ТАКАЯ ИДИОТСКАЯ СУДЬБА...
Впрочем, применительно к новой постановке Английской Национальной Оперы в театре "Колизеум" слово "прошла" будет слишком уж торжественным. Премьера, скорее, "проползла", со скрипом "протащилась"... но, тем не менее, не "провалилась".
Началось с того, что... ничего не началось. Лишь через двадцать минут после того, как премьерная публика, томясь нетерпением, до отказа наполнила зал, ее ("дико извиняясь", разумеется) попросили... "погулять еще часок" - к нужному часу декорации были не смонтированы. Но интерес к опере был велик; никто не раходился. Лишь утром следующего дня, благодаря дотошному журналисту "Таймс" Доминику Кеннеди, все узнали, что у грузовика, транспортировавшего декорации, сначала спустило колесо, а затем "выгнало" все масло из автоматической трансмиссии... Многострадальный российский зритель, может быть, и "проглотил" бы все это, всхлипывая от сочуствия к шоферу и театру)- но для пунктуальных англичан подобные вещи не могут служить оправданием; в воздухе возникла пряная атмосфера скандала....
От скандалов другого рода публику, неожиданно для всех, постаралась избавить... цензура. Постановка режиссера Джонатана Мура (видимо, всерьез углубившегося в материал либретто), настолько изобиловала непристойностями, что буквально за несколько часов до премьеры несколько наиболее откровенных сцен были к показу запрещены (как видим, даже в "стране самой старой демократии" порнографию со "свободой" стараются не путать). Случай практически беспрецедентный - авторитетнейшие критики не могли припомнить, когда же последний раз оперная постановка вызывала интерес цензурного комитета - даже в Национальной Опере, которая славится своими "суперсовременными" трактовками.
Кстати, также на прошлой неделе приза Лоуренса Оливье была удостоена недавняя постановка "Хованщины" в Нэшнл Опера, где Досифей предстает перед зрителями в виде... огромного, лоснящегося от пота негра, всю одежду которого составляет крохотная повязка, прикрывающая "библейское место". Вообще, приверженность к "модерновым", подчас балансирующим на грани "китча" спектаклям - составная часть политики Английской Национальной Оперы. В отличие от "старшего брата" - Королевской Оперы Ковент-Гарден - не располагающий возможностями (прежде всего - финансовыми, конечно) для приглашения всемирно признанных "звезд", этот театр основной акцент в своей работе делает на "демократизм" (в Колизеуме все оперы даются на английском языке, в то время как в Ковент-Гарден - разумеется! - на языке оригинала) и на некоторую "экстравагантность" постановок.
Не стала исключением и "Жизнь с идиотом" - но то ли, в соответствии с русской пословицей, "первый блин" оказался комом, или сентенция капитана Врунгеля ("как вы яхту назовете, так она и поплывет") дала себя знать... Как бы то ни было, если у публики и были поводы для веселья, то для самих участников спектакля премьера, похоже, стала просто кошмаром. К примеру, далеко не все половые акты были изъяты из нынешней постановки беспощадной цензурой, и один из оных должен был происходить... в ванной. (Почему нет, в конце концов)? В согласии с тонким капризом режиссера и дизайнера, пресловутая ванная опускалась на сцену "с небес" - прямо из-под колосников. Однако (О Боги!) в процессе опускания в сценической машинерии что-то заело, и в то время, как один томился в раскачивавшейся над сценой ванной, другой невезучий любовник безутешно сновал внизу, всеми силами стараясь не обращать внимания на явный смех в зале...
"Дизайнер нынешней постановки Дэвид Блайт явно перестарался с декорациями, сделав все оформление спектакля чересчур сложным, - глубокомысленно заметил на страницах "Таймс" один из самых авторитетных и сдержанных лондонских критиков Родни Милнс. - А отсутствие должного количества технических репетиций сыграло с постановщиками поистине злую шутку!"
