Уильям Примроуз (1904 - 1982)
В истории исполнительского искусства, как, впрочем, и любого другого, всегда были и есть первопроходцы. Один из них - великий альтист со "значимой" фамилией Примроуз ("первоцвет"). Имена нынешних альтовых знаменитостей знает весь мир, а некогда альт считался инструментом "неудачников" - несостоявшихся скрипачей, уделом которых были оркестры или (в лучшем случае) камерные ансамбли. До поры, до времени альтистам-солистам попросту нечего было играть, кроме, разве что, "Гарольда в Италии" Берлиоза, двух сонат Брамса и старинных произведений, написанных в оригинале для виолы д'амур. И кто знает, как бы сложилась судьба альтового исполнительства, если бы не выдающиеся альтисты середины ХХ века - Пауль Хиндемит, Анри Казадезюс, Лайонел Тертис, Вадим Борисовский, благодаря которым альтовый репертуар обогатился сочинениями самого Хиндемита, Бартока, Уолтона, Онеггера, Мийо, Шостаковича, - и, в конце концов, альт стал привилегированным, "элитарным" инструментом на концертной эстраде.
Среди этой ослепительной плеяды альтистов Примроуз - один из первых, кто сделал сольную карьеру и, пожалуй, наиболее знаменитый - может быть потому, что оставил большее число записей, чем другие, а может быть оттого, что его партнерами были самые прославленные исполнители ХХ века - Яша Хейфец, Эммануил Фойерман, Григорий Пятигорский, Йозеф Сигети, Артур Шнабель, Мариан Андерсон. Хотя, конечно, и эти великие ансамбли, и записи обязаны своим появлением прекрасному дарованию Примроуза - проникновенной убедительности трактовок, изысканному, благородному тембру его инструмента, поразительному чувству стиля и ансамблевой чуткости.
В инструментальном исполнительстве, пожалуй, быстрей, чем в вокальном, сменяются вкусовые эталоны и критерии. Элегантно-утонченная манера Примроуза современному слушателю может показаться слегка архаичной, а его звук - недостаточно мощным (музыкант играл на сравнительно небольшом по размерам альте работы Николо Амати, принадлежавшем еще его отцу) в сравнении со звучанием альтов сегодняшних виртуозов. Но эта "архаичность" подобна блеску старинной драгоценности, которая со временем лишь возрастает в цене. Примроуз - шотландец, родом из Глазго. Его отец, Джон Примроуз, был альтистом-оркестрантом, некоторое время работал библиотекарем Лондонского симфонического оркестра. Он намеревался сделать из сына скрипача (как уже говорилось, карьера альтиста в начале ХХ века ничего блистательного музыканту не сулила) и, когда Уильяму исполнилось четыре года, отдал его в обучение к Камилло Риттеру, ученику знаменитых скрипачей и педагогов Отакара Шевчика и Йозефа Иоахима. Примроуз дебютировал в 12 лет, исполнив с оркестром концерт Мендельсона.
В 1919 году Примроуз поступил в лондонскую школу Гилдхолл - однако, как он сам после вспоминал не без доли лукавства, вовсе не был прилежным студентом: "Я держал в школьной раздевалке издание концертов под редакцией Иоахима, быстренько разбирал часть какого-нибудь концерта перед уроком и проигрывал в классе - все мои занятия этим и ограничивались".
Гораздо больший интерес Примроуза вызывали гастрольные концерты знаменитых исполнителей, часто выступавших в Лондоне. Он слушал Фрица Крейслера, Яшу Хейфеца, Пабло Казальса и впоследствии признавался, что эти концерты были для него лучшей школой: "Когда Казальс играл медленную часть концерта Лало, я вскакивал с кресла - он заражал своим вдохновением и буквально повергал в эйфорию".
В 1925 году Примроуз окончил Гилдхолл с золотой медалью, к тому времени уже несколько раз выступив с сольными концертами в английской столице. "Я был тогда ребячески-тщеславен и полагал, что превзошел всю скрипичную премудрость - до тех пор, пока не попал в руки моего великого учителя, тяжеловесного, неповоротливого, добродушного Эжена Изаи".
Примроуз занимался у Изаи в Брюсселе в 1925 - 1927 годах. Эти годы стали решающими в его карьере. Изаи убедил юношу, что у того есть все данные для того, чтобы стать превосходным альтистом, а вовсе не скрипачом. Надо сказать, что Джон Примроуз не допускал и мысли о том, что его сын станет альтистом - еще в детстве мальчику было запрещено даже прикасаться к тому самому альту Амати. Однако молодой Уильям тайком часто играл на нем и давно уже убедился, что этот инструмент импонирует ему гораздо больше, нежели скрипка.
