ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

М. П. Мусоргский. Борис Годунов

Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина. 

Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

Действующие лица:
Борис Годунов (бас-баритон)
Фёдор (меццо)
Ксения (сопрано)
Князь Василий Шуйский (тенор)
Андрей Щелкалов (баритон)
Пимен (бас)
Самозванец-Лжедимитрий под именем Григория (тенор)
Марина Мнишек (меццо)
Рангони (бас)
Варлаам (бас)
Мисаил (тенор)
Хозяйка корчмы (меццо-сопрано)
Юродивый (тенор)
Никитич, пристав (бас)
Ближний боярин (тенор)
Боярин Хрущов (тенор)
и др:
бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Пролог:
Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис непреклонно отказывается от престола, - но наутро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Однако торжество не радует государя — тяжёлые предчувствия не дают ему покоя.

1 действие

В келье Чудова монастыря согбённый старик-отшельник Пимен пишет летопись. Проснувшийся от звуков молитвы молодой монах Григорий Отрепьев начинает расспрашивать Пимена. С волнением он узнает, об убийстве царевича Дмитрия; "Он был бы твой ровесник..." - говорит старик. В голове Дмитрия начинает складываться некий план...

В корчму на литовской границе пожаловала парочка монахов-расстриг, бродяги Варлаам и Мисаил; они веселятся, пьянствуют и балагурят. Пришедший с ними Григорий расспрашивает Хозяйку о дороге на Литву. Неожиданно появляются два пристава, которым велено изловить сбежавшего "еретика". Григорий пытается всех обмануть, "читая" вслух указ и называя приметы Варлаама. Последний, выхватив у Григория грамоту, по слогам её читает. Когда становится ясно, что приметы совпадают с внешностью Григория, тот, воспользовавшись суматохой, бежит.

2 действие

Царский терем в Кремле. Дочь Бориса Ксению, горюющую об умершем женихе, утешает царевич Фёдор. Приходит Борис, тоже старающийся утешить дочь. Оставшись один, он погружается в тяжкие раздумья: и в семье, и в государственных делах нет царю удачи. Коварный и двуличный Князь Василий Шуйский приносит известие о том, что из Польши на Русь движется Дмитрий Самозванец, поддерживаемый поляками, выдающий себя за чудом спасшегося Царевича. Борис в ужасе; Шуйский оставляет царя, которому мерещатся страшные видения призрака убитого младенца.

3 действие

Польша; скучающая в Сандомирском замке честолюбивая Марина Мнишек мечтает занять московский престол: для этого она хочет пленить Самозванца. Иезуит Рангони также уговаривает Марину заманить Григория в любовные сети. Хитростью и лаской Марина разжигает в нем чувство любви. Она обещает принадлежать ему, когда он с помощью польского войска возьмёт Москву и станет российским царём.

4 действие

Толпа на площади перед собором Василия Блаженного; в народе ходят самые разные слухи о Самозванце. После богослужения из собора начинается выход самодержца. Народ жалуется ему на тяжёлую судьбу и молит: "Хлеба!" К Борису приближается Юродивый, жалуясь на детей, отнявших у него копеечку. "Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича!" - молит убогий. Потрясённый царь велит охране не трогать Юродивого.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все обеспокоены вестью о приближении Самозванца. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Неожиданно перед взорами бояр предстает царь. Специально вызванный Шуйским Пимен повествует о чудесном исцелении слепого пастуха, помолившегося над могилкой Дмитрия: тому якобы во сне послышался тихий голос, зовущий помолиться над своей могилкой в Угличе и называвший себя убиенным царевичем. Борис, не выдержав потрясений, решает отказаться от престола. Он зовет сына Федора, указывая на него, как на своего преемника, и падает замертво. Шуйский отстраняет Фёдора от царского трона.

На лесной поляне буйствует толпа. Варлаам и Мисаил подстрекают народ против Бориса; агенты иезуитов славят Лжедмитрия. Появляется Самозванец с войском, народ радостно приветствует его - толпа устремляется к Москве. В наступившей тишине слышен лишь плач Юродивого о народе православном.

Призрачная справка:

Мусоргский закончил работу над оперой в 1872 году. Однако позже внёс в неё изменения, как то: досочинение "польских актов" и (под влиянием некоего историка В. Никольского) изменения в финале - опера, заканчивавшаяся смертью Бориса, обрела "народный" финал. Кроме того, появился новый монолог Бориса. Таким образом, собственно авторских редакции оперы - две; но к ним впоследствии добавилась т.н. "редакция" Римского-Корсакова, "отлакировавшего" авторский музыкальный и гармонический текст. Кроме того, партитура оперы существует и в оркестровке Д. Д. Шостаковича.

© Кирилл Веселаго
 

Публикация: 20-04-2010
Просмотров: 4752
Категория: Наш ликбез
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.