"Несмотря на то, что Национальная Опера напечатала официальное предупреждение, гласившее: "Возможно, некоторые сцены кто-либо может найти оскорбительными или непристойными", эпизоды с брызгами спермы и актом мужеложества в ванной, в дополнение к уже купированным ранее были изъяты из постановки непосредственно перед вторым спектаклем, - пишет Александр Воу в "Ивнинг Стандард". - Теперь в опере вряд ли можно высмотреть что-либо возмутительное; однако блестящая и захватывающая работа Джонатана Мура нисколько не потеряла в драматизме и не отпускает вас своим напряжением ни на мгновение". Кстати, автор либретто Виктор Ерофеев, посетивший премьеру, в беседе с директором Национальной Оперы мистером Деннисом Марксом заметил, что нынешняя постановка "Жизни с идиотом" - невзирая на все накладки технического толка, - безусловно лучшая из всех, что ему пришлось видеть.
...Все критики - в большей или меньшей степени - отвели, что называется, душу в своих рассказах о злополучной премьере. Но достаточно единодушно (а "единодушие критики" на Западе, в отличие от России, вовсе не пустой звук и встречается не часто) - журналисты отметили оригинальность новой оперы. Правда, в отношении собственно музыки, Родни Милнс замечает, что она написана вполне в традициях Шнитке: "Использование в многочисленных коллажах и аппликациях тем из Мусоргского и Шостаковича, русских народных песен и менее знакомых западному слушателю песен советских выполнено с потрясающим мастерством... Однако там, где музыкальная ткань принадлежит перу Шнитке целиком, партитуру более интересно смотреть, нежели слушать". Безоговорочно "поднимаются на щит" критикой только дирижер Ричард Армстронг, блестяще справившийся со сложнейшей партитурой, а также исполнители главных партий: Дэвид Баррелл - "Я", Луиза Кеннеди-Ричардсон - "Жена" и Элсдер Эллиот в роли Идиота (многие критики ехидно замечали, что он достиг впечатляющих актерских высот во многом, наверное, потому, что не тратил много времени на выучку текста - ведь вся его партия состоит только лишь из "Кхе!" - своеобразного покряхтывания). Эндрю Клементс, чья статья в "Гардиан" названа "Идиотская антреприза", замечает: "Поскольку есть люди, которые в происходящих на сцене раздевании, избиении жены, изображении половых актов и мужеложества находят массу смешного, постольку подобные оперы должны для них ставиться. Но прекрасно и профессионально поработавшие исполнители главных партий, безусловно, заслуживают лучшей оперы, где музыка будет адекватна их таланту". Далее он продолжает: "Если прикинуть просто на глаз, то в мире сейчас не менее двадцати опер современных композиторов, которые просто необходимо срочно поставить в Англии. Но "Жизнь с идиотом" - явно не из их числа".
Возможно, бедному англичанину просто неизвестно, что восхищение и восторг от музыки Шнитке ныне прочно вошли в "джентльменский набор" русского интеллигента, и потому он и пишет достаточно простодушно: "Если оставить в стороне мотивы из "Бориса Годунова", Чайковского, а также Интернационал, русские народные песни и гимнические советские мотивы, то собственная музыка Шнитке ограничивается странными, угрожающими секвенциями струнных или угрюмыми контрапунктами; легко запоминающимися "народными" мотивами и заоблачным визгом в партии Жены... Текст, в основном, не поется, но декламируется".
Как бы то ни было, но сейчас перед англичанами, в отличие от нас с вами, открываются широкие возможности для знакомства с современной русской оперой и терпкой сатирой известного русского либреттиста: постановка, сделанная в сотрудничестве с Шотландской Оперой, после еще трех спектаклей в лондонском "Колизеум" переедет в Глазго, затем в Эдинбург и в мае - в Ньюкастл. Петербуржцам и москвичам же, неравнодушным к современной музыке, отечественные оперные театры предлагают пока оттачивать вкус на бессмертных (и не вcегда успешно реанимированных) опусах Римского-Корсакова и Глинки.
Замечательная страна Болгария, столь близкая нам, когда-то чуть не ставшая 16-1 республикой Советского Союза, всегда привлекала наших соотечественников как своими замечательными пляжами, отличным сервисом, доброжелательными жителями, драматической историей, памятниками истории, культуры, архитектуры. Сегодня недвижимость в Болгарии доступна и для всех нас! Мы поможем вам выбрать тот дом, офис или квартиру, которую вы искали!
Публикация: 24-09-1992
Просмотров: 3028
Категория: Рецензии
Комментарии: 0