ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ БРИТТЕНА - 40 ЛЕТ СО ДНЯ ПРЕМЬЕРЫ

Для создания Военного Реквиема, крупнейшего хорального произведения Бриттена, формальным поводом стало освящение нового здания собора в Ковентри, что неподалёку от Бирмингема. Произошло это сорок лет назад, и нынешнее исполнение Военного Реквиема было приурочено к сей славной годовщине: первое исполнение Реквиема состоялось 30 мая 1962 года.

Знаменитый собор в Ковентри был разрушен во время фашистской бомбардировки в 1940 году. Поразмыслив, англичане решили не восстанавливать старый собор - но, оставив руины в качестве грустного напоминания предкам и всему человечеству, выстроили рядышком новый, "модерновый". Основная идея мемориала - это reconciliation, или примирение.
Бриттену эта идея была близка с самого начала; увидев в новом храме символ Примирения, он написал для Реквиема три сольные партии: для сопрано, баритона и тенора, совершенно определённо решив для себя, что эти партии должны исполнять русская, немец и англичанин соответственно. Этой традиции принято строго придерживаться на протяжении всей истории исполнения Реквиема - за исключением, по злой иронии судьбы, самого первого исполнения: тогда советские власти в последний момент просто "не выпустили" Галину Вишневскую за границу. Особенно дикой несправедливостью это кажется потому, что именно Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу - близким друзьям Бриттена - мы обязаны тем, что в Военном Реквиеме вообще существует партия сопрано. Тем не менее, позже Галина Вишневская внесла свой вклад в исполнение этого опуса Бриттена - как и Мстислав Ростропович в качестве дирижёра. Но на премьере сочинения Вишневскую пришлось заменить англичанкой Хитер Харпер; партию тенора исполнял Питер Пирс, а баритона - Дитер Фишер-Дискау.

Подобный "расклад" для трёх солистов был вызван решением Бриттена включить в канонический латинский текст Реквиема фрагменты "Поэмы мёртвых", написанной погибшим в расцвете лет в Первой мировой войне поэтом Уилфредом Оуэном. Тенор и баритон представляют героев поэмы - английского и немецкого солдата. Они поют в сопровождении небольшого камерного оркестра, выделенного Бриттеном в отдельную от основного оркестра группу, в то время, как сопрано исполняет латинский текст мессы в сопровождении большого симфонического оркестра и хора. Многие английские музыковеды рассматривают партию сопрано в этом произведении, как "голос всего страдающего человечества"; лично я больше склоняюсь к тому, что сопрановая партия в Реквиеме, скорее всего, представляет собой некий "Голос с Небес" - но не в словесных определениях, конечно же, здесь дело. Кроме того, в Реквиеме задействован детский хор мальчиков, поющих в сопровождении одного органа.

Во время первого исполнения Бриттен дирижировал камерным оркестром, в то время, как Мередит Дэйвис управлял всеми "главными силами". В последнее время, как правило, Реквием проводит один дирижёр: огромных трудностей тут нет, поскольку камерный и большой симфонический оркестры никогда не "пересекаются": большой состав молчит во время игры камерного - и, соответственно, наоборот.

...Я пишу об этом так подробно потому, что - к великому сожалению - исполнения Военного Реквиема Бриттена в России очень редки и, скорее, носят довольно случайный характер (я когда-то уже писал об этом.) А ведь Военному Реквиему сопутствовал небывалый успех с самого первого исполнения! Возможно, помимо собственно композиторского гения Бриттена, этому способствовала и его идея о "скрещении" канонического латинского текста мессы с поэзией Оуэна. Любопытно, что несколько раньше, на протяжении нескольких лет композитор обдумывал идею Реквиема (к которой его обратило убийство Махатмы Ганди), где он уже планировал включить различные тексты в латинский текст Реквиема. Тогда Бриттен так ничего и не написал - но совершенно ясно, что Военный Реквием воплотил все более ранние замыслы композитора.

Что касается этого исполнения, то его провёл молодой дирижёр Сакари Орамо - несмотря на "японское" звучание имени, финн по национальности - который занял пост Главного дирижёра у бирмингемцев с тех пор, как Саймон Рэттл оставил их, перейдя в Берлинскую филармонию. От того, что дирижёр этот в России практически неизвестен, менее талантливым он не стал, уж поверьте мне… В активе у Орамы - безупречно точный жест, полное знание материала вкупе с абсолютной ясностью намерений, и… удивительное какое-то добродушие; он буквально источает доброжелательность. В его манере дирижирования совершенно нет "кнута"; одни только "пряники". Тем не менее, это "работает", и очень успешно.

Возможно, его манеры художественного руководителя и Главного дирижёра просто пришлись по душе CBSO (City of Birmingham Symphony Orchestra); Сакари Орама был назначен на этот пост в сентябре 1996 года (с вступлением в должность с сентября 1998) - после всего двух выступлений с этим оркестром. С 1999 года он стал ещё и Музыкальным директором этого оркестра.
В репертуаре Орамы, необыкновенно тепло встреченным коллективом CBSO, значительное место занимают как опусы финских композиторов, так и англичан - Бриджа, Бриттена, Элгара, Воана Вильямса - не говоря, разумеется, о классике.
Достаточно искушённый скрипач, Орама уже работал концертмейстером Симфонического оркестра Финского радио, когда поступил на дирижёрские курсы финской музыкальной Академии Сибелиуса в 1989 году. В 1993, заменив заболевшего дирижёра буквально перед концертом, Сакари Орама снискал такой успех, что был немедленно назначен ассистентом Главного дирижёра. Начиная с сезона 2003/2004, он будет совмещать пост Главного дирижёра в Оркестре Финского радио с его текущими обязанностями Музыкального директора в CBSO.
Любопытно, что со дня премьеры Военного Реквиема "в рядах" CBSO остался лишь один исполнитель - первый кларнет Мартин Дэйвис; в дни исторической премьеры ему едва исполнилось девятнадцать лет. "Это было, мягко говоря, ужасно трудно, - вспоминает он. - Очень сложное сочинение для оркестра, которое мы разбирали впервые…"

…Исполнение было прекрасным, несмотря на акустические "трудности", возникающие, практически, в любой церкви (хоть "модерновой", хоть средневековой). Прекрасен был хор (я бы не писал об этом, если хор не состоял бы из добровольцев-"волонтёров", не получающих постоянного жалованья). Хорош был и детский хор, хотя - вопреки желанию Бриттена - был составлен не из мальчиков (отличающихся всё-таки более "небесным" звучанием), но исключительно из подростков-девочек.

Сольные партии были прекрасно исполнены английским тенором Джоном Марк Эйнсли, немецким баритоном Дитрихом Хеншелем и сопрано Еленой Прокиной>. На концерте присутствовали Королевские Высочества Граф и Графиня Уэссекса (младший сын британской Королевы с супругой).

Слева направо: тенор Джон Марк Эйнсли; сопрано Елена Прокина; Принц Эдуард, граф Уэссекса; дирижёр Сакари Орама; баритон Дитрих Хеншель
(после концерта)


© Кирилл Веселаго 
 
Отличная новость - скидки на продвижение сайта от известной компании! Только здесь опытные специалисты, настоящие профессионалы, смогут гарантировать вам не кратковременный, а долгосрочный успех продвижения, длительное нахождение вашего сайта в топе поисковых систем по нужным запросам, только здесь оптимизаторами используются самые новые, белые методы  продвижения. Сделайте свой сайт популярным, воспользовавшись нашими скидками! 

Публикация: 18-09-2002
Просмотров: 3466
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.