даже в партере, поэтому о качестве их исполнения не можем сообщить читателям ничего: ни хорошего, ни плохого.

Тем не менее, можно искренне порадоваться гастролям Польской Национальной оперы, которые дали возможность москвичам услышать прекрасного певца Войтека Драбовича и одну из красивейших опер, написанных в XX веке. Это был один из самых интересных спектаклей нынешнего сезона в Москве.

© Екатерина Алленова,
Ольга Гурова, 2002.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить авторов и редакцию в известность.

Призрачная справка:

"Король Рогер" - единственная опера Шимановского, и впервые разговоры о ней зашли, когда Ярослав Ивашкевич навестил Шимановского в Елизаветграде (позже - Кировоград). Первую версию либретто Ивашкевич (во многом основыясь на записках Шимановского) написал в июне 1920 года. Но в процессе композиции польский композитор решительно перекроил многое в либретто (особенно это касалось первого акта). Первоначально он собирался назвать оперу Pasterz, или "Пастух" - но все отошло в сторону, как только драматургический центр оперы сместился в сторону Короля. Все работы над партитурой, начавшиеся в 1920 году, были закончены только в 1924.
Первым представлением дирижировал Эмиль Млинарски, поставлено оно было Адольфом Поплавски в декорациях Винценти Драбик. Станислава Шимановска, сестра композитора, пела партию Роксаны.
Затем спектакли прошли в Дуйсбурге (1928), Праге (1932), Палермо (1949,) Варшаве (1965) Гданьске (1974) и Лондоне (1975).
Клавир оперы был опубликован в 1926 году; немецкий перевод вышел двумя годами розже - а в 1973 увидела свет полная партитура.
Кароль Шимановский, один из самых заметных польских композиторов начала ХХ века, родился 6 октября 1882 года на Украине, а умер в Лозанне 28 Марта 1937 года.
 

Представляем сайт, на котором про строительство дачных домов данные всегда самые актуальные! Огромное количество домов и коттеджей ежегодно появляются в нашей стране, люди строят дома и дачи, стараясь переселиться в загородное жилье если не на все время, то хотя на период отпуска! Жизнь на лоне природы на порядок выше по качеству городской, и это становится все более очевидным. Стройтесь вместе с нами и получайте отличный дом!

Публикация: 14-12-2002
Просмотров: 5784
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.