Слово старого Изаи оказалось решающим - Примроуз сменил скрипку на альт. Произошло это в марте 1930 года, когда он стал участником Лондонского струнного квартета. "Теперь я настоящий альтист. Я сжег за собой все мосты, прошел дорогу в Дамаск, увидел свет, отрекся от прошлого и стал альтистом". Любопытно, что Примроуз сравнивает свое "обращение в альтовую веру" с обращением апостола Павла, который на пути в Дамаск, куда он шел гонителем христиан, оказался лицом к лицу с Христом и был ослеплен его светом. Для Примроуза альт действительно стал откровением.
В составе Лондонского квартета Примроуз гастролировал во многих странах Европы, в Северной и Южной Америке, а в 1935 году квартет распался из-за финансовых неурядиц. Примроуз стал выступать как солист, соглашаясь на любые предложения, чтобы залатать финансовую брешь, и его сольные альтовые программы имели неожиданно крупный успех. Среди примечательных его выступлений тех лет - исполнение в Лондоне концерта Уолтона с оркестром Королевской филармонии под управлением Томаса Бичема. "Репетиций было достаточно, - вспоминал Примроуз, - но Бичем явился только на последнюю. В результате во время скерцо он заблудился в партитуре, бестолково размахивая палочкой, как клинком. Исполнение спас концертмейстер, показывавший музыкантам такт…"
В 1937 году Тосканини пригласил Примроуза на первый пульт вновь созданного оркестра NBС. Альтист дал согласие - это был ценный оркестровый опыт, кроме того, ему интересно было убедиться, действительно ли Тосканини-дирижер так свиреп и страшен, как о нем рассказывают (по его словам, он быстро уверился, что это не более чем миф). В течение четырех лет Примроуз играл в оркестре у Тосканини, одновременно выступая с сольными концертами - с тем же Тосканини, Стоковским, Фуртвенглером, Вальтером, Бичемом, с 1939 года играя в составе созданного им "Примроуз-квартета", а с 1940 - еще и занимаясь преподавательской работой (его пригласили в институт Кертиса в Филадельфии). Он работал по 12 часов в сутки и благодарил судьбу за это - "я счастлив моей работой, как никогда в жизни".
Примроуз покинул оркестр в 1942 году - ходили слухи, что Тосканини собирается оставить свой пост, а без Тосканини Примроузу было бы в оркестре неинтересно. Кроме того, оркестровая работа занимала слишком много времени. Он целиком погрузился в сольную деятельность: в сезоне 1941 - 1924 годов - 32 сольных концерта, в следующем - 45, затем уже 64. В 1940-е годы осуществлены пожалуй, наиболее интересные записи Примроуза: Пассакалия Генделя в обработке для скрипки и альта и дуэты Моцарта (с Яшей Хейфецем), дуэт для альта и виолончели Бетховена (с Эммануилом Фойерманом). Трижды Примроуз записывал "Гарольда в Италии", это евангелие альтистов - с Томасом Бичемом, Сергеем Кусевицким и Шарлем Мюншем, а уже в следующее десятилетие - сонаты Брамса, сонаты и концерты Хиндемита, концерты Бартока и Уолтона, множество транскрипций…
С начала 1960-х годов альтист постепенно начал сокращать количество выступлений - он начал терять слух. В 1960-е годы Примроуз еще активно занимался преподавательской работой - в Индиане, в Южной Каролине, в Японии и Австралии, также писал книги об исполнительском искусстве. Преподавания он не оставлял до конца жизни - ученики обожали его, обаятельного, неизменно ровного в общении, истинного джентльмена. Примроуз умер от рака 1 мая 1982 года в Прово, в штате Юта (США).
© Е. Алленова
Если вы решили для себя куплю барабанную установку, тогда рекомендуем вам незамедлительно посетить нашу интернет-доску объявлений, которая специально предназначена для музыкантов, как начинающих, так и профессиональных. Мы собрали всех продавцов и покупателей в одном месте, что позволит вам значительно сэкономить свое время и подобрать именно то, что вы искали. Удобная навигация и доступный сервис позволит вам быстро найти все, что вы искали.
Публикация: 5-07-2009
Просмотров: 4781
Категория: Персоналии, Архив новостей
Комментарии: 0